Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
от 18 марта 2014 г. N 8-01/34
Резолютивная часть решения оглашена 11 марта 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено 18 марта 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, при участии от:
Гарантийного фонда Хабаровского края -, доверенность от 07.02.2014 б\н,
ООО "Авант-Аудит" - уведомлены надлежащим образом, явку представителя не обеспечили,
ЗАО "Восток-Аудит" - уведомлены надлежащим образом, явку представителя не обеспечили, рассмотрев дело N 8-01/34, возбужденное в отношении Гарантийного фонда Хабаровского края по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
ООО "Авант-Аудит" обратилось с жалобой в Хабаровское УФАС России на действия Гарантийного фонда Хабаровского края при проведении в 2014 году конкурса по отбору аудиторской организации на право заключения договора на оказание аудиторских услуг для проведения аудиторской проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, анализа финансово-хозяйственной деятельности Гарантийного фонда Хабаровского края за 2013 год, в части несоблюдения установленных Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" сроков публикации извещения о проведении указанного конкурса, не оформления и не размещения на официальном сайте Российской Федерации протоколов вскрытия конвертов, рассмотрения заявок, оценки и сопоставления заявок.
Приказом Хабаровского УФАС России от 19.02.2014 N89 возбуждено дело N8-01/34 по признакам нарушения Гарантийным фондом Хабаровского края антимонопольного законодательства.
В заседании Комиссии представитель Гарантийного фонда Хабаровского края с возбуждением в отношении фонда дела о нарушении антимонопольного законодательства не согласилась, пояснив, что в соответствии со статьей 14.9. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления, Гарантийный фонд в данный субъектный состав не входит. В связи с тем, что нормы КоАП РФ не предусматривают административную ответственность за ограничение конкуренции для некоммерческой организации в форме фонда, считает возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении фонда незаконным.
Комиссия Хабаровского УФАС России, изучив материалы дела, пояснения Гарантийного фонда Хабаровского края, пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 447, статьей 448 ГК РФ торги проводятся в форме конкурса (выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия) или аукциона (выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену).
Извещение о проведении торгов должно быть сделано не менее чем за тридцать дней до их проведения, извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене. В случае, если предметом торгов является только право на заключение договора, в извещении о предстоящих торгах должен быть указан представляемый для этого срок (пункт 2 статьи 448 ГК РФ).
10.01.2014 на официальном сайте Гарантийного фонда Хабаровского края www.garant.fond27.ru размещено извещение о проведении конкурса по отбору аудиторской организации на право заключения договора на оказание аудиторских услуг для проведения аудиторской проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, анализа финансово-хозяйственной деятельности фонда за 2013 год, конкурсная документация.
Дата начала приема заявок - 10.01.2014. Дата окончания приема заявок и вскрытия конвертов - 17.01.2014. Итоги конкурса подводятся в течение 2 дней с даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. Договор заключается на условиях, указанных в конкурсной документации и конкурсном предложении победителя конкурса, должен быть подписан победителем конкурса в срок не более 2 (двух) рабочих дней с момента согласования договора (пункт 12 извещения).
Из пункта 11 извещения следует, что критериями конкурса являются предложения аудиторских компаний по цене договора. Максимальная цена заключаемого договора - 100 000 руб.
Фактически отведенный на подачу заявок срок составляет 7 (семь) дней.
Формой N3, являющейся приложением к конкурсной документации (раздел 2 -образцы форм документов на участие в конкурсе) установлены критерии оценки заявок: опыт работы на рынке аудиторских услуг (определяется с даты получения лицензии на осуществление аудиторской деятельности), лет; количество штатных аудиторов участника конкурса (подтверждается квалификационными аттестатами аудиторов); количество штатных аудиторов, предлагаемых на аудиторскую проверку фонда; в том числе количество штатных аудиторов, предлагаемых на аудиторскую проверку фонда, имеющих стаж работы аудитором более 5 лет; стоимость услуг в рублях; сумма страхового возмещения (лимит ответственности) в рублях.
Порядка применения установленных критериев оценки, их содержание и значимость в конкурсной документации отсутствуют.
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции.
Пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъекта в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Необоснованное сокращение срока информационного обеспечения торгов препятствует получению неограниченным кругом лиц информации об их проведении, препятствует подаче заявки на участие в конкурсе, ведет к ограничению конкуренции при проведении торгов.
В свою очередь, отсутствие в конкурсной документации содержания, значимости критериев оценки конкурсных предложений участников, порядка оценки и сопоставления заявок препятствует формированию претендентами своих конкурсных предложений, исходя из их оценки по степени предпочтительности для заказчика, не позволяет претендентам воспользоваться своими преимуществами применительно к установленным критериям.
При таком положении Комиссия приходит к выводу о несоответствии в рассмотренной части действий организатора торгов части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Поскольку для Гарантийного фонда края проведение конкурса по отбору аудиторской организации в силу части 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" не является обязательным, следовательно, положения Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" применению не подлежат, в связи с чем доводы заявителя о несоблюдении установленных поименованным законом сроков публикации извещения о проведении указанного конкурса, не оформлении и не размещении на официальном сайте Российской Федерации протоколов вскрытия конвертов, рассмотрения заявок, оценки и сопоставления заявок Комиссией не принимаются.
Также Комиссия не может согласиться с доводами ответчика о необоснованности возбуждения настоящего дела со ссылками на Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку порядок производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства подчинен нормам Закона о защите конкуренции и кодексом не регулируется. Из содержания статьи 17 Закона о защите конкуренции не следует, что установленные в ней запреты распространяются только на органы власти либо органы местного самоуправления. Напротив, нормативный запрет этой статьи носит общий характер и не обусловлен статусом лица, проводящего публичные процедуры, основанием их проведения. Приведенный в части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции перечень действий, запрещенных при проведении торгов, не является исчерпывающим.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьями 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать действия Гарантийного фонда Хабаровского края, выразившиеся в сокращении срока подачи заявок, в неуказании в конкурсной документации значимости установленных критериев оценки и сопоставления заявок (предложений), порядка оценки и сопоставления заявок (предложений) при проведении в январе 2014 году конкурса по отбору аудиторской организации на право заключения договора на оказание аудиторских услуг для проведения аудиторской проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности, анализа финансово-хозяйственной деятельности Гарантийного фонда Хабаровского края за 2013 год, нарушающими часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать Гарантийному фонду Хабаровского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 16
"18" марта 2014 года г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, на основании своего решения от "18" марта 2014 N27 по делу N 8-01/34, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), предписывает:
1. Гарантийному фонду Хабаровского края в срок до 27 марта 2014 года прекратить нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в сокращении срока подачи заявок, в неуказании в конкурсной документации значимости установленных критериев оценки и сопоставления заявок (предложений), порядка оценки и сопоставления заявок (предложений) при проведении в январе 2014 году конкурса по отбору аудиторской организации на право заключения договора на оказание аудиторских услуг для проведения аудиторской проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности, анализа финансово-хозяйственной деятельности Гарантийного фонда Хабаровского края за 2013 год, с целью чего:
- исключить случаи сокращения срока подачи заявок, неуказания в конкурсных документациях значимости критериев оценки и сопоставления заявок (предложений), порядка оценки и сопоставления заявок (предложений) при проведении торгов,
- провести соответствующую разъяснительную работу с должностными лицами, ответственными за организацию и проведение торгов.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России не позднее 5 (пяти) дней со дня его выполнения (с приложением подтверждающих документов).
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 18 марта 2014 г. N 8-01/34
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016