Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 28 апреля 2012 г.
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - Комиссия Мурманского УФАС) в составе:
Председателя комиссии - Чечениной Светланы Адольфовны, заместителя руководителя Мурманского УФАС России;
Членов комиссии:
Калитиной Наталии Александровны - начальника отдела контроля размещения государственного заказа;
Савенок Кристины Анатольевны - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа,
при участии представителя Администрации города Мурманска - <Б_> (по доверенности N 05-42/631 от 24.02.2012 года),
руководителя ММБУ "Управление по обеспечению деятельности органов местного самоуправления города Мурманска" - <П_>
генерального директора ООО "Защита" - <Б_>
представителя ООО "ВЫМПЕЛ" - <Т_> (по доверенности от 27.04.2012 г.),
директора ООО ЧОО "Флагман" - <Л_>
представителя ООО ЧОО "Флагман" - <Р_>
рассмотрев жалобы ООО "ВЫМПЕЛ", ООО "Защита" на действия уполномоченного органа - Отдел по формированию и размещению муниципального заказа администрации города Мурманска и Единой комиссии по размещению заказов Отдела по формированию и размещению муниципального заказа администрации города Мурманска, при размещении заказа путем проведения открытого конкурса "на право заключения гражданско-правового договора бюджетного учреждения на оказание услуг по охране здания, находящегося у ММБУ УОДОМС города Мурманска в оперативном управлении, с помощью физического поста", реестровый номер заказа 0349300033712000135 (далее - Открытый конкурс), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 23 апреля 2012 года обратился участник размещения заказа ООО "Защита" с жалобой (входящий номер 2841) на действия Отдела по формированию и размещению муниципального заказа администрации города Мурманска (далее - Уполномоченный орган) и Единой комиссии по размещению заказов Отдела по формированию и размещению муниципального заказа администрации города Мурманска (далее - Единая комиссия), при проведении открытого конкурса "на право заключения гражданско-правового договора бюджетного учреждения на оказание услуг по охране здания, находящегося у ММБУ УОДОМС города Мурманска в оперативном управлении, с помощью физического поста".
ООО "Защита" в поданной жалобе указывает на то, что согласно Положению о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ N 498 от 23.06.2011 года, в приложении к лицензии на осуществление частной охранной деятельности, выдаваемой юридическому лицу, указываются виды разрешенных охранных услуг. Каждый разрешенный вид охранных услуг, продолжает ООО "Защита", скрепляется печатью и подписью руководителя лицензирующего органа. По результатам рассмотрения заявок на участие в Открытом конкурсе, Единая комиссия признала заявку ООО ЧОО "Флагман" соответствующей требованиям конкурсной документации. Вместе с тем, ООО "Защита" полагает, что представленная в составе конкурсной заявки ООО ЧОО "Флагман" копия лицензии не содержит печати лицензирующего органа ни по одному из разрешенных видов охранных услуг, следовательно, ООО ЧОО "Флагман" не могло быть допущено к участию в Открытом конкурсе.
Помимо прочего, ООО "Защита" обращает внимание на то обстоятельство, что здания органов местного самоуправления в соответствии с Постановлением правительства РФ N 587 от 1992 года подлежат государственной охране.
ООО "Защита" просит провести проверку изложенных в жалобе фактов на предмет их соответствия требованиям законодательства о размещении заказов РФ.
24 апреля 2012 года в адрес Мурманского УФАС России обратилось ООО "ВЫМПЕЛ" с жалобой (входящий номер 2871ф) на действия Единой комиссии при проведении открытого конкурса "на право заключения гражданско-правового договора бюджетного учреждения на оказание услуг по охране здания, находящегося у ММБУ УОДОМС города Мурманска в оперативном управлении, с помощью физического поста".
По мнению ООО "ВЫМПЕЛ", Единой комиссией, при проведении процедуры рассмотрения конкурсных заявок, принято необоснованное решение об отказе ООО "ВЫМПЕЛ" в допуске к участию в Открытом конкурсе на основании непредставления документа, определенного подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 25 Закона о размещении заказов.
ООО "ВЫМПЕЛ" настаивает на том, что все требуемые документы были представлены в составе конкурсной заявки юридического лица и просит проверить правомерность действий Единой комиссии.
Комиссия Мурманского УФАС, проанализировав доводы Заявителя, возражения Уполномоченного органа, ММБУ "Управление по обеспечению деятельности органов местного самоуправления города Мурманска", исследовав представленные документы, приходит к следующим выводам.
