Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 8 июня 2015 г. N 25
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Золина Г.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
Жуков И.А.- член комиссии, главный специалист - эксперт отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции;
Смерчанский Г.В.- член комиссии, специалист - эксперт отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело N25 по признакам нарушения ООО "Развитие ДНК" законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 N38 - ФЗ "О рекламе",
в присутствии предпринимателя <__> установила:
В результате осуществления государственного надзора за рекламной деятельностью хозяйствующих субъектов были выявлены признаки нарушения Федерального закона "О рекламе".
На территории города Ставрополя в марте 2015 г. распространялась реклама детского лечебно-консультативного центра следующего содержания:
Детский лечебно - консультативный центр. Осмотр + кольпоскопия + мазок на флору = 800 руб. www.razdnk.ru. Гинеколог. Срок действия акции с 1.02. по 30.04.2015 г. Информация об организаторе и условия акции по тел. 333 - 005 или на сайте www.razdnk.ru. ул. Дзержинского, 160а. Лиц. NЛО 26-01-002148 от 25.09.2013 г. Имеются противопоказания, проконсультируйтесь со специалистами.
Согласно информации указанной на сайте www.razdnk.ru, следует, что данные медицинские услуги оказывает ООО "Развитие ДНК" /г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 160, А, 355000/.
Данная реклама размещалась на территории города Ставрополя посредством наружной рекламы по ул. Доваторцев напротив центра стандартизации и метрологии, в лифтах жилых домов микрорайона "Перспективный" города Ставрополь, по ул. Тухачевского посредством транспортного средства (на автомобиле ГАЗ номер А 359 СА 126 установлен рекламный щит). Содержание рекламы в трёх случаях распространения идентичное.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38 - ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38 - ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Ставропольское УФАС России с целью установления признаков нарушения рекламного законодательства в действиях хозяйствующих субъектов распространяющих рекламу медицинских услуг, направило запрос в Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Ставропольскому краю.
Согласно ответа поступившего из Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Ставропольскому краю (вх. N3100 от 23.03.2015 г.) следует, что кольпоскопия является методом диагностики.
Таким образом, внимание потребителей рекламы концентрируется на информации о методе диагностики, а именно кольпоскопии, оказываемым ООО "Развитие ДНК", которыми могут воспользоваться потребители в детском лечебно - консультативном центре.
В силу пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N38 - ФЗ "О рекламе" рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с частью 8 статьи 24 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе", реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N38 - ФЗ "О рекламе" ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных частью 8 статьи 24 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе" несет рекламодатель.
В адрес Ставропольского УФАС России 27.04.2015 г. вх. N5038 были представлены запрашиваемые документы (договор N120-12-2014 г. от 30.12.2014 г., договор на оказание услуг N62 от 22.01.2015 г., договор аренды N07 от 19.01.2015 г.) исходя из которых следует, что во всех случаях распространения указанной рекламы рекламодателем является ООО "Развитие ДНК".
Согласно объяснениям, представленным в адрес Ставропольского УФАС России ООО "Развитие ДНК" следует, что для осуществления медицинской услуги указанной в спорной рекламе, а именно "кольпоскопии" не требуется специальной подготовки. В подтверждение своих доводов общество на рассмотрение дела N25 представило информационное письмо Комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию "О квалификационных требованиях к профессиональной подготовке врача акушера-гинеколога" от 26.05.2015 N06.1/1829. В содержании данного письма указывается, что наличие отдельной подготовки врача-акушера-гинеколога по каждому методу диагностики, лечения, реабилитации или профилактики заболеваний с документальным подтверждением врачом-специалистом освоения каждого метода, действующим законодательством не предусмотрено, поскольку они осваиваются в процессе получения высшего медицинского, послевузовского профессионального и дополнительного образования и входят в объём должностных обязанностей врача акушера-гинеколога. Исходя из вышеизложенного общество делает вывод, что реклама метода диагностики "Кольпоскопия" не подпадает под действие части 8 статьи 24 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе". Таким образом по мнению общества в действиях ООО "Развитие ДНК" отсутствуют событие и состав административного правонарушения.
Комиссия Ставропольского УФАС России изучив все доводы и материалы дела приходит к следующему выводу. Исходя из смысла части 8 статьи 24 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе", следует, что ограничения не распространяются на рекламу медицинских изделий, в случае если для использования данных медицинских изделий не требуется специальная подготовка. Реклама же методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
Следовательно, ООО "Развитие ДНК" допущено нарушение части 8 статьи 24 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.06 "О рекламе", выразившееся в распространении метода диагностики "Кольпоскопия" посредством наружной рекламы по ул. Доваторцев напротив центра стандартизации и метрологии, в лифтах жилых домов микрорайона "Перспективный" города Ставрополь, по ул. Тухачевского посредством транспортного средства (на автомобиль ГАЗ номер А 359 СА 126 установлен рекламный щит).
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную ООО "Развитие ДНК", поскольку в ней нарушены требования части 8 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N38 - ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Развитие ДНК", предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ставропольского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 08.06.15 Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 8 июня 2015 г. N 25
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016