Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
N 05-03/3386 (опубликовано 3 мая 2012 г.)
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена 25 апреля 2012 года
В полном объеме решение изготовлено 02 мая 2012 года
N 05-03/3386
г. Сыктывкар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <_> (далее - Комиссия), рассмотрев дело N АО 38-03/12 по признакам нарушения Администрацией муниципального образования городского округа "Сыктывкар", место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Бабушкина, дом 22, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар", место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Бабушкина, дом 22, части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, установила:
Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
К участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечены Администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - Администрация МО ГО "Сыктывкар", администрация городского округа), место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Бабушкина, дом 22, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО "Сыктывкар", Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа), место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Бабушкина, дом 22.
К участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечены муниципальное казенное предприятие "Жилкомсервис" (далее - МКП "Жилкомсервис"), место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Первомайская, дом 7, общество с ограниченной ответственностью "Риторг", место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Орджоникидзе, д. 61б.
Частями 1 статьи 44 Устава МО ГО "Сыктывкар", принятого Советом МО ГО "Сыктывкар" 18.01.2006 (далее - Устав МО ГО "Сыктывкар"), предусмотрено, что администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми. Администрацией городского округа на принципах единоначалия руководит глава администрации городского округа.
Пунктом 1.2 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО "Сыктывкар", утвержденного Решением Совета МО ГО "Сыктывкар" от 17.11.2009 N 25/11-471, установлено, что Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа является функциональным органом администрации городского округа, входящим в структуру администрации муниципального образования городского округа.
По пункту 2.2 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности МО ГО "Сыктывкар", утвержденного Решением Совета МО ГО "Сыктывкар" от 27.02.2007 N 33/02-568 (далее - Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности МО ГО "Сыктывкар") Глава администрации муниципального образования городского округа принимает решение о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение и оперативное управление; об изъятии муниципального имущества из оперативного управления.
Пунктом 5 части 3 статьи 59 Устава МО ГО "Сыктывкар" к муниципальным правовым актам отнесены постановления и распоряжения администрации городского округа.
Согласно Постановлению Администрации МО ГО "Сыктывкар" N 9/2672 от 01.09.2011 "О реорганизации СМУП "Жилкомфонд" (далее - Постановление о реорганизации унитарного предприятия) Сыктывкарское муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальный фонд" реорганизовано в форме выделения из него муниципального унитарного предприятия муниципального образования городского округа "Сыктывкар" "Жилкомсервис" (далее - МУП "Жилкомсервис").
Постановлением Администрации МО ГО "Сыктывкар" N 11/3374 от 02.11.2011 "Об изменении вида МУП "Жилкомсервис" (далее - Постановление об изменении вида унитарного предприятия) МУП "Жилкомсервис" изменено на МКП "Жилкомсервис".
По пункту 4 Постановления об изменении вида унитарного предприятия Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации МО ГО "Сыктывкар" необходимо закрепить за МКП "Жилкомсервис" на праве оперативного управления имущество согласно разделительному балансу.
Пунктом 1 Постановления Администрации МО ГО "Сыктывкар" N 12/4199 от 30.12.2011 "О передаче имущества в оперативное управление" (далее - Постановление о передаче в оперативное управление муниципального имущества) предусмотрена передача с 01.01.2012 из казны МО ГО "Сыктывкар" в оперативное управление с постановкой на баланс МКП "Жилкомсервис" муниципального имущества МО ГО "Сыктывкар" согласно Приложениям к Постановлению.
В пунктах 96 - 103 Приложения N 2 к Постановлению о передаче в оперативное управление муниципального имущества в качестве муниципального имущества МО ГО "Сыктывкар" значатся закрытое городское кладбище в границах улиц Морозова, Димитрова, Станционная, действующее кладбище в поселке Верхний Чов, закрытое кладбище в поселке Верхний Чов, закрытое кладбище в районе Човского промузла, закрытое кладбище в поселке Краснозатонский, закрытое кладбище в местечке Кочпон, закрытое Тентюковского кладбище, действующее кладбище в поселке Седкыркещ (далее - кладбища).
По пункту 4.2 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности МО ГО "Сыктывкар", оформление передачи имущества в хозяйственное ведение или в оперативное управление муниципальных унитарных предприятий осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа и администрация Эжвинского района муниципального образования городского округа.
Во исполнение Постановления о передаче в оперативное управление муниципального имущества Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации МО ГО "Сыктывкар" и МКП "Жилкомсервис" заключен договор N 65/11 от 30.12.2011 о закреплении муниципального имущества за МКП "Жилкомсервис" на праве оперативного управления (далее - договор о передаче муниципального имущества в оперативное управление).
