Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
от 28 марта 2014 г. N 14-01-18.1-03/132
Резолютивная часть решения оглашена "25" марта 2014 г.
В полном объёме решение изготовлено "28" марта 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области (далее - Волгоградское УФАС) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 181 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Бурба В.В. - заместитель руководителя управления, начальник отдела контроля органов власти;
Членов Комиссии: Донецков Е.С. - государственный инспектор отдела контроля органов власти;
Тибилова Э.А. - государственный инспектор отдела контроля органов власти,
с участием представителей:
от заявителя, ООО "М-Форреста" - Р., действующая на основании устава;
от организатора торгов, Департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда - П., по доверенности N 8 от 06.11.2012 (сроком на 3 года);
от иных лиц, подавших заявки на участие в торгах: ИП Б., на основании паспорта,
рассмотрев по правилам статьи 181 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) жалобу ООО "М-Форреста" (далее также - заявитель) на действия аукционной комиссии Департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда (400001, г. Волгоград, ул. Ковровская, 16а), установила:
В Волгоградское УФАС поступила жалоба ООО "М-Форреста" от 18.03.2014 (вх. N 1986) на действия организатора торгов и аукционной комиссии Департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда при организации и проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в муниципальной собственности городского округа город-герой Волгоград, для осуществления рекреационной деятельности (далее - аукцион).
В соответствии с частью 11 статьи 181 Закона о защите конкуренции, уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (исх. N 03-8/1393 от 18.03.2014) направлено заявителю 19.03.2014 по адресу электронной почты m-forresta@mail.ru; организатору торгов - 19.03.2014 по адресу электронной почты eco@eco.volgadmin.ru. Департаменту разъяснена обязанность извещения лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения в течение одного рабочего дня с момента получения уведомления (часть 12 статьи 181 Закона о защите конкуренции).
Рассмотрение жалобы заявителя назначено на 25.03.2014, 10 часов 00 минут. Рассмотрение жалобы по существу завершено 25.03.2014, 10 часов 25 минут.
Организатор торгов - Департамент окружающей среды и природных ресурсов Администрации Волгограда (далее также - Департамент), действующий на основании пункта 2.2.44 Решения Волгоградской городской Думы от 06.07.2006 N 33/725 "Об утверждении Положения о департаменте по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Волгограда".
Обжалуемые торги - аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в муниципальной собственности городского округа город-герой Волгоград, для осуществления рекреационной деятельности (далее - аукцион).
Извещение N 170114/1297705/01 опубликовано 17.01.2014 на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов по адресу http://torgi.gov.ru/restricted/notification/notificationView.htmlnId=5106 470&tab=1&lId=5106730&prevPageN=1. Извещение о проведении аукциона и протокол по приёму заявок на участие в аукционе опубликованы также в официальном печатном издании администрации Волгограда "Городские вести. Царицын-Сталинград-Волгоград" (соответственно N 9 от 18.01.2014 и N 25 от 13.03.2014). Информация о сроках проведения торгов, документация об аукционе доступны на официальном сайте администрации Волгограда: www.volgadmin.ru.
Предмет аукциона - право на заключение договора аренды лесного участка. Местоположение лесного участка: Ворошиловское участковое лесничество городского лесничества Волгограда, квартал 26 выд. 6. Площадь 0,258 га. Кадастровый номер лесного участка 34:34:030073:99 учетный номер части 34:34:030073:99/2. Учетная запись в государственном лесном реестре 22-2009. Срок аренды: 49 лет.
Начальная цена предмета аукциона (начальный размер годовой арендной платы) - 20407,8 рублей. Сумма задатка - 20407,8 рублей. Шаг аукциона установлен в размере 5 % начальной цены предмета аукциона и составил 1020 рублей.
Приказом Департамента от 04.03.2014 N 19-П определён состав комиссии по проведению аукциона, определена дата принятия комиссией решения о признании заявителей участниками аукциона или об отказе в допуске к аукциону (11.03.2014), а также дата проведения аукциона (18.03.2014).
В соответствии с извещением о проведении аукциона, начало приёма заявок назначено на 20.01.2014, окончание - на 10.03.2014.
Рассмотрение заявок с целью признания претендентов участниками аукциона состоялось 11.03.2014. Пунктом 7 протокола N 1 по приёму заявок на участие в аукционе от 11.03.2014 установлено, что до окончания указанного в извещении о проведении аукциона срока подачи заявок на участие в аукционе, были представлены заявки на участие в аукционе: от ООО "М-Форреста", от ИП Б., от ИП С. - о чём сделаны соответствующие записи в Журнале регистрации заявок на участие в аукционе. Отозванных заявок нет.
Согласно пункту 9 протокола приёма заявок на участие в аукционе, задатки от претендентов на участие в аукционе поступили на счет, указанный в аукционной документации, в пределах срока подачи заявок на участие в аукционе.
