Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
от 8 июня 2015 г. N 02-44/15А
г. Якутск резолютивная часть оглашена "27" мая 2015 г.
изготовлено в полном объеме "08" июня 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 17 Федерального закона "О защите конкуренции", в составе:
Ярыгиной О.А. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Саха (Якутия), председателя Комиссии;
Халдеевой А.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии;
Мандаровой А.Е. - старшего специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена комиссии.
При участии:
От заявителя - ИП Ромашов Е.А., не явился, извещен должным образом.
От организатора торгов (заказчик) - Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Якутская городская больница N3" явились, представители по доверенности Петров В.В., Васильев Г.Г.
От заинтересованного лица:
- Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок явились, представитель по доверенности Попов С.А.;
- ООО "Корпоративные информационные рутины (КИР)", не явились, извещены должным образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Рассмотрев жалобу ИП Ромашова Е.А. на действия заказчика ГБУ РС (Я) ЯГБ N3 при проведении электронного аукциона с наименованием "Электронный аукциона на оказание услуг по внедрению Программно-аппаратного комплекса Информационной системы Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутская городская больница N3" (номер извещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru N0116200007915001139 от 19.03.2015), по признакам нарушения части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
06 апреля 2015 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило заявление ИП Ромашова Е.А. (вхд. N1777) по признакам нарушения части 3 статьи 17 Закона "О защите конкуренции" (адрес: 677000, РС (Я), г. Якутск, ул. Беринга, д. 37, корпус 1, кв. 7) о нарушении антимонопольного законодательства.
Заявитель ссылается на нарушение антимонопольного законодательства при проведении электронного аукциона (Извещение N0116200007915001139 от 19.03.2015 г.) на оказание услуг по внедрению Программно-аппаратного комплекса Информационной системы Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутская городская больница N3".
По мнению заявителя, действия заказчика являются незаконными, необоснованными и нарушают права и законные интересы ИП Ромашова Е.А. и иных лиц по следующим основаниям.
В техническом задании предусмотрена поставка и внедрение программных компонентов программно-аппаратный комплекс информационной системы. Также в рамках данной закупки предусмотрена поставка серверного и телекоммуникационного оборудования, технологически и функционально не связанно с программно компонентами.
Частью 3 статьи 17 Закона N135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Таким образом, аукционная документация содержит требования к товарам, которые ведут к ограничению числа участников размещения заказа, в составе документации указаны товары, технологически и функционально не связанные с товарами, услугами, оказание которых являются предметом аукциона, тем самым, ведут к ограничению конкуренции, что противоречит требованиями части 3 статьи 17 Закона "О защите конкуренции".
Ответчик не согласен с доводами заявителя и в своем возражении указывает следующее:
19.03.2015 г. на сайте www.zakupki.gov.ru заказчиком ГБУ РС (Я) "Якутская городская больница N3" было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона.
Основой для жалобы на совмещение в рамках одного лота поставки программного обеспечения и аппаратных средств (или услуги по внедрению программного обеспечения и поставки аппаратных средств ) может послужить ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технически и функционально не связанных с товарами, работам, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
В соответствии с требованиями закупочной документации исполнитель должен осуществить поставку и внедрение компонентов ПАК ИС в соответствии с требованиями Технического задания.
Согласно "Части 2. Описание объекта закупки" Документации об электронном аукционе, назначением услуг по внедрению ПАК ИС ГБУ РС (Я) ЯГБ N3 является создание единой и комплексной информационной инфраструктуры, включающей программные и аппаратные средства, обеспечивающей информационную поддержку деятельности руководителей, старшего и среднего медицинского персонала, персонала обслуживающих и вспомогательных подразделений ЯГБ N3, а также граждан, являющихся получателями услуг, предоставляемых ЯГБ N3.
В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", документация об аукционе в электронной форме должна содержать информацию об условиях исполнения контракта. В соответствии с указанным в документации об аукционе в электронной форме, а также в проекте государственного контракта включено условие об оказании услуг с использованием товара.