Из существа дела следует, что Уполномоченным органом 16 марта 2012 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении открытого конкурса "на право заключения гражданско-правового договора бюджетного учреждения на оказание услуг по охране здания, находящегося у ММБУ УОДОМС города Мурманска в оперативном управлении, с помощью физического поста". Реестровый номер заказа 0349300033712000135.
Заказчик: Мурманское муниципальное бюджетное учреждение "Управление по обеспечению деятельности органов местного самоуправления города Мурманска" (далее - Заказчик).
Уполномоченный орган: Отдел по формированию и размещению муниципального заказа администрации города Мурманска.
Предмет гражданско-правового договора бюджетного учреждения: оказание услуг по охране здания, находящегося у ММБУ УОДОМС города Мурманска в оперативном управлении, с помощью физического поста.
Объем услуг: согласно разделу 4 "Техническое задание".
Место оказания услуг: г. Мурманск, ул. пр. Героев Североморцев, д. 33.
Начальная (максимальная) цена гражданско-правового договора бюджетного учреждения: 1 240 680,00 (один миллион двести сорок тысяч шестьсот восемьдесят) рублей 00 копеек.
Вскрытие конвертов с заявками: в 14 00 ч. 19.04.2012 года.
Рассмотрение заявок: 20.04.2012 года.
Подведение итогов: 23.04.2012 года.
Согласно части 1 статьи 22 Закона о размещении заказов, конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Документация о проведении Открытого конкурса утверждена начальником отдела по формированию и размещению муниципального заказа администрации города Мурманска - <Б_> 13 марта 2012 года.
28 марта 2012 года в конкурсную документацию и извещение о проведении Открытого конкурса Уполномоченным органом внесены изменения.
Требования к содержанию конкурсной документации регламентированы статьей 22 Закона о размещении заказов.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов, конкурсная документация должна содержать в соответствии с частями 2 - 4 статьи 25 Закона о размещении заказов требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, подписанного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, и инструкцию по ее заполнению.
Частью 2 статьи 25 Закона о размещении заказов предусмотрено, что участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в письменной форме в запечатанном конверте или в форме электронного документа.
Требования к содержанию заявки на участие в открытом конкурсе регламентированы частью 3 статьи 25 Закона о размещении заказов.
Так, в частности, согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 25 Закона о размещении заказов, конкурсная заявка должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, такие товары, работы, услуги являются предметом конкурса и данные требования предусмотрены конкурсной документацией.
В силу пункта 1.1.2 раздела 2 конкурсной документации, заявка на участие в Открытом конкурсе должна содержать сведения и документы, указанные в п.3.2. раздела 3 "Информационной карты".
Согласно подпункту 6 пункта 3.2 раздела 3 информационной карты конкурсной документации, заявка на участие в Открытом конкурсе должна содержать копию лицензии на осуществление частной охранной деятельности, выданной Министерством внутренних дел РФ, c наличием перечня следующих видов услуг:
- защита жизни и здоровья граждан;
- охрана объектов и имущества;
- эксплуатационное обслуживание технических средств охраны и принятие соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию (обслуживание технических охранных средств и незамедлительное реагирование на возникшие угрозы безопасности;
- консультирование и подготовка рекомендаций по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
- обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах.
Порядок рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе регламентирован статьей 27 Закона о размещении заказов.
Согласно части 1 статьи 27 Закона о размещении заказов, конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 2 статьи 27 Закона о размещении заказов, на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 Закона о размещении заказов.
Из материалов дела следует, что процедура рассмотрения заявок на участие в Открытом конкурсе проходила 20 апреля 2012 года. Результаты рассмотрения заявок на участие в Открытом конкурсе оформлены протоколом N 0349300033712000135-2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 20.04.2012 года (далее - Протокол рассмотрения заявок).
Согласно Протоколу рассмотрения заявок, ООО ЧОО "Флагман" допущено к участию в Открытом конкурсе.
Комиссией Мурманского УФАС, в ходе рассмотрения жалобы ООО "Защита", проверена заявка ООО ЧОО "Флагман" на предмет ее соответствия требованиям конкурсной документации. Как следует из анализа заявки ООО ЧОО "Флагман", в ее состав была включена копия лицензии от 11 марта 2012 года N 109 на осуществление частной охранной деятельности. Том заявки на участие в конкурсе содержал опись входящих в ее состав документов, скреплен печатью участника размещения заказа и подписан лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа.
