Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 16 марта 2015 г. N 485/2014
Резолютивная часть решения объявлена 02.03.2015 г.
Полный текст решения изготовлен 16.03.2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
Дегтярева Р.В. - руководитель управления,
Члены Комиссии:
Крамаренко Е.В. - начальник отдела контроля органов власти;
Левит Н.В. - заместитель начальника отдела контроля органов власти;
Волкова Н.С. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
Зинченко Е.В. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N 485/2014 от 16.12.2014 по признакам нарушения Администрацией муниципального образования Апшеронский район части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в присутствии представителя Администрации - Т.Д.В. (доверенность "_"), в отсутствие надлежаще уведомленного Л.В.В., установила:
Краснодарским УФАС России рассмотрено обращение гр. Л. В.В. на действия администрации муниципального образования Апшеронский район (далее - Администрация) по предоставлению главе КФХ К.Х.А. земельных участков, расположенных по адресу: Апшеронский район, пос. Мезмай, район Михайлов камень без проведения торгов.
На основании постановления администрации муниципального образования Апшеронский район от 13.05.2011 N 698 "О предоставлении главе КФХ К.Х.А. в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, с/п Мезмайское, район Михайлов камень" заключен договор аренды N 0200005145 от 13.05.2011 (земельный участок с кадастровым номером 23:02:1103000:265, площадью 23000 кв.м.).
На основании постановления администрации муниципального образования Апшеронский район от 26.01.2012 N 99 "О предоставлении главе КФХ К.Х.А. в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, с/п Мезмайское, район Михайлов камень" заключен договор аренды N 0200005323 от 26.01.2012 (земельный участок с кадастровым номером 23:02:1103000:296, площадью 6254 кв.м.).
На основании постановления администрации муниципального образования Апшеронский район от 26.01.2012 N 100 "О предоставлении главе КФХ К. Х.А. в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, с/п Мезмайское, район Михайлов камень" заключен договор аренды N 0200005324 от 26.01.2012 (земельный участок с кадастровым номером 23:02:1103000:275, площадью 25233 кв.м.).
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В действиях Администрации установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в предоставлении главе КФХ К.Х.А. двух земельных участков сельскохозяйственного назначения, общей площадью 31 487 кв.м, расположенных по адресу: Апшеронский район, пос. Мезмай, район Михайлов камень без предварительной публикации сообщения о наличии предлагаемых к предоставлению земельных участков и без проведения торгов, путем издания постановлений главы муниципального образования Апшеронский район от 26.01.2012 N 99 и от 26.01.2012 N 100.
Приказом руководителя Краснодарского УФАС России от 16.12.2014 N 571 возбуждено дело N 485/2014 по признакам нарушения Администрацией муниципального образования Апшеронский район части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции".
Определением от 30.12.2014 рассмотрение дела назначено на 04.02.2015 на 11-00.
Определением от 04.02.2015 в связи с отсутствием доказательства надлежащего уведомления Заявителя - Л.В.В. о времени и месте рассмотрения дела N 485/2014, рассмотрение дела отложено на 02.03.2015.
В ходе рассмотрения дела N 485/2014 установлено следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
На основании п. 2 ст. 10 Закона N 101-ФЗ передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
В силу п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно п. 3 ст. 10 Закона N 101-ФЗ организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со ст. 38 ЗК РФ.
Вместе с тем, в силу пункта 1 статьи 81 Земельного Кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен положениями статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Согласно указанной норме граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления граждан или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ. Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Таким образом, законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения в собственность или в аренду на основании порядка, установленного специальным федеральным законом.
Принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения и субъектный состав предопределяют необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участка в аренду. Нормы Федерального закона от 11.06.2003 N74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ), предусматривающие порядок предоставления земельных участков крестьянским хозяйствам, являются специальными по отношению к общим положениям Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральному закону от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", которые в связи с этим не подлежат применению к отношениям, сложившимся между администрацией и крестьянским хозяйством.
Нормы Земельного кодекса Российской Федерации в отношении правил предоставления земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения имеют отсылочный характер к нормам Закона N 74-ФЗ, которые устанавливают специальные правила предоставления таких земельных участков для крестьянского (фермерского) хозяйства.
В связи с чем, земельный участок должен быть предоставлен органом местного самоуправления в аренду крестьянскому хозяйству с соблюдением специального порядка, предусмотренного нормами статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", то есть без торгов и без предварительной публикации.
Кроме того, на запрос Управления Администрация представила информацию, из которой следует, что на дату предоставления в аренду главе КФХ К.Х.А. вышеуказанных земельных участков, заявлений от иных лиц в администрацию не поступало. Доказательства наличия на момент обращения главы хозяйства заявлений иных лиц (в том числе Л.В.В.) в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах крестьянское хозяйство имело право на получение в аренду земельного участка в порядке, установленном статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и, следовательно, Администрация правомерно предоставила в аренду земельные участки главе КФХ К.Х.А.
В рассматриваемой ситуации муниципальным органом не были нарушены нормы Земельного Кодекса Российской Федерации и Закона N 101-ФЗ, так как к спорным правоотношениям необходимо применять нормы Закона N 74-ФЗ, которые, в свою очередь, не предусматривают обязанности муниципального образования опубликовывать сведения о предоставлении крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и принадлежащего к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, согласно статье 41.1. Закона о защите конкуренции, дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.
Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 19 постановления от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 10.11.2011 N 71) разъяснил арбитражным судам следующее.
Под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния, за исключением случаев, охватываемых абзацем третьим пункта 19.
В связи с чем, срок давности для оспаривания постановления администрации муниципального образования Апшеронский район от 13.05.2011 истек 13.05.2014, а, соответственно, по постановлениям от 26.01.2012 - 26.01.2015.
Истечение сроков давности является самостоятельным основанием для прекращения рассмотрения дела.
На основании изложенного, в действиях администрации муниципального образования Апшеронский район по предоставлению главе КФХ К. Х.А. земельных участков, расположенных по адресу: Апшеронский район, пос. Мезмай, район Михайлов камень без проведения торгов, не установлено факта нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". решила:
В связи с отсутствием нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях администрации муниципального образования Апшеронский район по предоставлению главе КФХ К.Х.А. земельных участков, расположенных по адресу: Апшеронский район, пос. Мезмай, район Михайлов камень без проведения торгов, дело N 485/2014 о нарушении антимонопольного законодательства прекратить.
Председатель Комиссии Р.В. Дегтярева
Члены Комиссии: Е.В. Крамаренко
Н.В. Левит Н.С. Волкова
Е.В. Зинченко
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 16 марта 2015 г. N 485/2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016