Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 11 июня 2015 г. N 3057/03
Резолютивная часть оглашена 08.06.2015
В полном объеме изготовлено 11.06.2015
Великий Новгород
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) Куриков Илья Андреевич, рассмотрев протокол N 153 от 27.05.2015 и другие материалы дела, возбужденного в отношении должностного лица заказчика - директора Областного бюджетного учреждения социального обслуживания "Детский дом-интернат для умственно отсталых детей имени Ушинского" (далее - ОБУСО "Детский ДИ им. Ушинского") Рыбки Александра Николаевича по факту совершения им действий в процессе осуществления закупок (определений поставщиков) путем проведения электронных аукционов на право заключения контрактов:
- на поставку макаронных изделий, извещение N 0150200000614001678 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 27.07.2014;
- на поставку мукомольно-крупяной продукции, извещение N 0150200000614001680 о проведении которого было размещено на официальном сайте 27.07.2014;
- на поставку хлеба и хлебобулочных изделий, извещение N 0150200000614001705 о проведении которого было размещено на официальном сайте 28.07.2014,
указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), установил:
Заказчиком - ОБУСО "Детский ДИ им. Ушинского" и уполномоченным органом - Департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области в июле - августе 2014 осуществлялась закупка (определение поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку макаронных изделий извещение N 0150200000614001678 о проведении которого было размещено на официальном сайте 27.07.2014 (начальная (максимальная) цена контракта - 11 184,12 рублей).
Документация о вышеуказанном электронном аукционе (далее - Документация об электронном аукционе) была утверждена директором ОБУСО "Детский ДИ им. Ушинского" А.Н. Рыбкой 08.07.2014.
В результате проведения внеплановой проверки осуществления закупки (определения поставщика) установлено следующее.
Пункт 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) (в ред. от 28.12.2013 N 396-ФЗ) устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе правомочность участника закупки заключать контракт.
В соответствии с положениями Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о внесении изменений) пункт 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе утратил силу.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
На момент размещения извещения о проведении рассматриваемого электронного аукциона на официальном сайте, требование о правомочности участника закупки заключать контракт законодательством о контрактной системе не установлено.
Как следует из пункта 9.3.2 документации по проведению указанного электронного аукциона (размещенной на официальном сайте), к участникам закупки предъявлено требование о правомочности участника заключать контракт.
Таким образом, заказчик - ОБУСО "Детский ДИ им. Ушинского" в нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установил требование к участникам закупок, непредусмотренное законодательством о контрактной системе.
Требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в электронном аукционе установлены частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать необходимую информацию и документы, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ).
Законом о внесении изменений редакция пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе изменена.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать необходимую информацию и документы, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
На момент размещения извещения о проведении рассматриваемого электронного аукциона на официальном сайте, требование о предоставлении документов, подтверждающих правомочность участников заключать контракт, законодательством о контрактной системе также не предусмотрено.
Таким образом, заказчики с 04.06.2014 не вправе в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе требовать от участников представления документов, подтверждающих правомочность участника заключать контракт.
При этом, подпунктом 3 пункта 10.3 Документации об аукционе заказчиком вменено в обязанность физическим и юридическим лицам, участвующим в данном аукционе, предоставление документов, подтверждающих правомочность заключать контракт, что является недопустимым.
Следовательно, заказчиком - ОБУСО "Детский ДИ им. Ушинского" в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе неправомерно установлено требование к содержанию, составу заявки на участие в рассматриваемой закупке.
Таким образом, в действиях заказчика - ОБУСО "Детский ДИ им. Ушинского" содержатся нарушения части 6 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Аналогичные нарушения были выявлены при осуществлении заказчиком - ОБУСО "Детский ДИ им. Ушинского" закупок путем проведения электронных аукционов на право заключения контракта на поставку мукомольно-крупяной продукции, извещение N 0150200000614001680 о проведении которого было размещено на официальном сайте 27.07.2014, а также на право заключения контракта на поставку хлеба и хлебобулочных изделий, извещение N 0150200000614001705 о проведении которого было размещено на официальном сайте 28.07.2014.
