Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
от 26 марта 2014 г. N 05-6/1-43-2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России) в следующем составе:
председатель Комиссии: Фомин В.М. - руководитель управления,
члены Комиссии:
Красюкова Л.К. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок;
Шибанов Я.А. - главный специалист - эксперт отдела контроля закупок,
Белов Д.Е. - ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок,
в присутствии представителей:
- Муниципального учреждения Администрации Муниципального образования городское поселение - поселок Козлово: ***
в отсутствии надлежащим образом извещенных представителей ООО "Валбэк-ру" (далее - Общество),
рассмотрев в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, пунктами 5.4 - 5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26.01.2011 N 30, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) жалобу Общества и проведя внеплановую проверку, установила:
В Тверское УФАС России 19.03.2014 поступила жалоба Общества, полагающего, что при проведении открытого конкурса на выполнение научно-исследовательской работы по подготовке проектов "Генеральный план" и "Правила землепользования и застройки" муниципального образования городское поселение - поселок Козлово Конаковского района Тверской области (извещение от 03.03.2014 N 0136300028814000001) нарушены требования Закона в части установления избыточного требования к участникам закупки о наличии лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Представитель заказчика считает доводы, изложенные в жалобе, несостоятельными, а жалобу - не подлежащей удовлетворению, пояснив, что требование о наличии лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, установлено обосновано.
На дату рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
В результате изучения представленных документов, рассмотрения доводов жалобы, пояснений сторон, проведения внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
03.03.2014 заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещены извещение N 0136300028814000001 о проведении открытого конкурса на выполнение научно-исследовательской работы по подготовке проектов "Генеральный план" и "Правила землепользования и застройки" муниципального образования городское поселение - поселок Козлово Конаковского района Тверской области, и конкурсная документация; начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 720 000,00 рублей.
1. Согласно части 1 статьи 48 Закона под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Закона в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает, в том числе: информацию, предусмотренную статьей 42 Закона (пункт 1); предъявляемые к участникам открытого конкурса требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 31 Закона (пункт 2).
Согласно части 1 статьи 31 Закона при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1).
В извещении открытого конкурса заказчиком установлено требование о наличии у участника размещения заказа лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (Закон РФ от 21.07.1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" далее - Закон N 5485-1). Данное требование установлено также и в информационной карте конкурсной документации в разделе - "Условия допуска участников размещения заказа к конкурсу".
Согласно статье 2 Закона N 5485-1 государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
В статье 5 Закона N 5485-1 указан перечень сведений, составляющих государственную тайну, который составляют следующие сведения:
- сведения в военной области;
- сведения в области экономики, науки и техники;
- сведения в области внешней политики и экономики;
- сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты.
Генеральный план и правила землепользования являются общедоступными и открытыми документами, а содержание конкурсной документации также не свидетельствует о том, что в ходе выполнения работ будут использоваться сведения, составляющие государственную тайну.
Согласно части 6 статьи 31 Закона заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона.
В обосновании установления требования о наличие лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, заказчик ссылается на письмо Государственного Комплекса "Завидово" от 26.03.2014 N 9/16-579.
Данное письмо не может рассматриваться Комиссией как надлежащее обоснование требования о наличии лицензии на использование сведений, составляющих государственную тайну, поскольку Государственный комплекс "Завидово" не является органом, уполномоченным на дачу разъяснений в части правомерности установления требований о наличии такой лицензии.
Заказчиком на заседании Комиссии не представлено надлежащих доказательств того, что исполнитель в процессе выполнения работ по созданию генерального плана и правил землепользования будет использовать сведения, составляющие государственную тайну.
Таким образом, заказчиком нарушены требования части 6 статьи 31 и части 3 статьи 49 Закона; жалоба Общества является обоснованной.
2. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 9 статьи 50 Закона конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
- цена контракта;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 6 статьи 32 Закона сумма величин значимости критериев, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в целях заключения контрактов на исполнения (как результат интеллектуальной деятельности), а также на финансирование проката или показа национального фильма, на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ должна составлять не менее чем двадцать процентов суммы величин значимости всех критериев (за исключением случая, предусмотренного частью 8 статьи 37 Закона). В случае, если при заключении таких контрактов критерий, указанный в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не используется, величина значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи, должна составлять не менее чем двадцать процентов суммы величин значимости всех критериев (за исключением случая, предусмотренного частью 8 статьи 37 Закона). Величина значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи, при определении исполнителей в целях заключения контракта на создание произведения литературы или искусства может быть снижена до нуля процентов суммы величин значимости всех критериев.
Согласно части 8 статьи 32 Закона порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Согласно части 9 статьи 32 Закона не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Согласно информационной карте критериями оценок заявок на участие в конкурсе являются:
1) цена контракта;
2) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Оценка и сопоставления заявок производится в целях выявления лучших условий исполнения муниципального контракта.
