Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
от 5 июня 2015 г. N 15-01-15-03/212
Резолютивная часть решения оглашена 22 мая 2015 г. г. Волгоград
В полном объеме решение изготовлено 05 июня 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: Бурба В.В. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля органов власти;
Члены Комиссии: Савинкова О.Л. - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти;
Тибилова Э.А. - государственный инспектор отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N15-01-15-03/212 по признакам нарушения Администрацией Суходольского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области (адрес: 404147, Волгоградская область, Среднеахтубинский район, х. Суходол, ул. Совхозная, 27) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон о защите конкуренции),
при участии в заседании:
- старшего помощника Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Коваленко О.С. (удостоверение N178566 от 27.02.2015),
- главы Суходольского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области Попова Ю.В. (удостоверение);
- представителя Администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области Мороза Б.А. (доверенность от 09.02.2015 N569). установила:
В Волгоградское УФАС России поступили материалы Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры (вх.N550 от 30.01.2015) по вопросу проверки действий Администрации Суходольского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района на наличие признаков нарушения ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" при вынесении Постановления N64 от 05.12.2014 "Об определении способа сбора и вывоза твердых бытовых отходов с территории Суходольского сельского поселения".
Из материалов, представленных Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой, установлено следующее.
03 декабря 2014 года Администрацией Среднеахтубинского муниципального района в адрес глав сельских поселений направлено письмо N6284, согласно которому главам сельских поселений направляется для исполнения "дорожная карта" по организации сбора и вывоза ТБО и КГО с территории Среднеахтубинского муниципального района на межмуниципальный объект приема размещения отходов ООО "Волга-Бизнес" г.Волжский. В соответствии с данным письмом, главам сельских поселений среди прочих даны указания по проведению слушаний по определению способа сбора отходов, по оформлению принятого решения нормативно-правовым актом, по определению заказчика услуг по вывозу отходов. Согласно данной "дорожной карте" вывоз ТБО с территории Суходольского сельского поселения предусмотрен на полигон ТБО ООО "Волга-Бизнес".
Администрацией Суходольского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области вынесено Постановление N64 от 05.12.2014 "Об определении способа сбора и вывоза твердых бытовых отходов с территории Суходольского сельского поселения" (далее - Постановление N64).
Согласно пункту 1 Постановления N64, Администрацией Суходольского сельского поселения определен бестарный способ сбора и вывоза твердых бытовых отходов с территории Суходольского сельского поселения на межмуниципальный объект приема и размещения отходов ООО "Волга-Бизнес" г.Волжский.
Постановлением Администрации Суходольского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 23.01.2015 N4 Постановление N64 от 05.12.2014 "Об определении способа сбора и вывоза твердых бытовых отходов с территории Суходольского сельского поселения", отменено.
Рассмотрев указанные обстоятельства, Приказом УФАС по Волгоградской области от 30.03.2015 N146 возбуждено дело N15-01-15-03/212 в отношении Администрации Суходольского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области.
Определением о назначении дела N15-01-15-03/212 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 30.03.2015 в качестве заявителя привлечена Волгоградская межрайонная природоохранная прокуратура, в качестве ответчика привлечена Администрация Суходольского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области.
На заседании Комиссии 15.04.2015 установлено, что Администрацией Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области письмом от 03.12.2014 N6284 поручено Администрации Суходольского сельского поселения исполнить "дорожную карту" по организации сбора и вывоза ТБО и КГО с территории Среднеахтубинского муниципального района на межмуниципальный объект приема размещения отходов ООО "Волга-Бизнес".
В связи с чем, Определением об отложении рассмотрения дела N15-01-15-03/212 от 15.04.2015, Определением о привлечении в качестве ответчика по делу от 07.04.2015 в качестве ответчика по делу привлечена Администрация Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области.
Глава Суходольского сельского поселения в объяснениях от 15.04.2015 пояснил, что 03.12.2014 г. Администрацией Среднеахтубинского муниципального района главам городских и сельских поселений района направлена для исполнения "дорожная карта" по организации сбора и вывоза ТБО и КГО с территории Среднеахтубинского муниципального района на межмуниципальный объект приема и размещения отходов ООО "Волга-Бизнес" г.Волжский и письмо с рекомендациями о проведении некоторых мероприятий по вопросам организации сбора и вывоза ТБО. Во исполнение вышеуказанных рекомендаций Среднеахтубинского муниципального района: на территории Суходольского сельского поселения проведены публичные слушания по определению способа сбора и вывоза ТБО; администрацией поселения принято постановление от 05.12.2014 г. N 64 "Об определении способа сбора и вывоза твердых бытовых отходов с территории Суходольского сельского поселения". Как считает Глава Суходольского сельского поселения, в данном постановлении не давались конкретно указания гражданам или организациям производить вывоз ТБО на полигон ООО "Волга-Бизнес".
Также Глава пояснил, что Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 31 декабря 2014 года N 2248 разработана схема обращения с твердыми бытовыми отходами по Среднеахтубинскому муниципальному району. Письмом от 26.02.2015 Администрация Среднеахтубинского муниципального района обязывает глав сельских поселений района организовать сбор и вывоз ТБО на лицензированный полигон ТБО согласно утвержденной схеме.
Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой 16.01.2015 г. вынесен протест на Постановление N64, в связи с чем, указанное постановление отменено.
