Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
N 07-16-54/2015 (опубликовано 10 июня 2015 г.)
Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии:;
Членов Комиссии:;
в присутствии представителя ответчика: ООО "Орск Водоканал" -,
в отсутствие представителей заявителя, уведомленного надлежащим образом,
рассмотрев дело N 07-16-54/2015 по признакам нарушения ООО "Орск Водоканал" ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - Оренбургское УФАС России) поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью "Орские прицепы" (далее - ООО "Орские прицепы", заявитель) (вх. N 409к от 26.01.2015 г.) на действия ООО "Орск Водоканал" выраженные в ущемлении интересов ООО "Орские прицепы" путем отказа в увеличении лимита водопотребления на объекты ООО "Орские прицепы".
Оренбургским УФАС России Приказом N 66 от 20.04.2015 возбуждено дело N 07-16-54/2015 по признакам нарушения общества с ограниченной ответственностью "Орск Водоканал" (далее - ООО "Орск Водоканал", ответчик) ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выраженных в ущемлении интересов ООО "Орские прицепы" путем отказа в увеличении лимита водопотребления на объекты ООО "Орские прицепы".
Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Приказом Оренбургского УФАС России N 4 от 24.01.2006 г. ООО "Орск Водоканал" включено в региональный раздел "Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов", имеет долю на рынке услуг водоснабжения и канализации более 65 процентов в территориальных границах г. Орска, Оренбургская область.
Оренбургским УФАС России проведено исследование состояния конкурентной среды на рынке услуг водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры на территории г. Орска за 2014 год и первый квартал 2015 года. Данным исследованием определено, что ООО "Водоканал города Орска", ИНН 5615021332, юридический адрес: 462431, Оренбургская область, г.Орск, ул.Крупской, 15, оказывает естественно-монопольный вид деятельности в границах пролегания сетей, следовательно, занимает доминирующее положение на рынке услуг водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в г.Орске в продуктовых границах "услуги водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры". На данном товарном рынке отсутствует конкуренция, так как у ООО "Орские прицепы" не имелось технологических возможностей получение воды кроме как по сетям ООО "Водоканал города Орска".
Поскольку ООО "Орск Водоканал" занимает доминирующее положение на рынке услуг водоснабжения и водоотведения, следовательно, деятельность общества должна осуществляться с учетом требований Закона о защите конкуренции.
Представитель заявителя на рассмотрение дела не явился, извещен надлежащим образом, кроме того, заявил ходатайство (N 35 к от 12.05.2015 г.) о прекращении рассмотрения дела в связи с тем, что правовые основания для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства отсутствуют и в настоящий момент не существуют ввиду того, что ООО "Орские прицепы" оптимизировало свой производственный процесс, переориентировало потребляемый объем водных ресурсов на введенную линию ТЧП - 100 и в настоящее время увеличение лимита водопотребления считает для себя излишним.
Ответчик нарушение не признал, сославшись на письменные пояснения представленные в материалы дела и пояснил, что в ноябре 2014 года ООО "Орские прицепы" направило письмо об увеличении лимита водопотребления в связи с производственной необходимостью с приложением расчета лимита. В связи тем, что в СНиП 2.04.01-85* отсутствует норматив потребления введенной в производство новой линии и на основании п. 3 приложения N 3 к договору ООО "Орск Водоканал" запросил у ООО "Орские прицепы" технические документы для обоснования норм расхода воды, информация о характеристике новой линии производства, которая была представлена ООО "Орские прицепы" в качестве технического документа не позволяет определить привязку характеристик к конкретному оборудованию, а следовательно, не может являться техническим документом.
Исследовав материалы дела, Комиссия Оренбургского УФАС России пришла к следующим выводам.
01.04.2013 г. между ООО "Орск Водоканал" и ООО "Орские прицепы" заключен договор N 43.0 на обеспечение питьевой водой, прием, транспортировку и очистку сточных вод.
