Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 24 марта 2014 г. N 03-10.1/87-2014
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Иванченко О.И. - и.о. заместителя руководителя управления, заместителя Председателя комиссии;
Воронцовой В.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Шевченко А.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
рассмотрев жалобу ООО "СибГидроЭлектроСтрой" (далее - заявитель) на действия заказчика - ФГБОУ ВПО "Омский государственный технический университет" (далее - заказчик) при проведении запроса котировок на поставку электроматериалов (извещение N 0352100001314000002) (далее - запрос котировок),
в присутствии представителей:
заявителя - <_>
заказчика - <_> установила:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба заявителя (вх. N 2228 от 17.03.2014) на действия заказчика при проведении запроса котировок.
Заявитель полагает, что в нарушение части 7 статьи 78 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О контрактной системе") заказчик неправомерно отклонил котировочную заявку Общества.
С учетом изложенного, заявитель просит Комиссию Омского УФАС России признать действия заказчика неправомерными, отменить протокол рассмотрения и оценок заявок и выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-1654 от 18.03.2014) заказчиком были представлены (вх.N 2359 от 20.03.2014) материалы запроса котировок, из которых следует, что 03.03.2014 в соответствии с частью 5 статьи 112 Федерального закона "О контрактной системе" на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) были размещены извещение N 0352100001314000002 о проведении запроса котировок с начальной (максимальной) ценой государственного контракта 180899 руб. 35 коп.
Как следует из протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок от 13.03.2014, на участие в запросе котировок поступило четыре заявки, одна заявка (заявителя) отклонена единой комиссией.
В соответствии с требованием Омского УФАС России (исх. N 03-1654 от 18.03.2014) осуществление закупки приостановлено в части заключения государственного контракта до рассмотрения жалобы по существу.
3. В результате рассмотрения жалобы ООО "СибГидроЭлектроСтрой", представленных материалов, пояснений представителей сторон и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе" внеплановой проверки Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 и 2 части 1 статьи 73 Федерального закона "О контрактной в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация:
1) информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона;
2) форма заявки на участие в запросе котировок.
Согласно пункту 6 статьи 42 Федерального закона "О контрактной системе" в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: срок, место и порядок подачи заявок участников закупки.
В силу части 2 статьи 77 Федерального закона "О контрактной системе" заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.
При этом частью 4 статьи 77 Федерального закона "О контрактной системе" предусмотрено, что заказчик обеспечивает сохранность конвертов с заявками, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность поданных в форме электронного документа заявок на участие в запросе котировок и обеспечивает рассмотрение содержания заявок на участие в запросе котировок только после вскрытия конвертов с такими заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок в соответствии с настоящим Федеральным законом. Лица, осуществляющие хранение конвертов с такими заявками, не вправе допускать повреждение этих конвертов до момента их вскрытия в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) допускать открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок. За нарушение требований настоящей статьи виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 4 Федерального закона "О контрактной системе" в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, взаимодействие которой с иными информационными системами в соответствии с частью 2 настоящей статьи обеспечивает подачу заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного документа, а также открытие доступа к таким заявкам в день и во время, которые указаны в извещении об осуществлении закупки. При этом участникам закупок должна быть обеспечена возможность в режиме реального времени получать информацию об открытии указанного доступа.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона "О контрактной системе" в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы.
В извещении о проведении запроса котировок, разработанном с помощью программно-аппаратных средств официального сайта, в графе "Порядок подачи котировочных заявок" указано: "Участник закупки подает заявку на участие в запросе котировок в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа, подписанного усиленной цифровой подписью и поданная с использованием единой информационной системы".
Как следует из протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок от 13.03.2014, заявка заявителя (заявка N 4) была отклонена с указанием следующего основания: "Подана с нарушением требований согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от05.04.2013 N 44-ФЗ (без использования единой информационной системы)".
Заявитель в своей жалобе указал, что единая информационная система (ЕИС) на данный момент не создана, соответственно подавать заявку через ЕИС технически невозможно.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, считает отклонение заявки Общества правомерным, поскольку заказчиком был установлен порядок подачи заявки в форме электронного документа через единую информационную систему.
Выслушав доводы заявителя, возражения заказчика, изучив материалы запроса котировок, Комиссия пришла к следующим выводам.
Часть 1 статьи 5 Федерального закон "О контрактной системе" предусматривает подачу заявок в форме электронного документа исключительно через единую информационную систему.
В извещении о проведении запроса котировок заказчик указал аналогичные требования к порядку подачи котировочных заявок в форме электронного документа.
Кроме того, в пункте 6 "Место подачи заявок на участие в запросе котировок" извещения заказчиком был указан только почтовый адрес учреждения, по которому направляются котировочные заявки.