Как пояснил представитель Администрации Среднеахтубинского муниципального района, письмо от 03.12.2014 N6284, направленное в адрес сельских поселений района, составлено на основании проведенного 31.07.2014 Министерством природных ресурсов и экологии Волгоградской области с участием Администрации Среднеахтубинского муниципального района совещания по созданию мусоросортировочных мощностей на территории городского округа - город Волжский.
Исследовав имеющиеся в деле материалы, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статья 4 Закона о защите конкуренции определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 названного закона, к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары (п.5 ч.1 ст.15).
Из статьи 15 Закона о защите конкуренции следует, что нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
При этом, достаточным основанием для вывода о нарушении ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
В соответствии с частью 2 статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Как следует из Приложения к Приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.09.2014 N592 "Объекты размещения отходов, включенные в государственный реестр объектов размещения отходов", Приложения к Приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования "Объекты размещения отходов, включенные в государственный реестр объектов размещения отходов" от 01.08.2014 N 479 на территории Волгоградской области помимо ООО "Волга-Бизнес" деятельность по размещению твердых бытовых отходов также осуществляет ООО "ЭкоМастер" (адрес полигона: х. Овражный, Городищенский район), ООО "Спецавтотранс" (адрес полигона: Волгоградская область, г. Камышин), ООО "КОМУС" (Волгоградская область, Светлоярский район, п. Кирова), ООО "Еврохим-ВолгаКалий" (Волгоградская область, Котельниковский район, Пимено-Чернянское сельское поселение), ОАО "Каустик" (адрес полигона: г. Волгоград).
В связи с чем, указание Администрацией Суходольского сельского поселения в Постановлении N64 конкретного хозяйствующего субъекта по оказанию услуг по размещению твердых бытовых отходов ООО "Волга-Бизнес" и дача указаний Администрацией Среднеахтубинского муниципального района в письме от 03.12.2014 N6284 по размещению твердых бытовых отходов на полигоне ООО "Волга-Бизнес", является предоставлением преимущества, обеспечивавшего конкретному лицу более выгодные условия деятельности на данном рынке по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, способными оказывать аналогичные услуги. Данными действиями Администрацией Суходольского сельского поселения и Администрацией Среднеахтубинского муниципального района исключается возможность для физических и юридических лиц самостоятельного выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие услуги, а также создают реальную угрозу наступления негативных последствий для конкуренции на рынке оказания услуг по размещению твердых бытовых отходов.
Таким образом, в действии Администрации Суходольского сельского поселения, выразившегося в издании Постановления N64 от 05.12.2014 "Об определении способа сбора и вывоза твердых бытовых отходов с территории Суходольского сельского поселения", пунктом 1 которого ООО "Волга-Бизнес" установлено в качестве организации предоставляющей услуги по размещению отходов с территории Суходольского сельского поселения, содержится нарушение п.5 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.
В действии Администрации Среднеахтубинского муниципального района, выразившимся в издании письма от 03.12.2014 N6284, в соответствии с которым главам сельских поселений Среднеахтубинского муниципального района даны указания по размещению твердых бытовых отходов на полигон ООО "Волга-Бизнес", содержится нарушение п.5 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.
2. На основании п.1 ч.1 ст.48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Постановлением Администрации Суходольского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 23.01.2015 N4 Постановление N64 от 05.12.2014 "Об определении способа сбора и вывоза твердых бытовых отходов с территории Суходольского сельского поселения", отменено, то есть добровольно устранено нарушение антимонопольного законодательства, в связи с чем Комиссия имеет основания для прекращения рассмотрения дела N15-01-15-03/212 в отношении Администрации Суходольского сельского поселения.
3. В связи с добровольным устранением нарушения при принятии Администрацией Суходольского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области Постановления N64 от 05.12.2014 "Об определении способа сбора и вывоза твердых бытовых отходов с территории Суходольского сельского поселения", Комиссия не имеет оснований для выдачи Администрации Суходольского сельского поселения обязательного для исполнения предписания.
4. В соответствии с ч.1 ст.41 Закона о защите конкуренции Комиссия принимает предупреждения, определения, решения, предписания.
На основании решения комиссия выдает предписание. Предписание оформляется в виде отдельного документа для каждого лица, которому надлежит осуществить определенные решением действия в установленный предписанием срок, подписывается председателем комиссии и членами комиссии, присутствующими на заседании комиссии (ч.4 ст.41 Закона о защите конкуренции).
На основании п.3 ч.1 ст.23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящей части, обязательные для исполнения предписания.
В связи с тем, что в действиях Администрации Среднеахтубинского муниципального района содержится нарушения п.5 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила выдать Администрации Среднеахтубинского муниципального района обязательное для исполнения предписание.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать факт нарушения Администрацией Суходольского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области п.5 ч.1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в установлении для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, предоставляющих такие товары, путем издания Постановления N64 от 05.12.2014 "Об определении способа сбора и вывоза твердых бытовых отходов с территории Суходольского сельского поселения", пунктом 1 которого установлен конкретный хозяйствующий субъект по оказанию услуг по размещению твердых бытовых отходов.
2. Прекратить рассмотрение дела в отношении Администрации Суходольского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
3. Предписание Администрации Суходольского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области не выдавать.
4. Признать действие Администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в издании письма от 03.12.2014 N6284, согласно которому главам сельских поселений даны указания по размещению твердых бытовых отходов на конкретный полигон ООО "Волга-Бизнес", нарушившим п.5 ч.1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
5. Выдать Администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно: отозвать письмо от 03.12.2014 N6284.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 5 июня 2015 г. N 15-01-15-03/212
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016