Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области
от 24 марта 2014 г. N 05-10/20-14
Резолютивная часть решения оглашена 17 марта 2014 года
В полном объеме решение изготовлено 24 марта 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя комиссии: |
- Бутенко И.В., заместителя руководителя, начальника отдела контроля монополистической деятельности; |
членов комиссии: |
- Лосева В.Г., ведущего специалиста - эксперта отдела контроля органов власти; - Рылова А.Д., специалиста - эксперта отдела контроля органов власти, |
рассмотрев дело N05-10/20-14 в отношении Администрации Города Томска (Ленина пр., д. 73, г. Томск), о нарушении антимонопольного законодательства абз. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального Закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", установила
В ходе рассмотрения Томским УФАС России материалов предоставленных прокуратурой Томской области установлено, что Администрация Города Томска издала акт - Постановление от 02.08.2012 N 896, утвердившее Порядок предоставления субсидии юридическим лицам-производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат на благоустройство сквера на площади Речного вокзала по ул. К. Маркса на территории муниципального образования "Город Томск" в 2012 году (далее-Постановление от 02.08.2012 N 896) без осуществления процедуры размещения заказов путем проведения торгов для муниципальных нужд в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", либо иных публичных процедур.
В заседание Комиссии представитель ответчика (Администрации Города Томска) нарушение не признал, пояснив, что рассматриваемое постановление было принято в соответствии с пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, решением Думы г. Томска от 15.12.2011 N 273 "О бюджете муниципального образования "Город Томск" на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов" и распоряжением Администрации Томской области от 08.06.2012 N60-р-в "Об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда финансирования непредвиденных расходов Администрации Томской области".
Согласно подпункту 3 пункта 2 указанной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ услуг предоставляются из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
Администрация Города Томска приняла Постановление от 02.08.2012 N 896 в силу требований законодательства с целью определить категории и (или) критерии отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, имеющих право на получение субсидий, цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Отвечая на заданные вопросы, согласился, что работы по благоустройству сквера на площади у речного вокзала по ул. К. Маркса г. Томска относятся к муниципальным нуждам.
Изучив правовые позиции ответчика, и материалы дела, Комиссия установила что, Администрация Города Томска в соответствии с п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, решением Думы г. Томска от 15.12.2011 N 273 "О бюджете муниципального образования "Город Томск" на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов" и распоряжением Администрации Томской области от 08.06.2012 N60-р-в "Об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда финансирования непредвиденных расходов Администрации Томской области" акт Постановление от 02.08.2012 N 896.
Согласно п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Из местного бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (п. п. 3 п. 2 ст. 78 Бюджетного Кодекса РФ).
Согласно п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) организация благоустройства территории городского округа отнесена к вопросам местного значения городского округа.
В силу ч. 2 ст. 18 Закона N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения, относятся к муниципальным нуждам.
Согласно ч. 1 ст. 72 Бюджетного Кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона N 94-ФЗ, указанный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Следовательно, размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд необходимо проводить в соответствии с нормами Закона N 94-ФЗ. При этом финансирование затрат на услуги для муниципальных нужд осуществляется за счет местного бюджета на основании контракта, заключенного по результатам размещения муниципального заказа.
Таким образом, отбор подрядчика для проведения работ по благоустройству территории городского округа должно было осуществляться путем размещения заказов по правилам, предусмотренным Законом N 94-ФЗ.
Согласно абз. 1 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Из вышеизложенного следует, что правовое регулирование конкурентных отношений и отношений, связанных с размещением заказов, предполагает взаимосвязанные цели и задачи.
Учитывая то, что конкуренция, в соответствии с п. 7 ст. 4 Закона "О защите конкуренции", есть соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке, то принятие Администрацией Города Томска акта - Постановления от 02.08.2012 N 896 утвердившего Порядок предоставления субсидии юридическим лицам-производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат на благоустройство сквера на площади Речного вокзала по ул. К. Маркса на территории муниципального образования "Город Томск" в 2012 году без осуществления процедуры размещения заказов путем проведения торгов для муниципальных нужд в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", свидетельствует об ограничении конкуренции и является нарушением абз. 1 ч. 1 ст. 15 Закона "О защите конкуренции", поскольку в данном случае устраняется сама возможность соперничества между хозяйствующими субъектами, осуществляющими соответствующие виды работ, тем самым создаются преимущества отдельному хозяйствующему субъекту, в то время как иные хозяйствующие субъекты лишены доступа к одноименному товарному рынку.
Таким образом, Комиссией установлено, что Администрация Города Томска, издав акт - Постановление утвердившее Порядок предоставления субсидии юридическим лицам-производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат на благоустройство сквера на площади Речного вокзала по ул. К. Маркса на территории муниципального образования "Город Томск" в 2012 году без осуществления процедуры размещения заказа путем проведения торгов для муниципальных нужд в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции среди хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одноименном товарном рынке (предоставления услуг по благоустройству территорий), допустила нарушение абз. 1 ч. 1 ст. 15 Закона "О защите конкуренции".
Основания для выдачи предписания отсутствуют в связи с тем, что рассматриваемые субсидии юридическим лицам-производителям товаров, работ и услуг в 2012 году предоставлены.
Основания для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренные ч. 1 ст. 48 Закона "О защите конкуренции", отсутствуют.
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1-3 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия, решила:
1. Признать, что Администрацией Города Томска допущено нарушение абз. 1 ч. 1 ст. 15 Закона "О защите конкуренции", совершенное в результате издания акта - Постановления утвердившего Порядок предоставления субсидии юридическим лицам-производителям товаров, работ и услуг в целях возмещения затрат на благоустройство сквера на площади Речного вокзала по ул. К. Маркса на территории муниципального образования "Город Томск" в 2012 году без осуществления процедуры размещения заказов путем проведения торгов для муниципальных нужд в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
2. Основания для прекращения дела предусмотренные ч. 1 ст. 48 Закона "О защите конкуренции" не установлены.
3. Передать материалы должностному лицу, уполномоченному возбуждать дела об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии |
|
|
И.В. Бутенко |
Члены комиссии |
|
|
В.Г. Лосев
А.Д. Рылов
|
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 24 марта 2014 г. N 05-10/20-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016