К оценке заявок применяется следующая бальная система:
Номер критерия |
Критерии оценки (наименование критерия) |
Максимальное количество баллов |
Значимость критерия для случая подачи участником конкурса заявки, содержащей предложение о цене контракта, которая до 25% ниже начальной (максимальной) цены контракта, % |
Значимость критерия для случая подачи участником конкурса заявки, содержащей предложение о цене контракта, которая на 25% и более ниже начальной (максимальной) цены контракта, % |
1. |
Цена контракта |
100 |
20 |
10 |
3. |
Квалификация участника конкурса |
100 |
80 |
90 |
|
Итого: |
|
100 |
100 |
Заказчиком также установлены предусмотренные Законом антидемпинговые меры при проведении открытого конкурса в соответствии с частями 7 и 8 статьи 37 Закона.
Решение вопроса о том, являются ли работы, предусмотренные контрактом, научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими или технологическими работами, в данном случае имеет прикладное значение, влияющим на право заказчика устанавливать пределы значимости критериев оценок, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Как указано выше объект закупки поименован как выполнение научно-исследовательской работы по подготовке проектов "Генеральный план" и "Правила землепользования и застройки" муниципального образования городское поселение - поселок Козлово Конаковского района Тверской области.
Согласно статье 769 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Закон о науке) научная (научно-исследовательская) деятельность (далее - научная деятельность) - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды; прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.
В соответствии с главами 3, 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план территории относится к документам территориального планирования, а правила землепользования и застройки к документам градостроительного зонирования. Кодекс устанавливает требования к содержанию и подготовке генерального плана поселения и правил землепользования и застройки.
Градостроительным кодексом РФ не предусмотрено выполнение научно-исследовательских работ при проведении работ по разработке генерального плана поселения или правил землепользования и застройки.
В данном случае результатом работ при проведении работ по разработке генерального плана поселения и правил землепользования и застройки работ будут являться документы в текстовом и графическом формате, а не научно-исследовательская работа.
Из содержания конкурсной документации и пояснений представителя заказчика следует, что исполнителю требуется разработать проект "генерального плана поселения" и "правил землепользования и застройки", что и будет являться окончательным результатом проведения процедуры закупки, удовлетворяющим потребности заказчика.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что работы по разработке генерального плана поселения или правил землепользования и застройки не предусматривают проведения научно-исследовательских работ.
Таким образом, заказчиком при определении предмета контракта и значимости критериев оценки заявок участников закупки были нарушены требования частей 8 и 9 статьи 32 Закона, а также пунктов 1 и 9 части 1 статьи 50 Закона.
3. Кроме того, на заседании Комиссии представитель заказчика, озвучил довод о том, что участники закупки наряду с установленным требованием о наличии лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, должны также обладать лицензией Росреестра на геодезическую и картографическую деятельность, Комиссия не соглашается с озвученным доводам по следующим основаниям.
Из извещения и конкурсной документации следует, что объектом закупки является выполнение работ по подготовке проектов "Генеральный план" и "Правила землепользования и застройки" муниципального образования городское поселение - поселок Козлово Конаковского района Тверской области.
Положением о лицензировании картографической деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2006 г. N 705) установлено, что лицензирование картографической деятельности осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулирует Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В связи со вступлением в силу Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование геодезических и картографических работ специального (отраслевого) назначения отменено (ранее данный вид лицензирования был включен в Перечень утратившего свою силу Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
В настоящий момент лицензированию подлежат геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства).
Заказчиком не представлены сведения, свидетельствующие о том, что выполнение указанных работ имеет общегосударственное, межотраслевое значение, следовательно, требование о наличии лицензии Росреестра на геодезическую и картографическую деятельность будет являться неправомерным.
В связи с тем, что Комиссией выявлены нарушения, в том числе, в части поименования предмета контракта, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об аннулировании конкурса; при этом заказчику в случае проведения новой закупки на выполнение работ по подготовке проектов "Генеральный план" и "Правила землепользования и застройки" муниципального образования городское поселение - поселок Козлово Конаковского района Тверской области следует учесть выводы, содержащиеся в данном решении.
На основании изложенного и руководствуясь частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тверского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Валбэк-ру" обоснованной.
2. Признать Муниципальное учреждение Администрацию Муниципального образования городское поселение - поселок Козлово нарушившим требования части 6 статьи 31, частей 8 и 9 статьи 32, части 3 статьи 49 и части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Муниципальному учреждению Администрации Муниципального образования городское поселение - поселок Козлово предписание об устранении нарушений законодательства о закупках при проведении открытого конкурса на выполнение научно-исследовательской работы по подготовке проектов "Генеральный план" и "Правила землепользования и застройки" муниципального образования городское поселение - поселок Козлово Конаковского района Тверской области (извещение от 03.03.2014 N 0136300028814000001) путем аннулирования данного конкурса.
Председатель Комиссии: |
В.М. Фомин |
Члены Комиссии: |
Л.К. Красюкова, Я.А. Шибанов, Д.Е. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 26 марта 2014 г. N 05-6/1-43-2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016