Пунктом 1.1 договора о передаче муниципального имущества в оперативное управление предусмотрена передача в оперативное управление МКП "Жилкомсервис" муниципального имущества МО ГО "Сыктывкар" согласно Приложениям NN 1, 2 по акту приема-передачи имущества.
В пунктах 96 - 103 Приложения N 2 к договору о передаче муниципального имущества в оперативное управление в качестве муниципального имущества МО ГО "Сыктывкар" значатся кладбища.
Во исполнение договора о передаче муниципального имущества в оперативное управление муниципальное имущество МО ГО "Сыктывкар" Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации МО ГО "Сыктывкар" передано и МКП "Жилкомсервис" принято муниципального имущества МО ГО "Сыктывкар" согласно Приложениям NN 1, 2, в том числе кладбища, по акту приема-передачи имущества от 30.12.2011.
Постановлением Администрации МО ГО "Сыктывкар" от 01.03.2012 N 3/582 "О внесении изменений в Постановление от 30.12.2011 N 12/4199" из Приложения N 2 к Постановлению о передаче в оперативное управление муниципального имущества пункты 96 - 103 исключены.
Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
По пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
По пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 26.10.2007 до 06.01.2012 хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход,
По пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции в редакции, действующей с 06.01.2012, хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении и похоронном деле) общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 23.08.2009 N 12027/07 по делу N А-33-9227/2006, возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом о погребении и похоронном деле не предусмотрена.
Постановление администрации, в части касающейся передачи в ведение предприятия муниципальных кладбищ и земельных территорий с документами, противоречит нормам Закона о погребении и Закона о защите конкуренции.
Товарный рынок деятельности по организации похорон и связанных с ними услуг в границах МО ГО "Сыктывкар" является конкурентным. Участниками такого товарного рынка по информации Администрации МО ГО "Сыктывкар" (письмо от 24.04.2012 N 01-16/2298) в 2011 году явились 11 хозяйствующих субъектов, в 2012 году явились 12 хозяйствующих субъектов.
Видом деятельности МКП "Жилкомсервис" по информации из Единого государственного реестра юридических лиц является деятельность по организации похорон и связанных с ними услуг.
МКП "Жилкомсервис" является хозяйствующим субъектом в понимании Закона о защите конкуренции.
МКП "Жилкомсервис" в 2012 году является участником товарного рынка деятельности по организации похорон и связанных с ними услуг в границах МО ГО "Сыктывкар".
Передача в оперативное управление МКП "Жилкомсервис" кладбищ есть создание данному хозяйствующему субъекту преимущественных условий деятельности на товарном рынке деятельности по организации похорон и связанных с ними услуг в границах МО ГО "Сыктывкар".
Действия Администрации МО ГО "Сыктывкар" в виде принятия пунктов 96 - 103 Приложения N 2 к Постановлению о передаче в оперативное управление муниципального имущества, могли привести к ограничению конкуренции на товарном рынке деятельности по организации похорон и связанных с ними услуг в границах МО ГО "Сыктывкар", являются нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Однако, данное нарушение антимонопольного законодательства добровольно устранено.
В силу пункта 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно абзацам 1 и 2 пункта 5 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце 2 от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию (пункты 1 и 2 статьи 299 Гражданского кодекса). В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
В силу статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса.
Государственная регистрация права оперативного управления на муниципальное имущество МО ГО "Сыктывкар", значащееся в Приложениях NN 1, 2 к договору о передаче муниципального имущества в оперативное управление, не осуществлена.
Соответственно, закрепление на праве оперативного управления муниципального имущества МО ГО "Сыктывкар", значащегося в Приложениях NN 1, 2 к договору о передаче муниципального имущества в оперативное управление, в том числе кладбищ, не имеет место, не смотря на фактическую передачу в оперативное управление МКП "Жилкомсервис" соответствующего имущества.
Нарушения антимонопольного законодательства Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации МО ГО "Сыктывкар" не установлены.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, решила:
1. Признать Администрацию МО ГО "Сыктывкар" нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части действий в виде принятия пунктов 96 - 103 Приложения N 2 к Постановлению о передаче в оперативное управление муниципального имущества.
2. Прекратить производство по делу в отношении Администрации МО ГО "Сыктывкар" в связи с добровольным устранением нарушением антимонопольного законодательства.
3. Прекратить производство по делу в отношении Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации МО ГО "Сыктывкар".
4. Решить вопрос о привлечении виновного должностного лица Администрации МО ГО "Сыктывкар" к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми N 05-03/3386 (опубликовано 3 мая 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016