Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 11 июня 2015 г. N 3033/03
Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) рассмотрело представленное Обществом с ограниченной ответственностью "Карат" (193019, г. Санкт-Петербург, ул. Профессора Качалова, д. 11, лит. А; далее - ООО "Карат") заявление о нарушении заказчиком (организатора открытого конкурса) - Открытым акционерным обществом "Автобусный парк" (173020, Великий Новгород, ул. Хутынская, д. 10; далее - ОАО "Автобусный парк") Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения договора на поставку ГСМ (масел) для подвижного состава ОАО "Автобусный парк", извещение N 31502110221 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 11.03.2015.
В результате рассмотрения заявления антимонопольный орган установил:
18.03.2015 в Новгородское УФАС России от ООО "Карат" (вх. N 2030 Новгородского УФАС России) поступила жалоба на действия заказчика (организатора открытого конкурса) - ОАО "Автобусный парк" при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на право заключить договор на поставку ГСМ (масел) для подвижного состава ОАО "Автобусный парк" (извещение N 31502110221; дата размещения извещения - 11.03.2015) (далее - Жалоба).
Новгородское УФАС России, предварительно рассмотрев, до рассмотрения по существу Жалобу приняло решение о непринятии Жалобы к рассмотрению.
Вместе с тем Новгородским УФАС России было принято решение о рассмотрении указанной Жалобы как заявления о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Заявление).
Из Заявления ООО "Карат" следует, что заказчиком (организатором открытого конкурса) - ОАО "Автобусный парк" неправомерно указано в документации о закупке требование конкретного моторного масла в четырех лотах. У каждого из указанных заказчиком масел имеются аналоги других торговых марок, с такими же техническими характеристиками. Заказчик не обосновал необходимость и обязательность использования моторного масла конкретного изготовителя.
Таким образом, ООО "Карат" оспаривает правомерность установления в документации о закупке конкретной торговой марки предмета закупки, как нарушающего принцип равноправия и отсутствия необоснованных ограничений по отношению к участникам закупки.
Заказчиком (организатором открытого конкурса) - ОАО "Автобусный парк" представлены запрошенные запросом Новгородского УФАС России исх. N 1390/03 от 23.03.2015 копии документов и информация по данной закупке (вх. N 2823 от 09.04.2015 Новгородского УФАС России).
В результате рассмотрения Новгородским УФАС России Заявления установлено следующее.
В данном случае имело место осуществление закупки заказчиком - ОАО "Автобусный парк" в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положения).
В соответствии с вышеуказанной нормой заказчиком - ОАО "Автобусный парк" разработано и утверждено протоколом N 1 от 16.01.2014 Совета директоров ОАО "Автобусный парк" Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Автобусный парк" (далее - Положение о закупках).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Таким образом, Закон о закупках не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.
Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Раздел 2 Положения о закупках содержит требования к проведению конкурса на право заключить договор. Так, согласно подпункту 2.1.1 пункта 2.1 Раздела 2 Положения о закупках закупка товаров, работ, услуг осуществляется путем проведения конкурса на основании конкретных потребностей Заказчика, когда он для выбора наилучших условий исполнения договора использует несколько критериев оценки заявок на участие в конкурсе, предусмотренных пунктом 2.4 настоящего Положения.
В соответствии с подпунктом 2.3.1 пункта 2.3 Раздела 2 Положения о закупках, конкурсная документация разрабатывается и утверждается в соответствии с настоящим Положением.
Согласно, подпункту 2.3.2 пункта 2.3 Раздела 2 Положения о закупках, конкурсная документация должна содержать:
1) установленные Заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
6) форму, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям и для оценки и сопоставления по указанным в конкурсной документации критериям;
10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
11) место и дату и время вскрытия конвертов с заявками участников закупки;
12) место и дату рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;
13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе;
14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, методику оценки предложений участников закупки, порядок расчета рейтинга каждой заявки, сведения и документы, которые подлежат оценке и сопоставлению;
15) иные сведения по решению Заказчика.
Документация по проведению открытого конкурса на право заключения договора на поставку масел для подвижного состава ОАО "Автобусный парк" (далее - Конкурсная документация) утверждена генеральным директором ОАО "Автобусный парк" Д.В. Веркиным 06.03.2015.
Часть 7 (Документация о закупке) Конкурсной документации, устанавливает содержание документации о закупке и полностью повторяет требования Положения о закупках.
Согласно пункту 6 Информационной карты Конкурсной документации, Заказчиком установлены требования к предмету закупки, а также определено, что для указанных в спецификации горюче-смазочных материалов эквиваленты не предусмотрены, так как этот товар необходим для обеспечения взаимодействия такого товара с товаром, используемым заказчиком для доливки и технического обслуживания.
Таким образом, заказчик обоснованно установил требование к предмету закупки определённой торговой марки в соответствии с потребностями ОАО "Автобусный парк" для доливки уже имеющихся в пользовании горюче-смазочных материалов.
Положение о закупках и нормы Закона о закупках не устанавливают запрета требования для поставки товаров с определенными товарными знаками, если необходимо обеспечить взаимодействие этих товаров с уже используемыми заказчиком.
Согласно Протоколу N 1 от 30.03.2015 заседания закупочной комиссии ОАО "Автобусный парк" на участие в открытом конкурсе зарегистрировано пять заявок, только одна из которых была отклонена в связи с ненадлежащим оформлением конкурсной заявки (то есть не по оспариваемым ООО "Карат" основаниям).
В соответствии с Протоколом N 1 от 31.03.2015 заседания закупочной комиссии ОАО "Автобусный парк" конкурс по лотам N 1, 2, 4,5 состоялся, контракты заключены с лицом, предложившим лучшие условия исполнения контракта - ООО "Кратер".
Согласно данным официального сайта в адрес заказчика - ОАО "Автобусный парк" не поступали запросы о даче разъяснений положений документации.
В соответствии с пунктом 17 части 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Исходя из имеющихся в Управлении сведений, полученных при рассмотрении Заявления, негативных последствий для конкуренции не выявлено, и заявителем доказательств ограничения конкуренции либо реальной угрозы возникновения таких последствий не представлено.
Таким образом, на основании требований пункта 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках пункта 2.3 Раздела 2 Положения о закупках в Конкурсной документации заказчиком (организатором открытого конкурса) - ОАО "Автобусный парк" установлены требования к предмету закупки, равные для всех участников рассматриваемого конкурса и отвечающие потребностям заказчика.
Установление заказчиком (организатором открытого конкурса) - ОАО "Автобусный парк" требования определенной торговой марки горюче-смазочных материалов, в данном случае обосновано, соответствует положениям Закона о закупках и не нарушает его принципы, в том числе не нарушают принцип равноправия и отсутствия необоснованных ограничений по отношению к участникам закупки, а также не создают преимущественные условия кому-либо из участников закупки.
Учитывая вышеизложенное, Новгородское УФАС России в данном случае не усматривает признаков нарушения Закона о защите конкуренции, в частности части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой при проведении закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с Законом о закупках запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Соответственно, основания для возбуждения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь частью 4, пунктом 2 части 9 статьи 44 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, пунктами 3.42-3.43 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, антимонопольный орган решил:
В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по фактам, изложенным в заявлении ООО "Карат" отказать в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Руководитель Управления, Государственный советник РФ 2 класса |
О.С. Виниченко |
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 11 июня 2015 г. N 3033/03
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016