Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - зам. руководителя управления - начальник отдела Спиридонов И.И.,
члены комиссии: - ведущий специалист-эксперт Табартова Т.Ю.,
- специалист-эксперт Аксёнов Д.А.,
рассмотрев дело N 10378/05-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения на торговой точке, расположенной по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Черемшанская, д. 10, рекламы разливного пива, содержащей признаки нарушения п. 5 ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в отсутствие представителей:
лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- общества с ограниченной ответственностью "Бьянко" (далее - ООО "Бьянко"), расположенного по адресу: 433508, Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Черемшанская, д. 10, - о месте и времени рассмотрения дела общество извещено надлежащим образом;
- общества с ограниченной ответственностью "Золотой дождь" (далее - ООО "Золотой дождь"), расположенного по адресу: 433508, Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Гагарина, д. 7, - в материалах дела отсутствует документальное подтверждение извещения общества о месте и времени рассмотрения дела, установила:
Ульяновским УФАС России определением от 03.12.2013 по факту распространения на торговой точке, расположенной по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Черемшанская, д. 10, рекламы разливного пива возбуждено дело N 10378/05-2013 по признакам нарушения п. 5 ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О рекламе". К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ООО "Бьянко". Рассмотрение дела назначено на 23.12.2013.
Представитель ООО "Бьянко" на рассмотрение дела 23.12.2013 не явился, о месте и времени рассмотрения дела общество извещено надлежащим образом. Из письменных пояснений ООО "Бьянко" (исх. N 12 от 16.12.2013, вх. N 11051 от 17.12.2013) следует, что на момент проведения сотрудником Ульяновского УФАС России фотосъёмки торговой точки, расположенной по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Черемшанская, д. 10, предпринимательскую деятельность в ней осуществляло ООО "Золотой дождь", которому ООО "Бьянко" по договору аренды от 26.04.2013 передало указанную торговую точку. ООО "Бьянко" рассматриваемую рекламу не размещало. С 13.09.2013 указанный договор аренды с ООО "Золотой дождь" расторгнут.
Определением от 23.12.2013 срок рассмотрения дела N 10378/05-2013 продлен до 03.02.2014, в связи с необходимостью привлечения к участию в рассмотрении дела в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, ООО "Золотой дождь", а также получения дополнительных доказательств по делу. Рассмотрение дела отложено и назначено на 21.01.2014.
Представитель ООО "Бьянко" на рассмотрение дела 21.01.2014 не явился, о месте и времени рассмотрения дела общество извещено надлежащим образом. Обществом, согласно определению от 23.12.2013, в Ульяновское УФАС России представлены копии следующих документов: лицензии на реализацию алкогольной продукции от 16.01.2013, свидетельства о государственной регистрации права от 07.10.2010, решения единственного участника ООО "Бьянко" N 7 от 06.06.2012, свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе, устава ООО "Бьянко", выписки из ЕГРЮЛ на ООО "Бьянко", информационного письма органа Госстатистики, а также банковские реквизиты общества (вх. N 129 от 13.01.2014).
Представитель ООО "Золотой дождь" на заседание Комиссии 21.01.2014 не явился, запрошенные документы и сведения обществом не представлены. О месте и времени рассмотрения дела ООО "Золотой дождь" извещено надлежащим образом.
Определением от 21.01.2014 срок рассмотрения дела N 10378/05-2013 продлен до 03.03.2014 с целью получения дополнительных доказательств по делу. Рассмотрение дела отложено и назначено на 11.02.2014.
Представитель ООО "Бьянко" на заседании Комиссии 11.02.2014 поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях общества по рассматриваемому делу (исх. N 12 от 16.12.2013, вх. N 11051 от 17.12.2013 и N 991 от 11.02.2014). Дополнительно сообщил, что рассматриваемую рекламу ООО "Бьянко" не изготавливало, не размещало и не распространяло, поскольку торговая точка, на которой реклама распространялась, была передана в аренду ООО "Золотой дождь".
Представитель ООО "Золотой дождь" на рассмотрение дела 11.02.2014 не явился, запрошенные документы и сведения обществом не представлены. О месте и времени рассмотрения дела ООО "Золотой дождь" извещено надлежащим образом.