Аукционной комиссией рассмотрены поступившие заявки на участие в аукционе, после чего принято решение о несоответствии заявки ООО "М-Форреста" требованиям аукционной документации, размещенной на официальном сайте torgi.gov.ru. и официальном сайте администрации Волгограда www.volgadmin.ru - отсутствует выписка с банковского счета заявителя, подтверждающая факт перечисления суммы задатка на счет организатора аукциона, а также факт списания указанной суммы со счета заявителя в полном объеме (подпункт 4 пункта 12 протокола по приёму заявок на участие в аукционе).
Аукционной комиссией приняты решения: о признании ООО "М-Форреста" не допущенным к участию в аукционе, т.к. представленная заявка не соответствует установленным требованиям; о возвращении задатка заявителю в течение пяти дней со дня подписания протокола по приему заявок на участие в аукционе от 11.03.2014 (подпункты 4 и 5 пункта 12 протокола N 1 по приёму заявок на участие в аукционе). Письмом от 11.03.2014 исх. N 1081/Д в адрес ООО "М-Форреста" направлено уведомление об отказе в допуске к участию в аукционе.
Решением аукционной комиссии, оформленным протоколом N 2 от 18.03.2014, аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесного участка признан несостоявшимся по причине отсутствия допущенных участников аукциона (пункт 8 протокола аукциона).
Обжалуемые действия организатора торгов и аукционной комиссии Департамента - нарушение установленного порядка организации и проведения торгов, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка допуска к участию в аукционе, установленного главой 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Из жалобы ООО "М-Форреста" (вх. N 1930 от 14.03.2014) следует, что отказ в допуске к участию в аукционе, по мнению заявителя, принято Департаментом неправомерно, поскольку Центральный банк Российской Федерации банковскую выписку как документ, подтверждающий факт перечисления денежных средств на счёт получателя платежа, а также факт списания указанной суммы со счёта платежа, а также факт списания указанной суммы со счёта плательщика в полном объёме, не использует.
Заявка на участие в аукционе составлена ООО "М-Форреста" и представлена в департамент по форме, размещённой на официальном сайте, задаток внесён на счёт, указанный в документации об аукционе. Таким образом, по мнению заявителя, основания, указанные в пункте 8 статьи 79 ЛК РФ, для отказа в допуске к участию в аукционе ООО "М-Форреста", отсутствуют.
Заявитель просит выдать организатору торгов предписание об отмене протокола N 1 от 11.03.2014 в части несоответствия ООО "М-Форреста" требованиям аукционной документации и признания ООО "М-Форреста" не допущенным к участию в аукционе. Просит допустить ООО "М-Форреста" на основании ранее поданной заявки.
Организатором открытого аукциона предоставлены письменные возражения (вх. N 2110 от 20.03.2014) относительно доводов, изложенных в жалобе, с приложением документов и сведений, составленных в ходе организации и проведения открытого аукциона (на основании части 15 статьи 181 Закона о защите конкуренции).
Департамент по охране окружающей среды считает жалобу ООО "М-Форреста" необоснованной, поскольку заявителем не исполнено требование аукционной документации, а также извещения об аукционе, в части приложения к заявке одного из документов, подтверждающих факт внесения задатка (не предоставлена выписка с банковского счёта заявителя, подтверждающая факт перечисления суммы задатка на счета организатора аукциона).
Организатор торгов полагает, что данное требование аукционной документации корреспондирует положениям Методических указаний по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 - 80 ЛК РФ (утверждены приказом Минсельхоза РФ от 24.02.2009 N 75) (далее - Методические указания).
Департамент указывает, что ООО "М-Форреста" не отрицается факт, что такой документ как выписка с банковского счета заявителя, подтверждающая факт перечисления суммы задатка на счёт организатора аукциона, указанный в извещении, а также факт списания указанной суммы со счёта заявителя в полном объёме, им не предоставлялся.
Департамент сообщает, что аукционная комиссия в своих действиях руководствовалась правилами пункта 8 статьи 79 ЛК РФ, пунктом 30 Методических указаний, а также пунктом 16.2 аукционной документации. Основанием для отказа заявителю в допуске к участию в аукционе является предоставление заявки, не соответствующей установленным требованиям.
Департамент просит Комиссию признать жалобу ООО "М-Форреста" необоснованной.
Исследовав имеющиеся в материалах дела сведения и документы, исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Отношения по организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в муниципальной собственности, регулируются нормами статей 78 - 80 ЛК РФ, и принятыми в соответствии с частью 8 статьи 83 ЛК РФ Методическими указаниями N 75.
В силу пункта 1 части 8 статьи 79 ЛК РФ, подпункта 1 пункта 30 Методических указаний, пункта 16.2 аукционной документации, одним из оснований для отказа в допуске к участию в аукционе является представление заявки, не соответствующей установленным требованиям.
