Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
(опубликовано 9 июня 2015 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
<_>
при участии представителей:
Администрации города Иванова: <_>
Управления капитального строительства Администрации города Иванова: <_>
в отсутствие представителя:
ООО "Стройметалл 37": о дате и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, установила:
27 мая 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "Стройметалл 37" на действия заказчика - Управления капитального строительства Администрации города Иванова при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение комплекса работ по объекту: "Строительство дорожной сети по ул. Кудряшова на участке от пр. Строителей до ул. Генерала Хлебникова с устройством искусственных сооружений", включая ввод Объекта в эксплуатацию (извещение N 0133300001715000191).
Заявитель считает, что в ходе проведения указанного открытого конкурса, проводимого с целью определения поставщика и заключения с ним контракта, Управлением капитального строительства Администрации города Иванова были нарушены требования, установленные Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и, как следствие, права и законные интересы ООО "Стройметалл 37".
В документации о проведении данной закупки Заказчиком в нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе не раскрыт предмет оценки заявок по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики", позволяющий определить полный перечень сведений, подлежащий указанию участником закупки в составе заявки для получения надлежащей оценки по данному критерию. В конкурсной документации не установлены соответствующие величины значимости критериев оценки заявки или порядок их определения.
Исходя из письменных пояснений, а также из пояснений представителя Заказчика и Уполномоченного органа, данных на заседании Комиссии Ивановского УФАС России по рассмотрению указанной жалобы, следует, что Заказчик с доводами жалобы не согласен, так как нарушений при проведении указанного конкурса допущено не было.
В соответствии с Законом о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации N 1085 от 28.11.2013 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" конкурсная документация содержит инструкцию по заполнению заявки на участие в конкурсе, а также критерии оценки, величину значимости критериев, порядок оценки, в том числе порядок оценки по показателю "Качество работ" по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки". Оценка по данному критерию осуществляется путем сравнения между собой предложений участников открытого конкурса по предлагаемой методологии выполнения работ, контролю качества выполнения работ, содержащихся в заявках на участие в конкурсе. Заказчик на момент размещения конкурсной документации не может определить количественную оценку представляемых сведений, а, следовательно, и пропорциональную зависимость (форму расчета количества баллов или шкалы оценки) между количеством присваиваемых баллов и представленными сведениями по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком и Уполномоченным органом документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
13.05.2015 на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт РФ), в соответствии с ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе, было размещено извещение N 0133300001715000191 о проведении открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение комплекса работ по объекту: "Строительство дорожной сети по ул. Кудряшова на участке от пр. Строителей до ул. Генерала Хлебникова с устройством искусственных сооружений", включая ввод Объекта в эксплуатацию.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Порядок оценки заявок установлен постановлением Правительства Российской Федерации N 1085 от 28.11.2013 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки).
Согласно пункту 4 Правил оценки заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пунктом 10 Правил оценки установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно ч. 7 ст. 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно письму Минэкономразвития России N 31047-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/50997/14 от 11.12.2014 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, документация о закупке должна содержать:
предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (показателям критерия) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
пропорциональную зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "квалификация участников закупки" (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка;
инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе установлены Заказчиком в части 3 пункта 6.2 раздела 1.3 "Информационная карта открытого конкурса" документации рассматриваемой закупки.
Согласно вышеуказанному пункту критериями оценки заявок на участие в конкурсе являются:
цена контракта;
квалификация участников закупки;
2) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.
По критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" предметом оценки будет являться предложение участника закупки по технологии, методологии выполнения работ, контролю качества работ с описанием технологии, методологии выполнения работ согласно технической документации, системы контроля качества работ и материалов, используемых при выполнении работ, и иных предложений (действий), направленных на обеспечение высокого уровня качества работ, в пределах цены контракта, в том числе: длительность доставки (транспортировки) материалов, используемых при выполнении работ и требующих обеспечения определенного температурного режима для сохранения качественных характеристик и эксплуатационных свойств, с учетом места производства таких материалов; описание системы контроля качества работ и материалов.
Количество присваиваемых баллов будет определяться также степенью документального подтверждения в составе заявки на бумажном носителе сведений, представленных в предложении участника по критерию.
При этом Заказчиком установлен следующий порядок присвоения баллов заявкам участника конкурса по показателю критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки": "Оценка по данному критерию осуществляется на основании оценок членов конкурсной комиссии, путем сравнения между собой предложений участников открытого конкурса о предлагаемой методологии выполнения работ, контроле качества выполнения работ, содержащихся в заявках на участие в конкурсе. Количество баллов, которые присваиваются заявке по значению критерия, зависит, от степени детализации и проработанности предложенной методологии выполнения работ, контроля качества выполнения работ, их обоснованности и предполагаемой эффективности применения указанной методологии выполнения работ, контроля качества выполнения работ для достижения результатов в наибольшей степени отвечающих потребностям заказчика. Максимальное значение 100 баллов. Максимальное количество баллов присуждается участнику закупки, сделавшему наилучшее предложение из предложений всех участников закупки. В случае не предоставления предложения по данному критерию, заявке участника конкурса присваивается 0 баллов. Баллы по значению критерия присваиваются от 0 до 100 в зависимости от степени выгодности предложения участника конкурса. Степень выгодности определяется исходя из эффективности предложений, которые ведут к наибольшему удовлетворению потребностей заказчика. Лучшее предложение (максимальная степень выгодности) выбирается из представленных предложений всех участников конкурса исходя из конкретного содержания их предложений. Лучшему предложению присваивается наибольшее количество баллов. Остальным заявкам по данному значению критерия баллы присваиваются по уменьшению степени выгодности предложения. Оценка критерия определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии, присуждаемое комиссией заявке".