В соответствии с частью 3.3 статьи 25 Закона о размещении заказов, все листы заявки на участие в конкурсе, все листы тома заявки на участие в конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в конкурсе и том заявки на участие в конкурсе должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа. Соблюдение участником размещения заказа указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе, поданы от имени участника размещения заказа, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе документов и сведений.
На заседании Комиссии Мурманского УФАС ООО ЧОО "Флагман" был представлен для обозрения оригинал лицензии N 109 от 11 марта 2012 года, в которой каждый из разрешенных видов деятельности скреплен печатью и подписью заместителя начальника полиции.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов, при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае непредоставления документов, определенных частью 3 статьи 25 Закона о размещении заказов, частью 2 статьи 31.4 или частью 2 статьи 35 Закона о размещении заказов, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, о работах, об услугах, о произведении литературы или искусства, об исполнении, о национальном фильме, соответственно на поставку, выполнение, оказание, создание которых либо финансирование проката или показа которого размещается заказ.
На основании изложенного, Комиссия Мурманского УФАС приходит к выводу о том, что ООО ЧОО "Флагман" представило в составе конкурсной заявки копию лицензии, требуемую
подпунктом 6 пункта 3.2 раздела 3 информационной карты конкурсной документации, следовательно у Единой комиссии отсутствовали основания для отказа ООО ЧОО "Флагман" в допуске к участию в Открытом конкурсе на основании пункта 1 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов.
Кроме того, необходимо особо подчеркнуть тот факт, что ООО "Защита" не указало на норму права, согласно которой каждый разрешенный вид охранной деятельности подлежит скреплению печатью и подписью руководителя лицензирующего органа. В Постановлении Правительства РФ N 498 от 23.06.2011 года, на которое ссылается ООО "Защита", подобное требование к оформлению лицензии отсутствует.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия Мурманского УФАС признает жалобу ООО "Защита" в рассмотренной части необоснованной.
Применительно к доводам ООО "ВЫМПЕЛ" о необоснованном отказе данному юридическому лицу в допуске к участию в Открытом конкурсе Комиссия Мурманского УФАС приходит к следующим выводам.
Ранее отмечено, что подпунктом 6 пункта 3.2 раздела 3 информационной карты конкурсной документации установлено требование, согласно которому заявка на участие в Открытом конкурсе должна содержать копию лицензии на осуществление частной охранной деятельности, выданной Министерством внутренних дел РФ.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок, ООО "ВЫМПЕЛ" отказано в допуске к участию в Открытом конкурсе по причине непредставления в составе заявки копии документа, предусмотренного подпунктом 6 пункта 3.2 раздела 3 информационной карты конкурсной документации, а именно: копии лицензии на осуществление частной охранной деятельности, выданной Министерством внутренних дел РФ.
Из анализа конкурсной заявки ООО "ВЫМПЕЛ" следует, что участником в составе заявки была представлена копия лицензии N 1 от 19.02.2010 года на осуществление частной охранной деятельности. В лицензии указано, что бланк лицензии является временным разрешением, подтверждающим право охранной организации на осуществление охранных услуг сроком действия до 13 февраля 2013 года, либо до утверждения Правительством РФ требований по каждому виду услуг.
Данные требования утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498
"О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности". Следовательно, из содержания представленной ООО "ВЫМПЕЛ" лицензии следует, что срок ее действия истек.
На заседание Комиссии Мурманского УФАС ООО "ВЫМПЕЛ" представлена справка УМВД России по Мурманской области N 55/4-2236 от 27 апреля 2012 года, согласно которой лицензии на частную охранную деятельность, выданные до издания Постановления Правительства РФ N 498 от 23.06.2011 года, продолжают действовать до истечения срока действия или до замены их лицензиями установленного образца.
Вместе с тем, данная справка ненормативным правовым актом не является, носит разъяснительный характер, получена ООО "ВЫМПЕЛ" после процедуры рассмотрения заявок на участие в Открытом конкурсе, до сведения Единой комиссии, при размещении Открытого конкурса, доведена не была.
Оценивая правомерность отказа ООО "ВЫМПЕЛ" в допуске к участию в Открытом конкурсе, Комиссия Мурманского УФАС исходит из того, имелись ли у Единой комиссии основания для признания заявки ООО "ВЫМПЕЛ" не соответствующей требованиям конкурсной документации, в частности, основания для констатации факта отсутствия в составе конкурсной заявки копии действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности.
