Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области
от 2 мая 2012 г. N 173-12-А3
Резолютивная часть решения объявлена 26.04.2012
Полный текст решения изготовлен 02.05.2012
РЕШЕНИЕ
(извлечение)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее - Белгородское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело N173-12-АЗ по признакам нарушения администрацией муниципального района "Грайворонский район" (далее - администрация Грайворонского района) ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
29 марта 2012 года Инспекцией Белгородского УФАС России, в ходе проведения планового контрольного мероприятия в администрации Грайворонского района, было отобрано и проанализировано постановление главы местного самоуправления Грайворонского района Белгородской области от 18.06.2009 N 481 "Об ограничении торговли алкогольной и табачной продукцией, пивом во время проведения школьных выпускных вечеров" (далее - постановление).
Пунктом 1 вышеназванного постановления руководителям торговых предприятий и предприятий общественного питания района, реализующим алкогольную и табачную продукцию, пиво, рекомендовано воздержаться от реализации этих товаров с 18.00 час. 23 июня до 8.00 час. 24 июня 2009 года.
Пунктом 2 постановления возложен контроль на первого заместителя главы администрации района <_> за исполнением данного постановления.
На рассмотрении дела представитель администрации Грайворонского района пояснил, что основанием для принятия указанного правового акта послужило заявление Грайворонского отдела внутренних дел УВД Белгородской области с целью ограничения реализации алкогольной и табачной продукции во время проведения выпускных вечеров в образовательных учреждениях Грайворонского района с целью предотвращения несовершеннолетними приобретения и употребления алкогольной и табачной продукции.
Данный правовой акт носит рекомендательный характер и соответствует требованиям Федерального закона от 22.11.1995 N171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Ограничения распространяются на предприятия торговли и общественного питания на прилегающей к образовательным учреждениям территории.
Также пояснил, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие реализацию алкогольной и табачной продукции, лично под роспись были ознакомлены с данным постановлением специалистами отдела защиты прав потребителей администрации Грайворонского района и сотрудниками полиции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав доводы и возражения представителя администрации по делу, Комиссией Белгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) установлено следующее.
Особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции предусмотрены статьей 16 Федерального закона от 22.11. 1995 N171-ФЗ (ред. от 21.07.2005) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Так, согласно п.3.1 статьи 16 Федерального закона от 22.11. 1995 N171-ФЗ (ред. от 21.07.2005) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции.
Порядок розничной продажи табачных изделий определен статьями 3,4,6 Федерального закона от 10.07.2001 N87-ФЗ (ред. 22.12.2008) "Об ограничении курения табака".
Таким образом, требования, установленные федеральным законодательством, должны соблюдаться независимо от принятия органами местного самоуправления дополнительных нормативно-правовых актов.
Следовательно, издав постановление об ограничении торговли алкогольной и табачной продукцией, администрация Грайворонского района нарушила п. 3.1 статьи 16 Федерального закона от 22.11. 1995 N171-ФЗ (ред. от 21.07.2005) "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", которым не предусмотрено право органа местного самоуправления на дополнительное ограничение времени розничной продажи алкогольной продукцией.
На основании с изложенного, Комиссия по рассмотрению дела пришла к выводу, что при издании постановления от 18.06.2009 N481 "Об ограничении торговли алкогольной и табачной продукцией, пивом во время проведения школьных выпускных вечеров" администрация Грайворонского района нарушила требования, предусмотренные п.3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Так, согласно вышеназванной статьи, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров (п.3 ч.1 ст.15).
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 20.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия Белгородского УФАС России решила:
1. Признать администрацию муниципального района "Грайворонский район" Белгородской области нарушившей пункт "3" части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", посредством издания постановления от 18.06.2009 N481, предусматривающего введение ограничений продажи алкогольной и табачной продукцией и пивом во время проведения школьных выпускных вечеров.
2. Выдать администрации муниципального района "Грайворонский район" Белгородской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решения антимонопольного органа.
Администрации
муниципального района "Грайворонский район" Белгородской области
ПРЕДПИСАНИЕ N37
(извлечение)
О прекращении нарушения антимонопольного законодательства
02 мая 2012 года г. Белгород
Комиссия Белгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, часть 1 статьи 39, частями 4 статьи 41, статьей 50, Федерального закона от 20.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от 02.05.2012 по делу N173-12-АЗ о нарушении администрацией муниципального района "Грайворонский район" Белгородской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. Администрации муниципального района "Грайворонский район" Белгородской области с момента получения предписания прекратить нарушение ч.1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в издания постановления главы местного самоуправления Грайворонского района Белгородской области от 18.06.2009 N 481 "Об ограничении торговли алкогольной и табачной продукцией, пивом во время проведения школьных выпускных вечеров", предусматривающего введение ограничений продажи алкогольной продукции на территориях муниципальных образований.
2. Для прекращения нарушения антимонопольного законодательства, указанного в пункте 1 настоящего предписания, администрации муниципального района "Грайворонский район" Белгородской области необходимо совершить действия направленные на обеспечение конкуренции, для чего в срок до 1 августа 2012 года представить в Белгородское УФАС России доказательства о соблюдении требований части 1 статьи 15 Федерального закона 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания федерального антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 2 мая 2012 г. N 173-12-А3
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016