Целью оказания услуг по внедрению ПАК ИС ГБУ РС (Я) ЯГБ N3 является обеспечение эффективной информационной поддержки процессов оказания медицинской помощи и процессов управления системой медицинской помощи, повышение качества и доступности медицинских услуг, оказываемых населению.
Все закупаемое в рамках рассматриваемого аукциона оборудование (программные и компьютерные компоненты) относятся к категории сложных технических или программных средств, использование которых без монтажа (установки) и наладки (настройки) невозможно по их целевому назначению.
Кроме того, следует отметить, что перечисленные в документации об аукционе в электронной форме услуги являются сопутствующими поставке оборудования услугами, без выполнения которых функционирование и, соответственно, эксплуатация закупаемого оборудования и программного обеспечения невозможна.
Заказчик нуждается не в приобретении отдельных компонент, изначально не связанных между собой, а во внедрении под ключ решения, обеспечивающего автоматизацию клинических процессов. Экспертная настройка связей компонент обеспечит не просто функционирование аппаратных средств или номинальное соответствие поставляемого программного обеспечения требованиям технического задания, а позволит заказчику требовать от исполнителя готовый к использованию программно-аппаратный комплекс.
При формировании документации Заказчик принял во внимание, что отдельные составляющие различных программно-аппаратных комплексов, а именно программные и аппаратные средства, могут быть несовместимы между собой, либо не обладать требуемым гарантируемым уровнем надежности функционирования. Так, ряд крупных вендоров - производителей оборудования гарантированно поддерживают работу только определенного списка программного обеспечения (зачастую приоритетного), а функциональное программное обеспечение (например, сервиса "электронная очередь" или "радиология") может быть несовместимым с функциональным оборудованием (электронные табло, серверы и т.д.)
Согласно ФЗ-44 в контракте включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте.
В связи с этим, при разделении поставки оборудования и выполнения услуги по его установке и настройке на отдельные лоты станет невозможным осуществление заказчиком приемки поставленного оборудования на предмет их соответствия техническим характеристикам, приведенным в документации об аукционе.
Дополнительно, объединение поставки программного обеспечения и оборудования, требующегося для его функционирования, разрешает проблему определения границ ответственности отдельных поставщиков программного обеспечения и оборудования соответственно. Так, надежность, качество и быстродействие функционирования программного обеспечения определяется как оптимальностью алгоритмов программного кода, так и используемой аппаратной платформой и вычислительными мощностями оборудования, на котором развернуто программное обеспечение. При этом определить границу зоны ответственности в случае неэффективного функционирования программного обеспечения определить практически невозможно, так как программные коды современных программ могут напрямую взаимодействовать с аппаратными вычислительными ресурсами, и их быстродействие зависит в том числе от выбранной аппаратной платформы.
Необходимо отметить, что ряд программных сервисов в принципе невозможно реализовать без соответствующего оборудования (например, программное обеспечение сервиса "электронная очередь" не может функционировать без электронных табло, и наоборот: электронные табло не имеют функциональной значимости без соответствующего программного обеспечения).
Таким образом, указанное выше определяет технологическую и функциональную связанность программного обеспечения и оборудования, требуемого к поставке, и необходимость поставки компонентов в составе единого программно-аппаратного комплекса, т.е. заказчик действовал в полном соответствии с ФЗ-44 и ФЗ-135.
Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков регламентируется Порядком взаимодействия Уполномоченного органа и заказчиков при осуществлении полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Саха (Якутия) утвержденным Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 27.12.2013 г. N2425. Так же, уполномоченный орган поддержал доводы ответчика.
Комиссия Якутского УФАС по РС (Я) по рассмотрению дела, изучив материалы дела и доказательства, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам:
"Электронный аукциона на оказание услуг по внедрению Программно-аппаратного комплекса Информационной системы Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутская городская больница N3" (номер извещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru N0116200007915001139 от 19.03.2015) проводился заказчиком и уполномоченным органом ( Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок) в соответствии с закупочной документацией и Федеральному закону от 05.04.2013 N44-ФЗ.