Комиссия Мурманского УФАС полагает, что действия Единой комиссии соответствуют требованиям части 2 статьи 27 и пункта 1 части 1 статьи 12 Закона о размещении заказов, поскольку из содержания представленной ООО "ВЫМПЕЛ" копии лицензии следует, что срок ее действия истек, документов, свидетельствующих об обратном, участником представлено не было.
На основании изложенного, Комиссия Мурманского УФАС признает жалобу ООО "ВЫМПЕЛ" необоснованной.
Комиссией Мурманского УФАС проведен анализ довода ООО "Защита" о необходимости осуществления государственной охраны органов местного самоуправления в контексте размещенного Открытого конкурса, предметом которого является право заключения гражданско-правового договора бюджетного учреждения на оказание услуг по охране здания, находящегося у ММБУ УОДОМС города Мурманска в оперативном управлении, с помощью физического поста.
Из материалов дела следует, что местом оказания услуг является город Мурманск, пр. Героев Североморцев, д. 33.
Согласно представленным пояснениям ММБУ "Управление по обеспечению деятельности органов местного самоуправления города Мурманска", по адресу город Мурманск, пр. Героев Североморцев, д. 33 расположено здание, находящееся в оперативном управлении Заказчика. При этом, в здании по указанному адресу располагаются следующие организации:
- Государственное областное казенное учреждение "Центр социальной поддержки населения г. Мурманска";
- Общество с ограниченной ответственностью "Северная магистраль".
Кроме того, в указанном здании размещается и осуществляет деятельность Управление Ленинского округа администрации города Мурманска, Комиссия по делам несовершеннолетних администрации города Мурманска.
В соответствии со статьей 12 Устава муниципального образования город Мурманск (далее - Устав), утвержденного решением Совета депутатов г. Мурманска от 10.03.2006 N 20-235, в структуру органов местного самоуправления города Мурманска входят:
- совет депутатов муниципального образования город Мурманск - представительный орган города Мурманска;
- глава муниципального образования город Мурманск - высшее должностное лицо города Мурманска;
- администрация муниципального образования город Мурманск - исполнительно-распорядительный орган города Мурманска;
- контрольный орган города Мурманска - контрольно-счетная палата города Мурманска.
Согласно части 1 статьи 44 Устава муниципального образования город Мурманск, администрация города является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции.
Частью 3 статьи 44 Устава предусмотрено, что в структуру администрации города входят глава администрации города, заместители главы администрации города, территориальные, функциональные органы и иные структурные подразделения администрации города.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Устава, полномочия администрации города в конкретных сферах управления, а также обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляются территориальными, функциональными органами и иными структурными подразделениями администрации города (комитеты, управления, отделы, сектора).
Согласно части 2 статьи 47 Устава, образование, реорганизация и ликвидация структурных подразделений администрации города, их наименование производится главой администрации города в соответствии со структурой администрации города, утверждаемой советом депутатов города Мурманска по представлению главы администрации города.
Частью 4 статьи 47 Устава определено, что структурные подразделения администрации города действуют на основании положений, утверждаемых главой администрации города. Создание структурных подразделений администрации города в качестве юридических лиц осуществляется на основании решений Совета депутатов города Мурманска об учреждении соответствующих органов и утверждении положений о них.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Устава, административный округ - административно-территориальная единица города, в границах которой в качестве структурного подразделения администрации города может быть создано управление для решения вопросов местного значения.
Управление административного округа, как следует из части 2 статьи 48 Устава, подчинено непосредственно главе администрации города и осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением об административном округе.
Постановлением Администрации города Мурманска от 13.04.2010 N 575 утверждено Положение об управлении административного округа администрации города Мурманска (далее - Положение).
Согласно пункту 1.2 Положения, управление административного округа администрации города Мурманска является структурным подразделением администрации города Мурманска и не является самостоятельным юридическим лицом.
Решением Мурманского городского Совета от 03.11.2003 N 31-279 утверждена структура администрации города Мурманска (далее - Решение Совета).
Согласно Решению Совета, Управление Первомайского административного округа, Управление Октябрьского административного округа, Управление Ленинского административного округа входят в структуру администрации города Мурманска.
Управление Ленинского административного округа администрации города Мурманска является структурным подразделением администрации города Мурманска и не является юридическим лицом. В структуру Управления административного округа администрации города Мурманска входят Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, Административная комиссия, Отдел территориального развития.
Кроме того, по адресу: город Мурманск, пр. Героев Североморцев, д. 33располагается Отдел охраны прав несовершеннолетних комитета по образованию администрации г. Мурманска, который также входят в структуру администрации города Мурманска и является его структурным подразделением.