Существенным условием договора водоснабжения является гарантированный объем (лимит) воды (подп. 1 п. 5 ст. 13 Закона о водоснабжении и водоотведении N 416 - ФЗ от 07.12.2011 г., подп. А п. 21 Постановления об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения N 644 от 29.07.2013 г.). Объем (лимит) поставляемой воды согласован сторонами в приложении N 2 к договору.
06.11.2014 г. ООО "Орские Прицепы" обратилось с заявлением N 65-161 в ООО "Орск водоканал" с просьбой изменить в договоре N 43.0 от 01.04.2013 количественные нормы водопотребления и сброса сточных вод в связи с введением новой линии производства ТЧП - 100 - 2,4, приложением к данному письму обществом представлен расчет водопотребления и водоотведения, а также технические характеристики на новую линию производства ТЧП - 100 - 2,4, с указанием нормы расхода воды.
ООО "Орск Водоканал" письмом (исх. N 7726 от 03.12.2014 г.) сообщило, что поскольку в расчете применены линия ТЧП - 100 - 2,4, линия цинкования, котельная N 7, а нормативы потребления в СНиП 2.04.01-85, не указаны, следовательно, для подтверждения действительного существования в ведомственном порядке таких нормативов надлежит представить копию нормативных документов содержащих примененные нормативы.
Письмом N 49/154 от 26.11.2014 г., и письмом N 149/159 от 05.12.2014 г. ООО "Орские прицепы" сообщило о том, что оборудование, указанное в позиции 10 "Линия цинкования", позиции 1 "Котельная N 7" расчета уже включены в договор N 43.0 от 01.04.2013 г., и изменениям по водопотреблению и водоотведению не подвергались, технические характеристики новой линии производства ТПЧ - 100 - 2,4 ООО "Орские прицепы" уже предоставляло приложением к письму от 06.11.2014 г. N 65-161, и в настоящем письме приложило повторно.
Далее ООО "Орск Водоканал" письмом N 9265 от 22.12.2014 г. подтвердило, что технические документы для вновь введенного оборудования ТЧП - 100 - 2,4 приобщены, вместе с тем технические документы, которые были не представлены Вашим предприятием в 2013 году при заключении договора N 43.0 от 01.04.2013 г. обосновывающие нормы расхода воды в отношении оборудования, указанного в позиции 10 "Линия цинкования", позиции 1 "Котельная N 7" не представлены, в случае непредставления ранее запрошенных документов на основании п. 9 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 г. N 644 ООО "Орск Водоканал" вправе прекратить рассмотрение заявки об увеличении лимитов водопотребления и водоотведения и возвратить ее без исполнения.
Таким образом, заявление ООО "Орские прицепы" об увеличении лимитов водопотребления и водоотведения в связи с введением новой линии ТЧП-100-2,4 не рассмотрено, лимит водопотребления и водоотведения не увеличен.
Статья 10 ФЗ "О защите конкуренции" устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Правоотношения в сфере водоснабжения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении).
Статьей 13 Закона о водоснабжении определено, что по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Договор водоснабжения является публичным договором.
В силу части 5 статьи 13 Закона о водоснабжении существенным условием договора водоснабжения является, в частности, предмет договора, режим подачи воды (гарантированный объем подачи воды, гарантированный уровень давления воды в системе водоснабжения в месте присоединения), определяемый в соответствии с техническими условиями на подключение (технологическое присоединение) к системе водоснабжения (водопроводным сетям).
Постановлением Правительства РФ N 644 от 29.07.2013 г. установлены правила холодного водоснабжения и водоотведения. Указанные правила регулируют отношения, возникающие между организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и (или) водоотведение по предоставлению холодной воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения.