В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", документация об аукционе в электронной форме должна содержать информацию об условиях исполнения контракта. В соответствии с указанным в документации об аукционе в электронной форме, а также в проекте государственного контракта включено условие об оказании услуг с использованием товара.
Согласно "Части 2. Описание объекта закупки" Документации об электронном аукционе, назначением услуг по внедрению ПАК ИС ГБУ РС (Я) ЯГБ N3 является создание единой и комплексной информационной инфраструктуры, включающей программные и аппаратные средства, обеспечивающей информационную поддержку деятельности руководителей, старшего и среднего медицинского персонала, персонала обслуживающих и вспомогательных подразделений ЯГБ N3, а также граждан, являющихся получателями услуг, предоставляемых ЯГБ N3.
Программно-аппаратный комплекс, состоящий из программного обеспечения и оборудования относится к категории сложных технических и программных средств, использование которых без внедрения (установки) и наладки (настройки) невозможно по их целевому назначению. Приемка программно-аппаратного комплекса предусмотрена п. 3.1 проекта государственного контракта (данные условия о приемке предусмотрены п. 13 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"). При приемке услуг заказчик обязан провести экспертизу функционирующего Программно-аппаратного комплекса Информационной системы (п. 5 проекта государственного контракта), что так же невозможно было бы осуществить при раздельной поставке серверного, телекоммуникационного оборудования и программных компонентов.
Программно-аппаратный комплекс - это набор технических и программных средств, работающих совместно для выполнения одной или нескольких задач.
Аппаратно-программный комплекс - техническое решение концепции алгоритма работы сложной системы, управление которой осуществляется, как правило, исполнением кода из определенного базового набора команд (системы команд). Данный комплекс состоит, собственно, из двух основных частей:
Аппаратная часть - устройство сбора и обработки информации (серверное оборудование для хранения данных и работы информационной системы).
Программная часть - специализированное программное обеспечение, обрабатывающее и интерпретирующее данные, собранные аппаратной частью
Обе части взаимосвязаны, в связи с чем, в рамках выполнения работ по разработке и внедрению программно-аппаратного комплекса для нужд ГБУ РС (Я) "ЯГБ N3" осуществляется поэтапно согласно Техническому заданию.
Согласно Протоколу N0116200007915001139-1 от 08.04.2015 г. на участие в электронном аукционе от оператора электронной площадки поступила 3 (три) заявки на участие. Аукционная комиссия N3, рассмотрев первые части заявок в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ, документацией об электронном аукционе, приняла решение допустить все заявки.
По Протоколу N0116200007915001139-2 от 15.04.2015 г. Оператором электронной площадки направлены вторые части заявок на участие в электронном аукционе следующих участников размещения заказа: ООО "Ресурс Сервис Якутия" и ООО "Корпоративные информационные рутины (КИР)". Согласно ст. 69 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ комиссии рассмотрела вторые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией. Признали заявку N1 не соответствующей требованиям документации по ст. 69 N44-ФЗ, а заявку N2 признали соответствующей. Аукционной комиссии N3 приняла решение признать электронный аукцион не состоявшимся. И согласно ст. 70 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ договор заключен с единственным поставщиком с ООО "Корпоративные информационные рутины (КИР)".
Таким образом, Заказчик действовал в строгом соответствии с нормами Федерального закона N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании вышеизложенного, Комиссия по рассмотрению дела N02-44/15А приходит к выводу о том, что указанные работы являются технологически и функционально связанными между собой, и объединение их в один лот не могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела N02-44/15А, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 23, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Прекратить рассмотрение дела в отношении Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутская городская больница N3" в связи с отсутствием нарушения части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции в рассматриваемых Комиссией действиях
Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Председатель Комиссии: ________________ О.А. Ярыгина
Члены Комиссии: ________________ А.С. Халдеева
________________ А.Е. Мандаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 8 июня 2015 г. N 02-44/15А
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016