На основании изложенного, возможно сделать вывод о том, что предметом Открытого конкурса является право заключения гражданско-правового договора бюджетного учреждения на оказание услуг по охране здания, в котором располагается орган местного самоуправления - структурные подразделения Администрации города Мурманска.
Разделом 4 конкурсной документации установлены требования к видам охраняемой деятельности, осуществляемой в здании:
1. Защита жизни и здоровья граждан (сотрудники организаций, расположенных в здании, посетители на территории здания, находящегося у ММБУ "УОДОМС города Мурманска" в оперативном управлении (круглосуточно)).
2. Охрана объекта (здания) и имущества, расположенного в здании, находящемся у ММБУ "УОДОМС города Мурманска" в оперативном управлении (круглосуточно).
3. Эксплуатационное обслуживание технических средств охраны и принятие соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию: в выходные, праздничные дни и в ночное время.
4. Осуществление услуг по консультированию и подготовке рекомендаций по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств (пресечение попыток вмешательства в деятельность организаций, расположенных в здании, по необходимости: в случае возникновения данных видов угроз).
5. Обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объекте согласно пункту 2 настоящего технического задания, в том числе:
- обеспечение контроля доступа сотрудников и посетителей;
- обеспечение контроля вноса и выноса материальных и иных ценностей;
- пресечение несанкционированного выноса документов и материальных ценностей;
6. Охрана объекта с применением кнопки тревожной сигнализации: принятие сигнала тревоги с охраняемого объекта на ПЦН, организация незамедлительного реагирования на сигнальную информацию с выездом на объект специальной мобильной группы немедленного реагирования, вооруженной служебным оружием и экипированной специальными средствами для пресечения противоправных действий и оказания содействия охране на объекте.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закона N 2487-1), оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 Закона N 2487-1, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел.
Охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Таким образом, законодатель ограничил сферу деятельности частных охранных организаций, предоставив Правительству Российской Федерации право определения объектов, услуги по охране которых эти организации оказывать не могут.
Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" утвержден Перечень объектов, подлежащих государственной охране (далее - Перечень).
Согласно пункту 1 Перечня, государственной охране подлежат здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, вместе с тем обладают публично-властными полномочиями применительно к возложенным на местное самоуправление задачам, то есть выполняют функции публичной власти на соответствующем территориальном уровне.
В Российской Федерации, как следует из части 2 статьи 8 Конституции РФ, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Таким образом, объекты органов местного самоуправления подлежат охране наряду с объектами органов государственной власти. Кроме того, необходимость государственной охраны, в том числе органов местного самоуправления не связана с нахождением в муниципальной собственности занимаемых ими помещений, а определяется статусом этих органов.
Статьей 1 Федерального закона от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране" (далее - Закон о государственной охране) определено, что под государственной охраной понимается деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемая в целях безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в Российской Федерации и исполнения международных обязательств Российской Федерации, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер.
Охраняемые объекты - здания, строения, сооружения, прилегающие к ним земельные участки (водные объекты), территории (акватории), защита которых осуществляется органами государственной охраны в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны; здания, строения, сооружения, находящиеся в оперативном управлении органов государственной охраны, а также земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании органов государственной охраны; здания, строения, сооружения, земельные участки и водные объекты, предоставленные в пользование органам государственной охраны.
В соответствии с частью 5 Закона о государственной охране, государственную охрану осуществляют органы государственной охраны. В обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации и внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, органы внешней разведки Российской Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации и иные государственные органы обеспечения безопасности.
На основании изложенного, возможно резюмировать, что Открытый конкурс проводится на право заключения гражданско-правового договора бюджетного учреждения на оказание услуг по охране здания, в котором располагается орган местного самоуправления, следовательно, предметом торгов является государственная охрана здания, расположенного по адресу: город Мурманск, пр. Героев Североморцев, д. 33.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, при размещении заказа путем проведения торгов устанавливается обязательное требование к участникам размещения заказа об их соответствии требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Подпунктом 1 пункта 3.1 раздела 3 конкурсной документации установлено требование к участникам размещения заказа о том, чтобы они соответствовали требованиям, предъявляемым законодательством РФ к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметов торгов.
