Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 3 мая 2012 г. N 5
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:
Тахенький О.Л. - председатель Комиссии, зам. руководителя управления;
Силичев М.В. - член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции;
Рябенко Е.В. - член Комиссии, ведущий специалист - эксперт отдела контроля за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело N5 по признакам нарушения ООО "Росгосстрах" части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции",
в присутствии:
Представителя ЗАО "ГУТА - Страхование" <***> по доверенности от 20.12.2011 N77 АА 4224526.
В отсутствии представителя ООО "Росгосстрах". В адрес Ставропольского УФАС России поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя компании. ООО "Росгосстрах" уведомлено о месте и времени рассмотрения дела (уведомление о вручении почтового отправления N35503849043680). установила:
В адрес Ставропольского УФАС России поступило заявление ЗАО "ГУТА-Страхование" по вопросу недобросовестной конкуренции ООО "Росгосстрах". Нарушение выразилось в следующем.
Заявитель и ООО "Росгосстрах" принимали участие в открытом конкурсе на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств при запросе котировок, проведенном комитетом Ставропольского края по государственному заказу (заказчик государственное казенное учреждение "Противопожарная и аварийно - спасательная служба Ставропольского края").
По мнению заявителя ООО "Росгосстрах" предоставило недостоверные сведения о цене контракта. Несмотря на установленные страховые тарифы, обязательные к применению всеми страховщиками, ООО "Росгосстрах" предложило необоснованно низкую цену контракта, рассчитанную в нарушение порядка, предусмотренного ст. 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 25.04.2002 N40-ФЗ.
В результате данных действий ООО "Росгосстрах" получило необоснованное конкурентное преимущество и стало победителем открытого конкурса на оказание услуг по страхованию гражданской ответственности (ОСАГО).
На рассмотрении дела представитель ЗАО "ГУТА - Страхование" поддержал доводы, изложенные в заявлении.
Комиссия Ставропольского УФАС России в результате анализа имеющихся материалов и рассмотрения дела пришла к следующим выводам.
1. ЗАО "ГУТА - Страхование" имеет лицензию от 05.06.2007 СN182077 на осуществление страхования. В соответствии с уставом, предметом деятельности общества является страхование: обеспечение посредством аккумулирования страховых платежей и выплат сумм по страховым обязательствам, возникшим в различных сферах их деятельности. Общество имеет филиал в городе Ставрополе.
ООО "Росгосстрах" имеет лицензию от 07.12.2009 С N097750. Основной целью ООО "Росгосстрах" является осуществление всех видов страхования, перестрахования и получение прибыли. Общество имеет филиал в Ставропольском крае.
Таким образом, ЗАО "ГУТА - Страхование" и ООО "Росгосстрах" являются по смыслу статьи 4 Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" конкурентами.
2. Заказчиком открытого конкурса по отбору страховой организации для осуществления ОСАГО владельцев транспортных средств является государственное казенное учреждение "Противопожарная и аварийно - спасательная служба Ставропольского края".
Конкурс проводился комитетом Ставропольского края по государственному заказу. Информация о конкурсе была размещена на сайте: www.zakupki.gov.ru.
В конкурсной документации был указан перечень и характеристика транспортных средств, подлежащих обязательному страхованию гражданской ответственности.
Начальная (максимальная) цена контракта составляла 498 552,00 руб.
Согласно протоколу N0121200002811008032-1 от 13 января 2012 года, к участию в запросе котировок было допущено 4 страховые компании - ООО "Росгосстрах", ЗАО "ГУТА-Страхование", СОАО "ВСК" и СОАО "Ингосстрах".
В соответствии с приложением N4 к Протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 13.01.2012 Nзаявок на участие в открытом конкурсе N0121200002811008032-1, победителем конкурса было признано ООО "Росгосстрах", предложившее цену государственного контракта ниже остальных участников 303 724 рублей 96 копеек (начальная максимальная цена лота 498 552,00 руб.).
3. В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.
Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, в соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" устанавливаются в зависимости от:
а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц - по месту регистрации транспортного средства;
б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей;
в) технических характеристик транспортных средств;
г) сезонного использования транспортных средств;
д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.
В соответствии с частью 6 статьи 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
Страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования установлены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 N739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии".
Следовательно, страховая премия по парку транспортных средств заказчика при применении базовых ставок и установленных коэффициентов у всех страховщиков должна быть одинаковой. Занижение стоимости страховой премии по ОСАГО владельцев транспортных средств заказчика является нарушением Федерального закона от 25 апреля 2002 года N40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и Постановления Правительства РФ от 08.12.2005 N739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии".
Из представленных в Ставропольское УФАС России расчетов страховых премий по данному конкурсу следует, что при расчете страховой премии для запроса котировок, проведенного заказчиком, ООО "Росгосстрах" занизило суммы страховых премий по следующим транспортным средствам:
Перечень транспортных средств подлежащих обязательному страхованию гражданской ответственности с доступом к управлению транспортными средствами неограниченного количества лиц (СМ Приложение)
Занижение обществом страховой премии привело к занижению цены государственного контракта, в результате чего общество получило преимущество перед другими участниками и стало победителем конкурса.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" не допускается недобросовестная конкуренция.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Таким образом, ООО "Росгосстрах" допущена недобросовестная конкуренция, которая выразилась в нарушении порядка расчета страховых премий, что привело к уменьшению цены контракта и получению преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности на рынке страховых услуг. Действия ООО "Росгосстрах" причинили (либо могли причинить) убытки конкурентам, которые лишились возможности участвовать в честной конкурентной борьбе и получить клиента в лице управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать ООО "Росгосстрах" нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. В связи с тем, что государственный контракт по результатам запроса котировок заключен, не выдавать предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.
Решение изготовлено в полном объеме 04.05.2012 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Примечание.
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
prilozhenie.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 3 мая 2012 г. N 5
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016