Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 3 мая 2012 г. N 37
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы Т.В. Лопаткина,
члены Комиссии: И.Р. Носкова - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы;
Е.А. Бессонова - специалист-эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело N 37, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Здравица" (далее - ООО "Медицинский центр "Здравица"; ИНН 5407257062, ОГРН 1035403212734; юридический адрес: 630091, г. Новосибирск, ул. Державина, д. 28, оф. 103) и руководителя отдела маркетинга и рекламы медицинского центра "Здравица" - "" по факту размещения в октябре 2011 года на страницах сайта http://www.zdravitsa.ru/skidki-bonusy-akcii/akcii.html; http://www.zdravitsa.ru/skidki-bonusy-akcii/akcii/do-1-dekabrja-prohodit- akcija-po-zubnym-implantam.html информации о проводимой акции по зубным имплантам в медицинском центре "Здравица", а также на странице сайта http://www.zdravitsa.ru/skidki-bonusy-akcii/akcii/s-15-sentjabrja-po-30-o ktjabrja-skidka-na-vse-vidy-fiziolechenija-50.html информации о скидках на все виды физиолечения с 15 сентября по 30 октября в размере 50% в медицинском центре "Здравица", с признаками нарушения:
- пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), согласно которому недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;
- части 7 статьи 5 Закона о рекламе, в соответствии с которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы;
- части 7 статьи 24 Закона о рекламе, согласно которой реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства),
в присутствии:
- представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - ООО "Медицинский центр "Здравица" - генерального директора ООО "Медицинский центр "Здравица" "_"
- лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - руководителя отдела маркетинга и рекламы ООО "Медицинский центр "Здравица" "_";
- заинтересованного лица - Общества с ограниченной ответственностью "Здравица-ДС" (уведомлено надлежащим образом; представитель не явился);
- заинтересованного лица - Общества с ограниченной ответственностью "ИнМед" (уведомлено надлежащим образом; представитель не явился), установила:
Новосибирским УФАС России проводился мониторинг страниц сайтов сети интернет с целью проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе. В ходе проверки было установлено, что на страницах сайта http://www.zdravitsa.ru/skidki-bonusy-akcii/akcii.html; http://www.zdravitsa.ru/skidki-bonusy-akcii/akcii/do-1-dekabrja-prohodit- akcija-po-zubnym-implantam.html размещалась информация:
"До 1 декабря проходит акция по зубным имплантам!",
а также на странице http://www.zdravitsa.ru/skidki-bonusy-akcii/akcii/s-15-sentjabrja-po-30-o ktjabrja-skidka-na-vse-vidy-fiziolechenija-50.html размещалась информация следующего содержания:
"С 15 сентября по 30 октября скидка на все виды физиолечения 50%!".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Исходя из способа размещения вышеуказанной информации, следует, что данная информация адресована неопределенному кругу лиц, так как размещена на страницах сети Интернет, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (товару - (услуге) физиолечению и услуге по установке имплантов и продавцу товара - Обществу с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Здравица"), способствует формированию интереса к рекламируемому товару и его продвижению на рынке, то есть отвечает всем требованиям пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе. Следовательно, данная информация является рекламой.
Сайт www.zdravitsa.ru был разработан на основании Договора N 0750 "О разработке сайта для Медицинского центра "Здравица" от 4 мая 2007 г. (далее - Договор), согласно пункту 1.1 которого ООО "Медицинский центр "Здравица" (Заказчик) поручает, а ООО "Справочно-информационный центр "Архитектура. Дизайн. Декор. Диспут" (Исполнитель) принимает на себя обязательства по выполнению работ, указанных в соответствующих Приложениях, являющихся неотъемлемой частью данного Договора.
Согласно Актам N 0365 от 31 июля 2009 г., N 0425 от 11 сентября 2009 г., N 0424 от 11 сентября 2009 г., N 0532 от 13 ноября 2009 г., N 0533 от 13 ноября 2009 г. услуги, предусмотренные Договором и Приложениями к нему выполнены полностью и в срок. Заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет.
В силу пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
На основании Договора N 001 (далее - Договор N 001) о передаче полномочий исполнительных органов Общества от 21 декабря 2006 года, заключенного между ООО "Медицинский центр "Здравица" (Управляющая компания) и ООО "Здравица-ДС" (Общество); и Договора N 002 о передаче полномочий исполнительных органов Общества от 21 декабря 2006 года, заключенного между ООО "Медицинский центр "Здравица" (Управляющая компания) и ООО "ИнМед" (общество), ООО "Медицинский центр "Здравица" является управляющей компанией ООО "Здравица-ДС" и ООО "ИнМед". Ввиду чего Лицензий на осуществление медицинской деятельности у ООО "Медицинский центр "Здравица" нет.