Ответственность за вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП, в соответствии с которой утверждение Документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
О месте и времени рассмотрения настоящего дела Рыбка А.Н. надлежащем образом был уведомлен, на рассмотрении дела не присутствовала. На рассмотрении настоящего дела присутствовал представитель Рыбки А.Н. по доверенности Смурнова Галина Владимировна (доверенность б/н от 27.05.2015).
Согласно письменным объяснениям, данным представителем Рыбки А.Н. Смурновой Г.В. при составлении протокола N 153 от 27.05.2015, выявленные нарушения были допущены в связи с продолжительным процессом разработки и согласования с компетентными органами Документации об электронном аукционе, который составляет от двух до трех месяцев.
На рассмотрении настоящего дела Смурнова Г.В. поддержала письменные объяснения в полном объеме.
Исследовав материалы дела N 153 от 27.05.2015 об административном правонарушении, уполномоченное должностное лицо Новгородского УФАС России, рассматривающее настоящее дело, приходит к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, даже при длительной процедуре согласования и разработки Документации об электронном аукционе, заказчик - ОБУСО "Детский ДИ им. Ушинского" мог внести изменения в опубликованную на официальном сайте Документацию об электронном аукционе.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в соответствии со статьей 2.4 КоАП понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Согласно пункту 3.2.2 части 3.2 Устава ОБУСО "Детский ДИ им. Ушинского" (далее - Устав), принятого приказом комитета защиты населения Новгородской области N 270 от 25.05.2011 высшим должностным лицом, отвечающим за деятельность в ОБУСО "Детский ДИ им. Ушинского", является директор, назначаемы на должность и освобождаемый от должности учредителем.
В соответствии с пунктом 3.2.5 части 3.2 Устава директор по вопросам, отнесенным к его компетенции, действует на принципах единоначалия, организует работу ОБУСО "Детский ДИ им. Ушинского" и несет полную ответственность за его состояние и деятельность.
Из пункта 3.2.6 части 3.2 Устава следует, что в обязанности директора входят назначение на должность и освобождение от должности руководителей структурных подразделений ОБУСО "Детский ДИ им. Ушинского", а также в пределах своей компетенции издание приказов и распоряжений, дача указаний, обязательных для всех работников ОБУСО "Детский ДИ им. Ушинского".
В соответствии с Распоряжением Администрации Шимского района Новгородской области от 17.12.1996 N 444-рг "О приеме на работу Рыбка А.Н." Рыбка А.Н. принят на работу, на должность директора Муниципального детского дома-интерната для детей инвалидов им Ушинского.
Таким образом при проведении рассматриваемого электронного аукциона Рыбка А.Н. являлся лицом, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в ОБУСО "Детский ДИ им. Ушинского", то есть являлась должностным лицом заказчика.
В момент утверждения Документации об электронном аукционе Рыбка А.Н. действовал, как директор ОБУСО "Детский ДИ им. Ушинского", о чем свидетельствует соответствующая резолюция на 1 листе Документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность.
Действующее законодательство Российской Федерации, в том числе и Закон о контрактной системе, является общедоступной, а не закрытой информацией. Поэтому Рыбка А.Н. имел возможность и должен был изучить действующее законодательство, проявить надлежащее отношение к своим обязанностям должностного лица заказчика - директора ОБУСО "Детский ДИ им. Ушинского", предвидеть и не допустить установленные нарушения законодательства о контрактной системе.
Однако Рыбка А.Н. не проявил должной степени ответственности и осмотрительности, а также надлежащего отношения к исполнению своих обязанностей должностного лица заказчика - директора ОБУСО "Детский ДИ им. Ушинского", что привело к совершению им административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Объективные обстоятельства, делавшие невозможным выполнение Рыбкой А.Н. своих обязанностей должностного лица заказчика - директора ОБУСО "Детский ДИ им. Ушинского", отсутствовали.
