Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
N 12-03-16-02/39 (опубликовано 3 мая 2012 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 26 апреля 2012 г.
Решение изготовлено в полном объеме 03 мая 2012 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии - Никуйко Ирина Борисовна, заместитель руководителя Управления;
Член Комиссии - Алимова Елена Владимировна, заместитель начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы;
Член Комиссии - Тынянкина Анна Александровна, государственный инспектор отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы,
рассмотрев дело N 12-03-16-02/39, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в газете "Светлоярские ведомости - 2" выпуска N 5 от 18 октября 2011 г. статьи про открытие кулинарии "Большие мамочки" с нарушением ст. 16 ФЗ от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
с участием:
- Лукашук Владимира Николаевича - учредитель газеты "Светлоярские ведомости - 2", личность удостоверена по паспорту, установила:
В Волгоградское УФАС России поступило обращение (вх. N 283 от 18.01.2012 г.) от Комитета по печати и информации Администрации Волгоградской области по поводу наличия признаков нарушения ФЗ "О рекламе", выразившихся в опубликовании статьи рекламного характера под названием "Большие мамочки" ждут Вас!" в газете "Светлоярские ведомости-2" N 5 от 18 октября 2011 г. без пометки "реклама" или "на правах рекламы".
В газете "Светлоярские ведомости-2" N 5 от 18 октября 2011 г. на последней странице 8 в разделе "Сервис" под заголовком "Большие мамочки" ждут Вас!" размещена информация про открытие кулинарии "Большие мамочки" в р.п. Светлый Яр. Также данная информация содержит фотографию владельцев, которые стоят рядом со столом с хлебными изделиями.
Согласно п.п.1 ст. 3 ФЗ "О рекламе", реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Указанная информация, размещенная в газете "Светлоярские ведомости-2" N 5 от 18.10.2011 г., обладает всеми квалифицирующими признаками рекламы:
- размещена посредством публикации в печатном издании "Светлоярские ведомости-2";
- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (услугам, оказываемым кулинарией "Большие мамочки");
- направлена на формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижение на рынке;
- адресована неопределенному кругу лиц. В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 05.04.2007 г. N АЦ/4624 в рамках понятия рекламы, установленного ст. 3 ФЗ РФ "О рекламе" под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Соответственно, распространение информации в газете "Светлоярские ведомости-2" N 5 от 18.10.2011 г. про открытие кулинарии "Большие мамочки" должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена.
Рекламная информация в газете "Светлоярские ведомости-2" N 5 от 18.10.2011 г. про открытие кулинарии "Большие мамочки" размещена без пометки "реклама" или "на правах рекламы", что является нарушением положений ст. 16 ФЗ "О рекламе". В соответствии с указанной нормой, размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или "на правах рекламы".
Учитывая, что газета "Светлоярские ведомости-2" не специализируется на сообщениях рекламного характера, то на него распространяются требования ст. 16 ФЗ РФ "О рекламе".
Учредителем, издателем и редактором газеты "Светлоярские ведомости-2" является Владимир Николаевич Лукашук (зарегистрированного по адресу: 400112, г. Волгоград, ул. Арсеньева, 44 - 65).
Газета "Светлоярские ведомости - 2" выходит тиражом 999 экземпляров.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 27.12.1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" не требуется регистрация периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров.
Таким образом, газета "Светлоярские ведомости - 2" не требует регистрации, и учредитель данной газеты В.Н. Лукашук выступает в данном деле как физическое лицо - рекламораспространитель.
В связи с тем, что редакция газеты "Светлоярские ведомости - 2" долгое время не получала письма от Управления, Комиссия по рассмотрению данного дела определением об отложении рассмотрения дела N 12-03-16-02/39 от 29.03.2012 г. решила привлечь в качестве лица, обладающего информацией ООО "Вести-Плюс" где была отпечатана данная газета, и были запрошены документы.
ООО "Вести-Плюс" представило все запрашиваемые документы, сообщило известные Обществу сведения о В.Н. Лукашук, предоставило оригинал газеты "Светлоярские ведомости - 2".
Владимир Николаевич Лукашук явился на заседание Комиссии 26.04.2012 года и по существу выявленного нарушения пояснил следующее: "Да, может быть виноват, но хочу сказать следующее. Эта статья не совсем является рекламой, так как в соответствии с ФЗ "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Эти женщины не являются для меня рекламодателями, я эту статью написал от "души" как говорится и они не были моими рекламодателями. Также за размещение данной статьи я денег не получал, то есть размещение не носило возмездного характера. Я по некоторым вопросам также консультируюсь с юристами, и они сказали, что с этой статьей все нормально, никто не "докопается", и поэтому спокойно разместил эту статью. Но я учту на будущее это нарушение".
Комиссия по рассмотрению дела N 12-03-16-02/39, изучив материалы дела, исследовав доказательства и выслушав доводы стороны по обстоятельствам, послужившим основанием для возбуждения дела, пришла к следующим выводам.
Комиссия Волгоградского УФАС России на заседании визуально провела осмотр газеты "Светлоярские ведомости - 2" N 5 от 18 октября 2011 г. и страницы 8 указанной газеты, который подтвердил, что в рекламной информации отсутствует пометка "реклама" или "на правах рекламы".
Таким образом, рекламная информация под заголовком "Большие мамочки" Ждут Вас!" на странице 8 газеты "Светлоярские ведомости - 2" выпуска N 5 от 18 октября 2011 г. размещена без пометки "реклама" или "на правах рекламы", что нарушает требования ст. 16 ФЗ "О рекламе", которая закрепляет, что размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или "на правах рекламы".
Учитывая, что "Светлоярские ведомости - 2" не специализируется на сообщениях рекламного характера, то на него распространяются требования ст. 16 ФЗ РФ "О рекламе".
Комиссия не принимает довод В.Н. Лукашук о том, что данная статья не является рекламой, так как размещение этой статьи не являлось возмездным, и что нет рекламодателя, так как рассматриваемая информация во всех случаях отвечает требованиям понятия "реклама", которое закреплено в п. 1 ст. 3 ФЗ "О рекламе", и обладает всеми ее квалифицирующими признаками. Такого квалифицирующего признака как "возмездность" не предусмотрено в понятии "реклама", которое закрепляет ФЗ "О рекламе".
Согласно п. 7 ст. 3 ФЗ "О рекламе", лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, является рекламораспространителем.
Рекламораспространителем в рассматриваемом деле является гражданин Лукашук Владимир Николаевич, так как является учредителем, издателем и редактором газеты "Светлоярские ведомости - 2".
В соответствии с п. 4 ст. 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с п. 7 ст. 38 ФЗ "О рекламе", рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных, в том числе статьей 16 настоящего Федерального закона.
Таким образом, рекламная статья про открытие кулинарии "Большие мамочки", размещенная в газете "Светлоярские ведомости - 2" N 5 от 18 октября 2011 г. на странице 8 является ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования статьи 16 ФЗ "О рекламе".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.06.2006 г. N 508, Комиссия решила:
1. Признать рекламу, содержащуюся в статье "Большие мамочки" Ждут Вас!", размещенную в газете "Светлоярские ведомости - 2" выпуска N 5 от 18 октября 2011 г. на странице 8 ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования статьи 16 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать учредителю газеты "Светлоярские ведомости - 2" Лукашук Владимиру Николаевичу предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Волгоградского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области N 12-03-16-02/39 (опубликовано 3 мая 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016