Как было отмечено ранее, согласно пункту 1 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов, конкурсная документация должна содержать в соответствии с частями 2 - 4 статьи 25 Закона о размещении заказов требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 25 Закона о размещении заказов, заявка на участие в конкурсе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, такие товары, работы, услуги являются предметом конкурса и данные требования предусмотрены конкурсной документацией.
Поскольку предметом Открытого конкурса является государственная охрана здания, в котором располагается орган местного самоуправления, законодательно установленным требованиям к лицам, оказывающим услуги по предмету Открытого конкурса, является их отнесение к органам государственной охраны. Частных охранные организации, в силу положения Закона N 2487-1 не могут осуществлять государственную охрану.
Вместе с тем, Уполномоченным органом, в подпункте 6 пункта 3.2 раздела 3 конкурсной документации установлены требования к участникам размещения заказа о предоставлении ими в качестве документа, подтверждающего их соответствие требованиям, установленным законодательством к лицам, оказывающим услуги, являющиеся предметом торгов, копии лицензии на осуществление частной охранной деятельности, выданной Министерством внутренних дел РФ.
Комиссия Мурманского УФАС находит данное требование неправомерным и не имеющим отношения к предмету торгов: государственной охране объекта. В действиях Уполномоченного органа Комиссия Мурманского УФАС усматривает нарушение части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов, которая запрещает устанавливать требования к участникам, кроме указанных в частях 1 - 3 статьи 11 Закона о размещении заказов. Требование о предоставлении участниками размещения заказа копии лицензии на осуществление частной охранной деятельности явилось излишним и противоречащим предмету торгов.
Установление Уполномоченным органом данного требования привело к тому, что в Открытом конкурсе смогли принять участие исключительно частные охранные организации, которые не имеют законных полномочий на осуществление государственной охраны.
Руководствуясь статьями 17, 60 Закона о размещении заказов, Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, решила:
Признать жалобу ООО "ВЫМПЕЛ" необоснованной.
Признать жалобу ООО "Защита" частично обоснованной.
Признать Отдел по формированию и размещению муниципального заказа Администрации города Мурманска нарушившим часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Выдать Отделу по формированию и размещению муниципальных заказов Администрации города Мурманска обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Резолютивная часть решения оглашена 28 апреля 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 04 мая 2012 года.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: С.А. Чеченина
Члены комиссии: Н.А. Калитина, К.А. Савенок
ПРЕДПИСАНИЕ по делам N 06-14/12-122, 06-14/12-129
28 апреля 2012 года город Мурманск
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - Комиссия Мурманского УФАС) в составе:
Председателя комиссии - Чечениной Светланы Адольфовны, заместителя руководителя Мурманского УФАС России;
Членов комиссии:
Калитиной Наталии Александровны - начальника отдела контроля размещения государственного заказа;
Савенок Кристины Анатольевны - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа,
на основании решения от 28 апреля 2012 года по делам N 06-14/12-122, N 129 принятого по итогам рассмотрения жалобы ООО "ВЫМПЕЛ", ООО "Защита" на действия уполномоченного органа - Отдел по формированию и размещению муниципального заказа администрации города Мурманска и Единой комиссии по размещению заказов Отдела по формированию и размещению муниципального заказа администрации города Мурманска, при размещении заказа путем проведения открытого конкурса "на право заключения гражданско-правового договора бюджетного учреждения на оказание услуг по охране здания, находящегося у ММБУ УОДОМС города Мурманска в оперативном управлении, с помощью физического поста", реестровый номер заказа 0349300033712000135, и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), руководствуясь частями 9, 10 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, предписывает:
1. Отделу по формированию и размещению муниципального заказа администрации города Мурманска устранить нарушение части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов путем аннулирования открытого конкурса "на право заключения гражданско-правового договора бюджетного учреждения на оказание услуг по охране здания, находящегося у ММБУ УОДОМС города Мурманска в оперативном управлении, с помощью физического поста" (реестровый номер заказа 0349300033712000135).
2. Предписание необходимо исполнить в срок до 25 мая 2012 года и незамедлительно представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области доказательства исполнения предписания в письменном виде либо в форме электронного документа (в соответствии с законом об электронной цифровой подписи) на электронный адрес: to51@fas.gov.ru
Резолютивная часть предписания оглашена 28 апреля 2012 года.
В полном объёме предписание изготовлено 04 мая 2012 года.
Комиссия Мурманского УФАС России предупреждает, что в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок предписания влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц заказчика в размере пятидесяти тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: С.А. Чеченина
Члены комиссии: Н.А. Калитина, К.А. Савенок
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 28 апреля 2012 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016