Комиссия отмечает, что законодателем не установлена отсрочка вступления в силу положений части 1 статьи 5 Федерального закона "О контрактной системе", отсутствие на настоящий момент функционирующей единой информационной системы не является основанием для нарушения требований указанной нормы.
При этом Комиссия отмечает, что в силу части 4 статьи 77 Федерального закона "О контрактной системе" заказчик обеспечивает сохранность конвертов с заявками, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность поданных в форме электронного документа заявок на участие в запросе котировок и обеспечивает рассмотрение содержания заявок на участие в запросе котировок только после вскрытия конвертов с такими заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что в случае подачи заявки в форме электронного документа на электронный почтовый ящик, заказчик не может гарантировать конфиденциальность заявок, что может привести к нарушению требований части 4 статьи 77 Федерального закона "О контрактной системе".
На основании изложенного Комиссия считает правомерным отклонение единой комиссией заказчика котировочной заявки заявителя по основанию, указанному в протоколе от 13.03.2014, в связи с чем, жалоба ООО "СибГидроЭлектроСтрой" является необоснованной.
Вместе с тем, Комиссия, изучив материалы запроса котировок, в частности извещение, прикрепленное отдельным файлом в разделе "Документы" на официальном сайте, установила следующее.
В противоречие извещению, разработанному с помощью программно-аппаратных средств официального сайта, в извещении, прикрепленном в разделе "Документы", в графе "Форма заявки на участие в запросе котировок" содержалось указание: "Участник закупки подает заявку на участие в запросе котировок в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа, подписанного усиленной электронной подписью".
В данном документе не указывается, что заявка в форме электронного документа подается через единую информационную систему.
Таким образом, Комиссия считает, что, разместив извещение о проведении запроса котировок, содержащее противоречивую информацию, заказчик нарушил требования пункта 1 части 1 статьи 73, пункта 6 статьи 42 Федерального закона "О контрактной системе", а также мог ввести в заблуждение участников закупки относительно порядка подачи котировочных заявок.
4. В результате осуществления внеплановой проверки Комиссия установила также следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Федерального закона "О контрактной системе" в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация: информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 4 части 3 статьи 73 Федерального закона "О контрактной системе" заявка на участие в запросе котировок должна содержать информацию, необходимую заказчику в соответствии с извещением о проведении запроса котировок, а также: идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок.
В силу части 7 статьи 78 Федерального закона "О контрактной системе" котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона.
Комиссия изучила котировочные заявки всех участников закупки и установила, что в нарушение пункта 4 части статьи 73 Федерального закона "О контрактной системе" заявки участников не содержали в своем составе ИНН учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника.
Вместе с тем, как следует из протокола рассмотрения котировочных заявок, в нарушение части 7 статьи 78 Федерального закона "О контрактной системе" заявки участников NN 1-3 были допущены единой комиссией заказчика к участию в запросе котировок, а в отношении заявки N 4 данное нарушение не было указано как основание для отклонения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона "О контрактной системе", пунктом 5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 N 30, зарегистрированного в Минюсте РФ 21.03.2011 N 20204, Комиссия решила:
1. Признать необоснованной жалобу ООО "СибГидроЭлектроСтрой" на действия заказчика - ФГБОУ ВПО "Омский государственный технический университет" при проведении запроса котировок на поставку электроматериалов (извещение N 0352100001314000002).
2. Признать в действиях ФГБОУ ВПО "Омский государственный технический университет" нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 73, пункта 6 статьи 42, части 7 статьи 78 Федерального закона "О контрактной системе".
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе" выдать ФГБОУ ВПО "Омский государственный технический университет" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 03-10.1/87-2014
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок
24 марта 2014 г. |
г. Омск |
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Иванченко О.И. - и.о. заместителя руководителя управления, заместителя Председателя комиссии
Воронцовой В.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Шевченко А.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "СибГидроЭлектроСтрой" на действия заказчика - ФГБОУ ВПО "Омский государственный технический университет" при проведении запроса котировок на поставку электроматериалов (извещение N 0352100001314000002) (далее - запрос котировок),
в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О контрактной системе"), установив в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 73, пункта 6 статьи 42, части 7 статьи 78 Федерального закона "О контрактной системе",
на основании своего Решения от 24.03.2014 N 03-10.1/87-2014, руководствуясь пунктом 2 части 22, частью 26 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона "О контрактной системе", предписывает:
1. ФГБОУ ВПО "Омский государственный технический университет" в срок до 04.04.2014:
- отменить протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок от 13.03.2014;
- аннулировать запрос котировок (извещение N 0352100001314000002).
2. ФГБОУ ВПО "Омский государственный технический университет" об исполнении пункта 1 настоящего предписания проинформировать Омское УФАС России в срок до 07.04.2014 с приложением подтверждающих документов.
Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии Воронцову В.С.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 24 марта 2014 г. N 03-10.1/87-2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016