В соответствии с частью 11 статьи 79 ЛК РФ, пунктом 16.1 аукционной документации, к заявке на участие в аукционе прикладываются документы, подтверждающие факт внесения задатка. При этом, поскольку непосредственно нормами ЛК РФ документы, подтверждающие факт внесения задатка не определены, их перечень конкретизирован в пункте 16.1 аукционной документации, содержание которого соответствует пункту 22 Методических указаний.
Указанными требованиями аукционной документации и Методических указаний предусмотрено, что документами, подтверждающими факт внесения задатка заявителем, являются платежное поручение с отметкой кредитного учреждения об исполнении и выписка с банковского счета заявителя, подтверждающая факт перечисления суммы задатка на счет организатора аукциона, а также факт списания денежной суммы со счета заявителя в полном объеме.
Методические указания изданы в соответствии с частью 8 статьи 83 ЛК РФ, и в данной части не противоречат нормам ГК РФ и ЛК РФ.
К заявке ООО "М-Форреста" не приложена выписка с банковского счета, подтверждающая факт списания суммы задатка со счета заявителя и перечисления суммы задатка на счет организатора аукциона, указанный в извещении.
При таких обстоятельствах Комиссия считает правомерным отказ заявителю в допуске к участию в аукционе на основании пункта 1 части 8 статьи 79 ЛК РФ, подпункта 1 пункта 30 Методических указаний, пункта 16.2 аукционной документации, поскольку ООО "М-Форреста" представлена заявка, не соответствующая установленным требованиям.
Комиссия учитывает, что непоступление задатка на счет, указанный в документации об аукционе, после окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - в силу пункта 5 части 8 статьи 79 ЛК РФ - является самостоятельным основанием для отказа в допуске к участию в аукционе. Вместе с тем, из содержания протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, следует, что отказ заявителю в допуске к участию в аукционе мотивирован отсутствием одного из документов, прикладываемых в соответствии с требованиями аукционной документации к заявке. Поскольку данное требование соответствует нормам ЛК РФ, было известно заявителю и им не исполнено, вывод аукционной комиссии о том, что заявка ООО "М-Форреста" не соответствует установленным требованиям, является правомерным и обоснованным.
2. В соответствии с частью 12 статьи 79 ЛК РФ, организатор аукциона не вправе требовать от заявителя документы, не указанные в части 11 данной статьи.
Часть 11 статьи 79 ЛК РФ предусматривает, что к заявке на участие в аукционе прикладываются документы, подтверждающие факт внесения задатка. По межведомственному запросу организатора аукциона федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставляет сведения, подтверждающие факт внесения сведений о заявителе в единый государственный реестр юридических лиц (единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей).
Вместе с тем, как установлено Комиссией, согласно требованиям пункта 16.1 аукционной документации, к заявке на участие в аукционе должны быть приложены:
согласие на обработку персональных данных;
выписка из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица, выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя или нотариально удостоверенная копия соответствующей выписки;
документы, подтверждающие факт внесения задатка.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", обработка персональных данных допускается, если она необходима для исполнения полномочий органов местного самоуправления. Требование о предоставлении заявителями согласия на обработку персональных данных, а также выписок из соответствующих реестров (её нотариально удостоверенной копии) не предусмотрено частью 11 ЛК РФ, в связи с чем данное является прямым нарушением императивного запрета соответствующих действий, предусмотренного пунктом 12 статьи 79 ЛК РФ.
В соответствии с частью 17 статьи 181 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Вместе с тем, поскольку повторное проведение процедуры рассмотрения аукционных заявок не приведёт к возникновению у заявителя права на участие в аукционе по причине предоставления ООО "М-Форреста" заявки, не соответствующей требованиям части 11 статьи 79 ЛК РФ, пункта 16.1 аукционной документации (не приложена выписка с банковского счета, подтверждающая факт перечисления суммы задатка на счета организатора аукциона, указанные в извещении, а также факт списания указанной суммы со счёта заявителя в полном объёме), принимая во внимание, что аукцион от 18.03.2014 по продаже права на заключение договора аренды лесного участка признан несостоявшимся, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 181 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "М-Форреста" на действия организатора торгов и аукционной комиссии Департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда при организации и проведении аукциона от 18.03.2014 по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в муниципальной собственности городского округа город-герой Волгоград, для осуществления рекреационной деятельности, необоснованной.
2. Признать Департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда нарушившим требования части 12 ЛК РФ в части установления пунктом 16.1 аукционной документации требования о приложении к заявке на участие в аукционе согласия на обработку персональных данных, а также выписки из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица, выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя или нотариально удостоверенной копии соответствующей выписки.
3. Предписание не выдавать, в связи с признанием аукциона от 18.03.2014 по продаже права на заключение договора аренды лесного участка несостоявшимся.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 28 марта 2014 г. N 14-01-18.1-03/132
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016