В результате анализа вышеуказанных положений документации рассматриваемой закупки Комиссия Ивановского УФАС России пришла к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок на участие в конкурсе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не позволяет объективно выставить заявкам баллы в связи с тем, что невозможно определить, по каким параметрам конкурсная комиссия будет оценивать предложенные участниками в заявках технологии и методологии выполнения работ. Заказчик не предусмотрел шкалу значений, по которой происходила бы оценка тех или иных технологий и методологий выполнения работ, предложенных участниками в составе заявки.
Разработанный таким образом порядок оценки не дает возможности участникам закупки, претендующим на заключение контракта, подготовить предложение по "Качественным, функциональным и экологическим характеристикам объекта закупки", которому бы конкурсной комиссией не было бы присвоено 0 баллов.
Следовательно, в документации отсутствует предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостному критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Согласно ст. 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Таким образом, степень детализации и содержательной проработанности предложения, по которой происходит оценка условий исполнения контракта, указанных в заявках участников закупки, должна быть отражена в документации о проведении конкурса. Оценка данного показателя путем сравнения между собой предложений участников, не позволяет потенциальным участникам оценить свои шансы на победу в указанной закупке, а также на беспристрастное рассмотрение и оценку заявок, поданных на участие в открытом конкурсе членами комиссии.
Исходя из изложенного, в нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация не содержит надлежащие критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок.
Кроме того, в рамках внеплановой проверки данной закупки Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
Частью 2 ст. 51 Закона о контрактной системе предусмотрен исчерпывающий перечень документов, которые должна содержать заявка на участие в открытом конкурсе.
Согласно ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Часть 2 ст. 51 Закона о контрактной системе не предусматривает предоставление в составе заявки участниками закупки документов, подтверждающих указанное в заявке предложение по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
На основании вышеизложенного, требование Заказчика о предоставлении документов по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установленное в документации рассматриваемой закупки (часть 3 пункта 6.2 раздела 1.3 "Информационная карта открытого конкурса" документации рассматриваемой закупки) нарушает ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия Ивановского УФАС России, решила:
1. Признать жалобу ООО "Стройметалл 37" на действия Заказчика - Управления капитального строительства Администрации города Иванова при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение комплекса работ по объекту: "Строительство дорожной сети по ул. Кудряшова на участке от пр. Строителей до ул. Генерала Хлебникова с устройством искусственных сооружений", включая ввод Объекта в эксплуатацию (извещение N 0133300001715000191) обоснованной.
2. Признать в действиях Управления капитального строительства Администрации города Иванова нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50, ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику и Уполномоченному органу предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.
Решение и предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Подписи членов Комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ
Дата вынесения: 02 июня 2015 года город Иваново
Дата изготовления: 05 июня 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок в составе:
председателя Комиссии: Боровкова А.В. - руководителя управления;
членов Комиссии: <_>
рассмотрев жалобу ООО "Стройметалл 37" на действия заказчика - Управления капитального строительства Администрации города Иванова при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение комплекса работ по объекту: "Строительство дорожной сети по ул. Кудряшова на участке от пр. Строителей до ул. Генерала Хлебникова с устройством искусственных сооружений", включая ввод Объекта в эксплуатацию (извещение N 0133300001715000191), на основании ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и своего решения от 02.06.2015, предписывает:
1. Заказчику - Управлению капитального строительства Администрации города Иванова (153000, г. Иваново, пл. Революции, д. 6) аннулировать открытый конкурс на выполнение комплекса работ по объекту: "Строительство дорожной сети по ул. Кудряшова на участке от пр. Строителей до ул. Генерала Хлебникова с устройством искусственных сооружений", включая ввод Объекта в эксплуатацию (извещение N 0133300001715000191) в срок до 15 июня 2015 года, для чего отменить все протоколы рассмотрения заявок поданных на участие в указанном открытом конкурсе.
2. Уполномоченному органу - Администрации города Иванова (153000, Ивановская область, г. Иваново, пл. Революции, д. 6) разместить соответствующую информацию на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов www.zakupki.gov.ru в срок до 15 июня 2015 года.
3. Управлению капитального строительства Администрации города Иванова, Администрации города Иванова сообщить в Ивановское УФАС России о выполнении настоящего предписания в срок до 17 июня 2015 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Подписи членов Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (опубликовано 9 июня 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016