Пунктом 9 указанных правил установлено, что заявка абонента рассматривается организацией водопроводно-канализационного хозяйства в течение 20 дней со дня ее поступления. Если в заявке абонента отсутствуют необходимые сведения и (или) документы, предусмотренные пунктами 16 и 17 настоящих Правил, организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки абонента направляет ему уведомление о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, после чего приостанавливает рассмотрение заявки абонента до получения недостающих сведений и документов. В случае если недостающие сведения и (или) документы не будут представлены абонентом в течение 20 дней со дня приостановления рассмотрения заявки абонента, организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе прекратить рассмотрение заявки абонента и возвратить ее с указанием причин возврата.
ООО "Орск Водоканал", в силу вышеуказанных норм, направило в адрес ООО "Орские прицепы" уведомление о необходимости предоставить, недостающие документы, а именно, технические документы на позицию N 10 "Линия цинкования", позицию N 1 "Котельная N 7" и на линию ТПЧ - 100 - 2,4.
Как установлено Комиссией Оренбургского УФАС России, позиция 10 "Линия цинкования", позиция 1 "Котельная N 7" расчета уже включены в договор N 43.0 от 01.04.2013 г., и изменениям по водопотреблению и водоотведению не подвергались, указанные технические документы были представлены ООО "Орские прицепы" до заключения договора, документов свидетельствующих об обратном в материалы дела не представлено. Технические характеристики новой линии производства ТПЧ - 100 - 2,4 ООО "Орские прицепы" предоставило в ходе переписки письмом от 06.11.2014 г. N 65-161 и письмом N 49/154 от 26.11.2014 г.
ООО "Орск Водоканал" письмом N 9265 от 22.12.2014 г. подтвердило, что технические документы для вновь введенного оборудования ТЧП - 100 - 2,4 приобщены, вместе с тем отметило, что технические документы, обосновывающие нормы расхода воды в отношении оборудования, указанного в позиции 10 "Линия цинкования", позиции 1 "Котельная N 7" не представлены, в случае непредставления документов на основании п. 9 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 г. N 644 ООО "Орск Водоканал" прекращает рассмотрение заявки об увеличении лимитов водопотребления и водоотведения и возвратить ее без исполнения.
Таким образом, Комиссия Оренбургского УФАС приходит к выводу, о необоснованности ООО "Орск Водоканал" предъявления запроса о предоставлении документов на линии - "Линия цинкования", "Котельная N 7". Указанные линии уже включены в существующий договор N 43.0 от 01.04.2013 г., изменениям по водопотреблению и водоотведению не подвергались. Предъявление запроса указанных документов ущемляет права заявителя, поскольку их наличие не является технологически необходимым для введения новой линии производства ТЧП - 100 - 2,4, а также носило экономически не оправданный характер.
В заседании Комиссии объявлялся перерыв до 25.05.2015 г. до 10 часов 30 минут.
На заседание Комиссии ООО "Орск Водоканал" представило письмо направленное в адрес ООО "Орские прицепы" (исх. N 62-29 от 22.05.2015 г.), указанным письмом ООО "Орские прицепы" пояснило, что техническая характеристика для обоснования расчета предоставления лимита водопотребления оборудования линии ТЧП - 100 является внутренним документом общества. В случае необходимости увеличения лимита водопотребления общество предоставит в ООО "Орск Водоканал" техническую документацию для обоснования увеличения лимита водопотребления.
С учетом изложенного, комиссия Оренбургского УФАС России проанализировав представленные заявителем документы, а также учитывая, что правовые основания, которые послужили основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, отсутствуют и в настоящий момент не существуют ввиду того, что ООО "Орские прицепы" оптимизировало свой производственный процесс, переориентировало потребляемый объем водных ресурсов на введенную линию ТЧП - 100 и в настоящее время увеличение лимита водопотребления считает для себя излишним, следовательно, в действиях ООО "Орск Водоканал" отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1, 2 статьи 41, 45, статьей 49, статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия, решила:
Рассмотрение дела N 07-16-54/2015, в отношении ООО "Орск Водоканал", прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ответчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области N 07-16-54/2015 (опубликовано 10 июня 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016