Определением от 11.02.2014 рассмотрение дела отложено в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу. К рассмотрению дело назначено на 03.03.2014.
Представитель ООО "Бьянко" на рассмотрение дела 03.03.2014 не явился, о месте и времени рассмотрения дела общество извещено надлежащим образом.
Представитель ООО "Золотой дождь" на заседание Комиссии 03.03.2014 не явился, запрошенные определением от 11.02.2014 документы и сведения обществом не представлены. В материалах дела N 10378/05-2013 отсутствует документальное подтверждение извещения лица о месте и времени рассмотрения дела - заказное письмо с уведомлением N 43206871635845 от 14.02.2014 с определением от 11.02.2014, направленное по адресу места нахождения ООО "Золотой дождь" (433508, Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Гагарина, д. 7), вернулось в Ульяновское УФАС России с пометкой отделения почтовой связи "Истёк срок хранения".
Учитывая то обстоятельство, что процессуальные документы в ходе рассмотрения дела N 10378/05-2013 направлялись ООО "Золотой дождь" по адресу места его нахождения (по которому общество ранее получало корреспонденцию), исходя из п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 (по аналогии права), Комиссия приходит к мнению, что в данном случае нельзя признать извещение о месте и времени рассмотрения дела стороны по делу ненадлежащим из-за неполучения вышеуказанным юридическим лицом процессуальных документов, направленных в их адрес.
Исследовав материалы дела N 10378/05-2013, заслушав пояснения представителя лица, участвующего в деле, Комиссия пришла к выводу о необходимости признать рекламу разливного пива, размещенную на торговой точке, расположенной по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Черемшанская, д. 10, ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.
В ходе осуществления текущего контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Ульяновского УФАС России 21.07.2013 обнаружено, что на реализующей разливное пиво торговой точке, расположенной по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Черемшанская, д. 10, размещена реклама, содержащая признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (служебная записка N 593 от 03.12.2013).
В частности, слева от кассы размещена реклама, имеющая следующее содержание. В верхней части рекламы курсивом черного цвета с белой окантовкой указано: "Холодное Свежее Пенное Живое". В центральной части рекламы слева приведен фирменный логотип пива торговой марки "Пражечка" ("Pra?acka"), а слева перечислены торговые марки пива, а также иная продукция, реализуемая в торговой точке: "Чешская пивоварня "Пензенское" "Трехсосенское" "Чебоксарское" "Томское" "Чешское" квас лимонад снэки". В нижней части рекламы шрифтом белого цвета выполнена надпись "Чрезмерное употребление вредит здоровью". Все надписи и логотип выполнены на желтом фоне.
Справа от кассы размещена реклама, в центральной части которой слева приведен фирменный логотип пива торговой марки "Пражечка" ("Pra?acka"), а справа курсивом черного цвета с белой окантовкой указано: "ЛУЧШЕЕ СРЕДСТВО от МОРЩИН - 8 литров ПИВА на ночь". Ниже шрифтом белого цвета выполнена надпись "Чрезмерное употребление вредит здоровью". Все надписи и логотип выполнены на желтом фоне.
Также на внешней стене точки, реализующей разливное пива, размещены растяжки? имеющие следующее:
Над кассой. В центральной части рекламы приведен фирменный логотип пива торговой марки "Пражечка" ("Pra?acka"), справа от которого указано: "Холодное Пенное", а слева - "Свежее Живое". В нижней части рекламы шрифтом белого цвета выполнена надпись "Чрезмерное употребление вредит здоровью". Все надписи и логотип выполнены на желтом фоне.
Под кассой. На желтом фоне шрифтом черного цвета выполнена следующая надпись:
- "Когда пьёшь пиво, нужно знать меру, иначе можно выпить меньше.
- Пошлёшь дурака за бутылкой пива, так он, дурак, одну и принесёт.
- Пиво вкусно и на цвет красиво.".
Ниже шрифтом белого цвета выполнена надпись "Чрезмерное употребление вредит здоровью".
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В силу п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" информация, размещенная на внешних стенах торговой точки, расположенной по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Черемшанская, д. 10, является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - торговой точке, а также продукции, ею реализуемой (в том числе, пиву).