Установленные по делу обстоятельства и собранные доказательства позволяют сделать вывод о том, что административное правонарушение совершено Рыбкой А.Н. по неосторожности, поскольку Рыбка А.Н. предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий либо не предвидел возможности наступления таких последствий, хотя должен был и мог их предвидеть.
Из вышеизложенного следует, что в действиях должностного лица заказчика - директора Областного бюджетного учреждения социального обслуживания "Детский дом-интернат для умственно отсталых детей имени Ушинского" Рыбки А.Н., который во исполнение своих служебных обязанностей должностного лица заказчика - директора Областного бюджетного учреждения социального обслуживания "Детский дом-интернат для умственно отсталых детей имени Ушинского" должен был и мог предпринять необходимые и зависящие от него меры для осуществления закупок с соблюдением требований Закона о контрактной системе, выразившихся в утверждении им документаций об электронных аукционов на право заключения контрактов:
- на поставку макаронных изделий, извещение N 0150200000614001678 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 27.07.2014;
- на поставку мукомольно-крупяной продукции, извещение N 0150200000614001680 о проведении которого было размещено на официальном сайте 27.07.2014;
- на поставку хлеба и хлебобулочных изделий, извещение N 0150200000614001705 о проведении которого было размещено на официальном сайте 28.07.2014,
с нарушениями части 6 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
Место и время совершения административного правонарушения - 174150, п. Шимск, Новгородская обл., ул. Новгородская, д. 37; 08.07.2014.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.2 КоАП, не установлено.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП, не установлено.
При назначении административного наказания учтены фактические обстоятельства дела, отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных статьями 4.2 и 4.3 КоАП, материальное положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
Допущенных при производстве по делу об административном правонарушении нарушений процессуальных требований, установленных КоАП, последствием которых явилось необеспечение лицу, в отношении которого возбуждено рассматриваемое дело, предусмотренных КоАП гарантий, не установлено.
Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП, соблюдены.
На рассмотрении дела от представителя Рыбки А.Н. Смуровой Г.В. поступило ходатайство о направлении вынесенного постановления по настоящему делу по адресу ОБУСО "Детский ДИ им. Ушинского".
В соответствии с определением от 27.05.2015 о назначении к рассмотрению дела N 153 об административном правонарушении к материалам настоящего дела приобщена справка о доходах Рыбки А.Н. по форме 2-НДФЛ, две справки о задолженности заемщика по состоянию за 02.06.2015 (кредитный договор N 055/8629/13/15711 от 25.09.2013, кредитный договор N 4532 от 01.06.2015).
Руководствуясь частью 4.2 статьи 7.30, статьями 23.66, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановил:
1. Признать в действиях должностного лица заказчика - директора Областного бюджетного учреждения социального обслуживания "Детский дом-интернат для умственно отсталых детей имени Ушинского" Рыбки Александра Николаевича административное правонарушение, выразившееся в утверждении документаций об электронных аукционах:
- на поставку макаронных изделий (извещение N 0150200000614001678, дата размещения извещения - 27.07.2014);
- на поставку мукомольно-крупяной продукции (извещение N 0150200000614001680, дата размещения извещения - 27.07.2014);
- на поставку хлеба и хлебобулочных изделий (извещение N 0150200000614001705, дата размещения извещения - 28.07.2014) с нарушением требований законодательства о контрактной системе, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Наложить на Рыбку Александра Николаевича административный штраф за совершенное правонарушение в размере 3 000 (трех тысяч рублей).
3. Сумму штрафа Рыбке Александру Николаевичу надлежит перечислить в бюджет:
ИНН 5321047553
КПП 532101001
Получатель: УФК по Новгородской области (Новгородское УФАС России)
Счет: 40101810900000010001
Банк: Отделение Новгород
БИК: 044959001
Кор.счет: Нет
ОКТМО: 49701000
Код БК: 16111633020026000140
(Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд для нужд субъектов Российской Федерации)
Заместитель руководителя
Новгородского УФАС России И.А. Куриков
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьёй 31.5 КоАП.
В соответствии с частью 5 статьи 32.2 КоАП при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке по месту рассмотрения дела в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 11 июня 2015 г. N 3057/03
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016