Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
от 1 апреля 2014 г. N 03864-14
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ТИДА" (далее - Заявитель) на действия МБУЗ "Куединская центральная районная больница" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования: Аппарат ИВЛ с компрессором и увлажнителем для новорожденных и детей (извещение N 0356300022814000017), установила:
Согласно извещению N 0356300022814000017, Заказчиком проводился открытый аукцион в электронной форме на поставку медицинского оборудования: Аппарат ИВЛ с компрессором и увлажнителем для новорожденных и детей.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
Выслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав и оценив представленные документы, Комиссия Пермского УФАС России установила следующее.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 4 статьи 33 Закона о закупках установлено, что требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
Предметом договора, для заключения которого проводятся торги, является поставка медицинского оборудования: Аппарат ИВЛ с компрессором и увлажнителем для новорожденных и детей.
В соответствии с п.п.3.1 п.2 Раздела 8 документации о торгах, участник размещения заказа должен представить документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
- копия действующей лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники, дающей право осуществлять техническое обслуживание медицинской техники, являющейся предметом поставки в данном открытом аукционе в электронной форме.
В указанном Разделе также имеется ссылка о том, что данное требование установлено, в связи с тем, что в соответствии с условиями поставки необходимо произвести техническое обслуживание медицинской техники, в том числе поддержание и восстановление исправности и работоспособности медицинской техники при ее использовании, монтаж, пуско-наладку и гарантийный и постгарантийный ремонт оборудования.
Из представленных материалов следует и Заявителем не оспаривается необходимость осуществления установки, монтажа, ввода в эксплуатацию, пуско-наладке товара (положения Технического задания, являющегося неотъемлемой частью документации).
Более того, документацией о торгах предусмотрено требование о гарантийном обслуживании товара (пункт 4 Условий поставки Технического задания).
Таким образом, на участника размещения заказа, признанного победителем аукциона, возложена обязанность по поставке, настройке, регулировке и техническом обслуживании товара в период гарантийного срока. Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что договором предусмотрена обязанность именно поставщика произвести замену бракованного товара (п.5.4.1 проекта договора).
Пунктом 1 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках установлено такое обязательное требование к участникам закупки, как соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Часть 3 статьи 64 Закона о размещении заказов также устанавливает, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона.
Видом деятельности, на осуществление которой требуется лицензия, в соответствии с подпунктом 17 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" является производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники.
Учитывая правовой смысл и содержание понятий относительно технического обслуживания медицинской техники как лицензируемого вида деятельности, изложенных в Законе о лицензировании, пункте 4 Положения о лицензировании технического обслуживания медицинской техники, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 32, пунктов 5.2, 5.3.1 - 5.3.9 Методических рекомендаций "Техническое обслуживание медицинской техники" введенных в действие письмом Минздрава России от 27.10.2003 N 293-22/233 (далее - Методические рекомендации), в их системной взаимосвязи настройка (сборка, установка) и регулировка медицинского оборудования, составляющие предмет договора, относятся к техническому обслуживанию медицинской техники и, соответственно, такие работы могут быть проведены только организацией (индивидуальным предпринимателем), имеющей соответствующую лицензию.
Согласно пункту 5.2 Методических рекомендаций к видам работ по техническому обслуживанию медицинской техники относятся:
- ввод в эксплуатацию;
- контроль технического состояния;
- периодическое и текущее техническое обслуживание;
- текущий ремонт.
В целях уяснения понятия "техническое обслуживание медицинской техники" применены Методические рекомендации, как технические нормы, относящиеся к такой категории актов, как государственные и отраслевые стандарты, технические условия. Согласно письму Минздрава России от 27.10.2003 N 293-22/233 о введении в действие данных рекомендаций, Методические рекомендации разработаны в целях осуществления единой технической политики в области здравоохранения и медицинской промышленности, совершенствования системы технического обслуживания медицинской техники, эксплуатируемой в медицинских учреждениях, и обеспечения безопасности, качества, эффективности предоставляемых гражданам медицинских услуг. Данные рекомендации предназначены для применения на территории Российской Федерации ограниченным кругом субъектов: службами, осуществляющими техническое обслуживание медицинской техники; медицинскими учреждениями, эксплуатирующими медицинскую технику; органами, осуществляющими контроль и надзор за эксплуатируемой медицинской техникой; лицензирующими органами, осуществляющими лицензирование соответствующих видов деятельности.
Комиссия отмечает, что довод Заявителя о том, что Заказчиком в аукционной документации должна быть установлена помимо требования о предоставлении во второй части заявки соответствующей лицензии возможность привлечения субподрядной организации для осуществления установки, пуско-наладки, ввода в эксплуатацию и гарантийного обслуживания медицинского оборудования основан на неверном толковании закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Во исполнение указанной нормы требования аукционной документации установлены исключительно к участникам закупки, потенциальным поставщикам товара, соответствие которым участники закупки должны подтвердить, представив соответствующие документы в составе второй части заявки на участие в аукционе.
Кроме того, согласно ч. 4 ст. 33 Закона о закупках, требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
В соответствии с Разделом 5 гражданско-правового договора, Поставщик обязуется произвести вместе с поставкой товара установку, монтаж, пуско-наладку, обучение персонала, а также в течение срока действия договора техническое обслуживание медицинской техники, в том числе, поддержание и восстановление работоспособности товара при его использовании, гарантийный и постгарантийный ремонт.
Комиссия отмечает, что аукционной документацией именно на поставщика возложены указанные выше обязанности.
При указанных обстоятельствах в действиях Заказчика нарушений требований Закона о размещении заказов не может быть установлено.
На основании статей 17, 60 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Комиссия, решила:
Признать жалобу ООО "ТИДА" на действия МБУЗ "Куединская центральная районная больница" при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования: Аппарат ИВЛ с компрессором и увлажнителем для новорожденных и детей (извещение N 0356300022814000017) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
1. Признать жалобу ООО "ТехСтрой" на действия МКУ "Администрация Добрянского городского поселения" при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству газопровода низкого давления в микрорайоне "Задобрянка" г.Добрянка Пермского края (извещение N 0156300020313000022) обоснованной.
2. Признать в действиях МКУ "Администрация Добрянского городского поселения" выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение п.1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Предписание не выдавать в связи с тем, что выявленное нарушение требований Закона о размещении заказов не повлияло на результат размещения заказа.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц МКУ "Администрация Добрянского городского поселения" к административной ответственности за нарушение требований Закона о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 1 апреля 2014 г. N 03864-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016