Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
от 9 июня 2015 г. N 03-03/15-2015
Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - Карельское УФАС России) Пряхин Артур Борисович, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица - главного редактора АУ "Редакция газеты "Олония" <_>по факту нарушения требований части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отсутствие <_> надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения дела, установил:
Решением комиссии Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе от 08.12.2014 по делу N03-02/19-2014 реклама ООО "Центр Денежной Помощи-Центр", размещенная в СМИ - газете "Олония" N30 от 24.07.2014, N31 от 30.07.2014, N32 от 06.08.2014, N33 от 13.08.2014, N34 от 20.08.2014 на стр.1, была признана ненадлежащей, нарушившей требования части 1, пункта 2 части 2 статьи 28, части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Основанием для принятия комиссией соответствующего решения послужило поступившее в адрес антимонопольного органа заявление <_> (вх. от 05.08.2014 N4131) с жалобой на рекламу "Центр Денежной Помощи. Микрофинансовая организация. Св-во госреестра микрофинансовых организаций N651403111005237 от 11.06.2014 г. Срочные денежные займы. Неделя даром 0%. ул.Урицкого, 4а. тел. <_> * до зарплаты * до пенсии * на срочные нужды", распространенной в газете "Олония" N30(8505) от 24.07.2014 на стр.1.
Пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Рассматриваемый информационный блок полностью соответствуют понятию рекламы, так как круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования - финансовых услуг по предоставлению займов, призвана формировать и поддерживать интерес к ООО "Центр Денежной Помощи - Центр" и оказываемым им услугам, способствует продвижению их на рынке.
Пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 5 ФЗ "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
На основании части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Исходя из пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Как видно из газеты "Олония", рекламный блок "Срочных денежных займов" Центра Денежной Помощи имеет размер 102х70мм, текст рекламного сообщения условно можно разделить на две информационные части:
- основная часть, написанная крупным шрифтом: "Центр Денежной Помощи. Микрофинансовая организация. Св-во госреестра микрофинансовых организаций N651403111005237 от 11.06.2014 г. Срочные денежные займы. Неделя даром 0%. ул.Урицкого, 4а. тел. <_> * до зарплаты * до пенсии * на срочные нужды";
- часть, написанная мелким, трудным для восприятия шрифтом, занимающая около 11,5% рекламной площади, содержит следующую информацию, прочитать которую представляется возможным только с использованием увеличительных приборов: "При первичном обращении процентная ставка 1% в день (365% годовых) годовых. После срока возврата указанного в договоре процентная ставка - 2 в день. (730% годовых). Минимальная сумма займа 1000 руб. 25000 руб. - максимально возможная сумма при последующих обращениях, не ранее 16 го договора при достижении суммы основного долга по закрытым договорам 150 000 руб. и более. 0,5% в день (182,5% годовых) - максимальное снижение ставки при последующих обращениях, при условии участия заемщика в программе "индивидуальная карта клиента". Максимальный срок займа 30 дней. Возможно досрочное погашение не ранее 10-го дня. Комиссии за выдачу, досрочное погашение либо иные отсутствуют. Акция "Неделя даром" применяется в случае исполнения обязательств по договору в день указанный в договоре, при этом компенсация за использование суммой займа за первые 7 дней не начисляется. При исполнении обязательства в иной день, чем указан в договоре акция "Неделя даром" не применяется. Условие об акции применяется при первом обращении, при условии заключения договора займа не менее чем на 14 дней, и использования займа не менее чем 14 дней. ООО "Центр Денежной Помощи-Центр". На правах рекламы. Не является публичной офертой в смысле ст.437 ГК РФ. Полные условия предоставления займов на сайте группы компаний Центр-Денежной-Помощи.рф и в офисах компаний".
Как следует из пункта 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе). При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
В соответствии с письмом ФАС России от 11.09.2012 NАК/29603, при оценке рекламы, содержащей информацию, указанную мелким, трудным для восприятия шрифтом, следует учитывать то, что исходя из понятия рекламы она предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.
При этом то обстоятельство, что нормами Закона о рекламе не установлен размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку как следует из положений статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.
С учетом изложенного, в случае когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствуют в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признать, что данные сведения не были доведены для неопределенного круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой услуги.