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Однако в нарушение указанной нормы закона реклама пива торговых марок "Пражечка" ("Pra?acka"), "Пензенское", "Трехсосенское" и др. размещена на внешних стенах торговой точки, расположенной по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Черемшанская, д. 10.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч. 7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ч. 2 ст. 21 указанного Федерального закона, несет рекламораспространитель.
В соответствии с п. 7 ст. 3 указанного закона рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В ходе рассмотрения дела N 10378/05-2013 установлено, что реклама разливного пива распространялась на торговой точке, принадлежащей на праве собственности ООО "Бьянко" (свидетельство о государственной регистрации права от 07.10.2010). Указанное помещение обществом используется как склад. Вместе с тем, по договору аренды от 26.04.2013 нежилое помещение, расположенное по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Черемшанская, д. 10, передано во временное пользование ООО "Золотой дождь". На момент фотофиксации рекламы разливного пива с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе деятельность по его реализации в помещении, расположенном по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Черемшанская, д. 10, осуществляло ООО "Золотой дождь". В материалах дела отсутствует документальное подтверждение принадлежности ООО "Бьянко" рассматриваемой рекламы, в отличие от ООО "Золотой дождь", которое в период с 26.04.2013 по 13.09.2013 осуществляло предпринимательскую деятельность в помещении, расположенном по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Черемшанская, д. 10, и, согласно п. 3.4.1 договора аренды от 26.04.2013, имело право по своему усмотрению обустраивать арендуемую им площадь.
Следовательно, рекламодателем и рекламораспространителем в данном случае является ООО "Золотой дождь".
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" по результатам рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решения и выдает предписания. Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдаются на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей.
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона "О рекламе").
Административная ответственность за нарушение п.5 ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О рекламе" предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктами 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать рекламу разливного пива, размещённую на торговой точке, расположенной по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Черемшанская, д. 10, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Золотой дождь" предписание о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Бьянко" предписание о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 18.03.2014.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.И. Спиридонов
Члены Комиссии Т.Ю. Табартова
Д.А. Аксёнов
ПРЕДПИСАНИЕ N 10
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
03.03.2014 г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - зам. руководителя управления - начальник отдела Спиридонов И.И.,
члены комиссии: - ведущий специалист-эксперт Табартова Т.Ю.,
- специалист-эксперт Аксёнов Д.А.,
на основании своего решения от 03.03.2014 по делу N 10378/05-2013 о признании рекламы разливного пива, размещённой на торговой точке, расположенной по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Черемшанская, д. 10, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, предписывает:
1. Обществу с ограниченной ответственностью "Золотой дождь", расположенному по адресу: 433508, Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Гагарина, д. 7, в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, прекратить распространение рекламы разливного пива на внешних стенах торговой точки, расположенной по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Черемшанская, д. 10.
2. Обществу с ограниченной ответственностью "Золотой дождь", расположенному по адресу: 433508, Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Гагарина, д. 7, представить в Ульяновское УФАС России документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 30 апреля 2014 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Ульяновское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.И. Спиридонов
Члены Комиссии Т.Ю. Табартова
Д.А. Аксёнов
ПРЕДПИСАНИЕ N 11
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
03.03.2014 г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - зам. руководителя управления - начальник отдела Спиридонов И.И.,
члены комиссии: - ведущий специалист-эксперт Табартова Т.Ю.,
- специалист-эксперт Аксёнов Д.А.,
на основании своего решения от 03.03.2014 по делу N 10378/05-2013 о признании рекламы разливного пива, размещённой на торговой точке, расположенной по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Черемшанская, д. 10, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, предписывает:
1. Обществу с ограниченной ответственностью "Бьянко", расположенному по адресу: 433510, Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Черемшанская, д. 10, в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, прекратить распространение рекламы разливного пива на внешних стенах торговой точки, расположенной по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Черемшанская, д. 10.
2. Обществу с ограниченной ответственностью "Бьянко", расположенному по адресу: 433510, Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Черемшанская, д. 10, представить в Ульяновское УФАС России документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 30 апреля 2014 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Ульяновское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.И. Спиридонов
Члены Комиссии Т.Ю. Табартова
Д.А. Аксёнов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 1647-05 (опубликовано 20 марта 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016