ООО "Медицинский центр "Здравица" представило Лицензию на осуществление медицинской деятельности N ЛО-54-01-000285 от 25 марта 2009 года, выданную обществу с ограниченной ответственностью "Здравица-ДС" (далее - ООО "Здравица-ДС"), согласно которой последнее вправе оказывать при осуществлении доврачебной медицинской помощи услуги (работы) по: рентгенологии, сестринскому делу. При осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: а) при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по: контролю качества медицинской помощи, общественному здоровью и организации здравоохранения, стоматологии детской, экспертизе временной нетрудоспособности; в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по: контролю качества медицинской помощи, общественному здоровью и организации здравоохранения, ортодонтии, стоматологии ортопедической, стоматологии терапевтической, стоматологии хирургической, экспертизе временной нетрудоспособности.
Также ООО "Медицинский центр "Здравица" представило Лицензия N 54-01-000503 от 19 февраля 2007 г., выданную обществу с ограниченной ответственностью "ИнМед" (далее - ООО "ИнМед"). В соответствии с указанной Лицензией ООО "ИнМед" вправе оказывать доврачебную помощь: акушерское дело, лабораторная диагностика, сестринское дело, физиотерапия. Амбулаторно-поликлиническую помощь, в том числе в условиях дневного стационара и стационара на дому: акушерство и гинекология, дерматовенерология, клиническая лабораторная диагностика, физиотерапия, колопроктология, онкология, сердечно-сосудистая хирургия, эндоскопия, урология. Прочие работы и услуги: общественное здоровье и организация здравоохранения, экспертиза временной нетрудоспособности, экспертиза (контроль) качества медицинской помощи.
Согласно отраслевым стандартам "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении", утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 N 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
В соответствии с Перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности", работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной медицинской, амбулаторно-поликлинической, стационарной помощи, порядок организации которых определяется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, включают работы (услуги) по стоматологии ортопедической, стоматологии хирургической, а также по физиотерапии.
Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 N163, группа "медицинские услуги" (код 8) состоит, в том числе из таких услуг как: "зубопротезирование".
В силу части 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
В рассматриваемой рекламной информации отсутствует обязательная предупредительная надпись о необходимости консультации со специалистом, которая должна составлять не менее 5% рекламной площади (рекламного пространства).
Кроме того, в размещенной на сайте http://www.zdravitsa.ru/skidki-bonusy-akcii/akcii/s-15-sentjabrja-po-30-o ktjabrja-skidka-na-vse-vidy-fiziolechenija-50.html информации не содержится полных сведений о предоставлении скидки в размере 50% на физиолечение. Согласно представленным ООО "Медицинский центр "Здравица" условиям акции по физиолечению со скидкой 50% скидка не распространяется на КВЧ-лечение.
В силу пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В силу части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 4 части 3 статьи 5, частью 7 статьи 5, частью 7 статьи 24 настоящего закона несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
ООО "Медицинский центр "Здравица" указало, что лицом, определившем содержание информации в рекламе на сайте www.zdravitsa.ru является руководитель отдела маркетинга и рекламы ООО "Медицинский центр "Здравица" "_".
На рассмотрении дела представитель ООО "Медицинский центр "Здравица" согласилась с наличием нарушения законодательства о рекламе, а также представила скрин-шоты страниц сайта www.zdravitsa.ru, свидетельствующие об устранении нарушения. Таким образом, комиссия считает выдачу предписания нецелесообразным.
На основании имеющихся материалов рекламодателями являются ООО "Медицинский центр "Здравица" "_".
Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", и в соответствии с пунктами 37-42, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
1. Признать информацию, размещенную в октябре 2011 года на страницах сайта http://www.zdravitsa.ru/skidki-bonusy-akcii/akcii.html; http://www.zdravitsa.ru/skidki-bonusy-akcii/akcii/do-1-dekabrja-prohodit- akcija-po-zubnym-implantam.html, следующего содержания:
"До 1 декабря проходит акция по зубным имплантам!", ненадлежащей рекламой, поскольку в ней нарушены требования:
- части 7 статьи 24 Закона о рекламе, согласно которой реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства);
А также на странице http://www.zdravitsa.ru/skidki-bonusy-akcii/akcii/s-15-sentjabrja-po-30-o ktjabrja-skidka-na-vse-vidy-fiziolechenija-50.html следующего содержания:
"С 15 сентября по 30 октября скидка на все виды физиолечения 50%!", ненадлежащей рекламой, поскольку в ней нарушены требования:
- пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, согласно которому недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;
- части 7 статьи 5 Закона о рекламе, в соответствии с которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы;
- части 7 статьи 24 Закона о рекламе, согласно которой реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
2. Не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в связи с добровольным устранением нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "10" мая 2012 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии _____________ Т.В. Лопаткина
Члены Комиссии _____________ И.Р. Носкова
_____________ Е.А. Бессонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 3 мая 2012 г. N 37
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016