Учитывая положения ФЗ "О рекламе", постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", а также то, что существенная информации о рекламируемом товаре представлена с использованием нечитаемого шрифта, комиссия решила, что рассматриваемая реклама не содержит наименование лица, оказывающего финансовые услуги по предоставлению займов, что говорит о наличии нарушения части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
Кроме того, в рассматриваемой рекламе указано, что займ на неделю предоставляется бесплатно (0%), но иные условия оказания соответствующей услуги влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, отсутствуют (напечатаны мелким шрифтом). Данный факт свидетельствует о нарушении пункта 2 части 2 статьи 28, части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
Согласно информации, представленной АУ "Редакция газеты "Олония", данный рекламный блок размещен в газете "Олония" на основании договора на рекламное обслуживание от 01.07.2014 (далее - Договор), заключенного между АУ "Редакция газеты "Олония" и ООО "Центр Денежной Помощи - Центр" и электронной заявки от 30.06.2014.
В силу пунктов 5 и 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе", а также исходя из условий указанного выше Договора, рекламодателем указанной рекламы является ООО "Центр Денежной Помощи-Центр", рекламораспространителем - АУ "Редакция газеты "Олония".
В соответствии с частями 4 и 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" нарушение рекламораспространителем части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе" влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение рекламодателем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса в виде административного штрафа для должностных лиц в размере от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Статья 19 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N2124-1 "О средствах массовой информации" устанавливает, что ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средств массовой информации, несет главный редактор.
Согласно трудовому договору с руководителем АУ "Редакция газеты "Олония" от 28.06.2013 главным редактором газеты "Олония" назначена <_>
Таким образом, применительно к положениям статьи 2.4 КоАП РФ <_> является должностным лицом, подлежащим привлечению к административной ответственности.
По факту совершенного административного правонарушения 08.05.2015 Карельским УФАС России в адрес <_> было направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении, согласно которому <_> надлежало явиться 26.05.2015 в 14 часов 30 минут для дачи объяснений по факту вменяемого правонарушения, а также для составления и подписания протокола об административном правонарушении.
25.05.2015 в адрес Карельского УФАС России от <_> поступило ходатайство о составлении протокола в её отсутствие.
26.05.2015 в отсутствие <_> был составлен протокол об административном правонарушении.
Определением от 27.05.2015 "О назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N03-03/15-2015" настоящее дело было назначено к рассмотрению на 09.06.2015 в 10 часов 00 минут.
08.06.2015 в адрес Карельского УФАС России от <_> поступило ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.
Рассмотрение настоящего дела состоялось в назначенное время.
Оценив в порядке статьи 26.11 КоАП РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, должностное лицо Карельского УФАС России отмечает следующее.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в его совершении.
Должностным лицом - главным редактором АУ "Редакция газеты "Олония" <_> не были предприняты все возможные, зависящие от неё меры и действия по соблюдению законодательства о рекламе - было допущено распространение ненадлежащей рекламы. Доказательств иного в материалы дела не представлено.
Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение является противоправным, виновным, лицо его совершившее, не могло не осознавать противоправный характер своих действий, но им не были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения норм законодательства, ответственность за нарушение которых предусмотрена КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5. КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Дата совершения административного правонарушения - 24.07.2014. Таким образом, срок давности для привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления не истек.
Место совершения данного административного правонарушения - город Олонец Республики Карелия.
Исходя из вышеизложенного, в действиях должностного лица - главного редактора газеты "Олония" <_> установлен состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Доказательствами по делу являются материалы дела N03-02/19-2014, возбужденного Карельским УФАС России по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ в качестве смягчающего административную ответственность обстоятельства принимается добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение, оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, а также тот факт, что <_> признает факт нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Касательно возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ должностное лицо Карельского УФАС России отмечает следующее.
Статьей 2.9. КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного следует исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, а учитываются при назначении наказания.
Оценив характер допущенного правонарушения и степень его общественной опасности, должностное лицо Карельского УФАС России не установило исключительных обстоятельств, свидетельствующих о его малозначительности. Данное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок предоставления потребителю информации о лице, оказывающем финансовые услуги, что само по себе создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.
В материалах дела отсутствуют обстоятельства, указывающие на возможность прекращения производства по настоящему делу; данное правонарушение не может быть признано и малозначительным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, руководитель Карельского УФАС России Пряхин Артур Борисович постановил:
Наложить на должностное лицо - главного редактора АУ "Редакция газеты "Олония" <_> за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, административный штраф в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей.
Реквизиты для перечисления штрафа:
Банк получателя: ГРКЦ НБ Республика Карелия Банка России
БИК 048602001
Получатель: ИНН 1001041153, КПП 100101001
Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Карельское УФАС России)
Счет N 40101810600000010006
ОКТМО 86701000
КБК 161 1 16 26000 01 6000 140
Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства о рекламе (дело N03-03/15-2015).
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу в сроки, предусмотренные статьёй 31.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения сроков рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 данной статьи, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа. Кроме того, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
В соответствии с частью 4 статьи 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Руководитель управления А.Б. Пряхин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 9 июня 2015 г. N 03-03/15-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016