Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 17 марта 2014 г. N 34-Т/2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Дегтярева Р.В. - руководитель управления,
Члены Комиссии:
Крамаренко Е.В. - начальник отдела контроля органов власти;
Зайцева А.А. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
Еременко С.Г. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
в присутствии представителей Муниципального унитарного предприятия пассажирского автотранспортного обслуживания муниципального образования город - курорт Геленджик (далее - Организатор торгов) - _ (доверенность N 01-031 от 13.03.2014), _ (доверенность N 01-030 от 13.03.2014), в отсутствие надлежаще уведомленного заявителя Страхового ОАО "ВСК" в лице Новороссийского филиала (СОАО "ВСК") (далее - Заявитель), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров (извещение N 31400918876, опубликованное на сайте http://zakupki.gov.ru), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба СОАО "ВСК" на действия Муниципального унитарного предприятия пассажирского автотранспортного обслуживания муниципального образования город - курорт Геленджик при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров (извещение N 31400918876, опубликованное на сайте http://zakupki.gov.ru).
Заявитель указывает на нарушения порядка организации и проведения торгов, выразившиеся в необоснованном включении в конкурсную документацию требования о наличии у претендента рейтинга финансовой устойчивости по национальной шкале по версии одного из международных рейтинговых агентств: "Fitch Ratings CIS Ltd" "Moody's Investors Service Ltd" "Standard & Poor's International Services, Inc" что, по-мнению Заявителя, дает преимущество узкой группе компаний-страховщиков, создают условия для коррупции и препятствуют выходу новых страховых компаний на региональные рынки, в связи с чем, просит признать незаконными действия Организатора торгов.
Организатор торгов возражает на жалобу, считает доводы, изложенные в ней, несостоятельными и просит признать жалобу необоснованной.
Рассмотрение жалобы назначено на 17.03.2014 в 16-00.
Комиссия Краснодарского УФАС России, изучив представленные материалы, выслушав доводы представителей сторон, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила следующее.
25 февраля 2014 г. на Официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг Организатором торгов было размещено извещение N 31400918876 о проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров.
В документации открытого конкурса на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров в соответствии с Федеральным Законом N 67 от 14.06.2012 г. номер извещения 31400918876 от 25.02.2014 года, Заказчиком в п. 2.3. раздела 2 представлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, позволяющие выявить лучшие условия исполнения договора, а также, минимизировать риски некачественного, либо, несвоевременного оказания услуг.
Пункт 2.3. раздела 2 Конкурсной документации содержит семь подкритериев оценки качества услуг и квалификации участника открытого конкурса, одним из которых является наличие у участника международного рейтинга финансовой устойчивости страховой организации, дающий возможность оценить квалификацию участника в части финансовой стабильности страховой компании и ее способности своевременно выполнять приоритетные обязательства перед держателями полисов и контрактные обязательства.
На заседании Комиссии представитель Организатора торгов пояснил необходимость установления оспариваемого критерия следующим.
В связи с тем, что Организатор торгов не располагает специализированным кадровым составом, методиками и технологиями оценки финансовой устойчивости и надёжности страховщиков, оценка по данному подкритерию производится на основании рейтингов, присвоенных аккредитованными при Министерстве финансов РФ рейтинговыми агентствами, специализирующимися в данной области, как российскими (Эксперт РА), так и международными (Fitch, Standard&Poor's, Moody's). Рейтинги данных агентств рекомендованы Правительством РФ при оценке надёжности финансовых организаций.
Высокий международный рейтинг страховой организации, подтверждённый свидетельством одного из международных рейтинговых агентств, во-первых, говорит об экономической стабильности организации, кредитоспособности, финансовой устойчивости, сбалансированности страхового портфеля, во-вторых, позволяет привлечь крупные иностранные страховые компании выступать в качестве перестраховщиков по страховым рискам, что существенно снижает риски страхователя при наступлении страхового случая.
Нестабильная ситуация на российском страховом рынке, побуждает Организатора торгов обращать особое внимание на деловую репутацию, финансовую стабильность, устойчивость и надёжность контрагента по договорам страхования, с целью минимизации рисков невыплаты страхового возмещения при наступлении страхового случая (совокупная страховая сумма на одного пассажира составляет 4 048 000 рублей).
Таким образом, по-мнению Организатора торгов, критерии закупочной документации не нарушают права и законные интересы участников закупки, разработаны в строгом соблюдении норм законодательства Российской Федерации и направлены на определение страховой организации, обладающей наибольшей финансовой устойчивостью, надёжностью и деловой репутацией на рынке страховых услуг.
Кроме того, при изучении конкурсной документации установлено, что наличие международного рейтинга не является требованием к участнику открытого конкурса, влияющим на допуск к участию в процедуре закупки, либо ограничивающим его право принять участие в конкурсе наряду с иными участниками, как было указано в жалобе, а служит одним из подкритериев оценки его квалификации.
Таким образом, оспариваемый пункт конкурсной документации не ограничивает круг участников, не служит основанием для отказа в допуске к участию в торгах, а применяется лишь при оценке заявок участников с целью выбора наилучшего предложения.
Заявитель считает, что установление Организатором торгов данного критерия, дает преимущество узкой группе компаний-страховщиков, вместе с тем, по информации представителя Организатора торгов, на участие в данном конкурсе подано три заявки.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N223-ФЗ) выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке, на аукционе - лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.
Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (часть 6 статьи 3 Федерального закона N223-ФЗ).
Кроме того, в соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
- неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения;
- предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
- осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
При рассмотрении жалобы СОАО "ВСК" установлено, что Организатором торгов не нарушены требования части 10 статьи 3 Федерального закона N223-ФЗ.
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
1. Признать жалобу СОАО "ВСК" на действия Муниципального унитарного предприятия пассажирского автотранспортного обслуживания муниципального образования город - курорт Геленджик при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров (извещение N 31400918876, опубликованное на сайте http://zakupki.gov.ru), проводимого в рамках Федерального закона N223-ФЗ, необоснованной.
Председатель Комиссии: Р.В. Дегтярева
Члены Комиссии: Е.В. Крамаренко
А.А. Зайцева
С.Г. Еременко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 17 марта 2014 г. N 34-Т/2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016