Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председателя Комиссии: |
Клостер Е.А. - |
заместителя руководителя управления; |
|
Членов Комиссии: |
Каминской Е.Б. -
Александровой А.А.- |
начальника отдела рекламы и недобросовестной конкуренции; ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы; |
|
|
Громова С.В. - |
специалиста-эксперта отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,
|
|
рассмотрев дело N 18/Р-2012, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя <_> (далее по тексту - ИП <_>) (ИНН <_>) по признакам нарушения пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - ФЗ "О рекламе") при размещении рекламы ("лучшие Джантайские МАНТЫ в городе ресторан "Дружба народов" www.дружбанародов.рф ул. Весенняя, 6") по адресу: г. Кемерово, ул. Красноармейская, напротив дома N 93, а также на фасаде здания по адресу: пр. Ленина, 56 (здание Цирка), в присутствии представителя ИП <_> <_> по доверенности (N 42АА 0560016 от 12.04.2012 г.), установила:
27.01.2012 г. Кемеровским УФАС России была проведена плановая проверка наружной рекламы, распространяемой на территории г. Кемеровооября, оябрясоставлен акт N 1 от 27.01.2012 г., проведена фотосъемка рекламы (фотографии имеются в материалах проверки).
Кемеровским УФАС России было установлено, что в г. Кемерово, адресу: ул. Красноармейская, напротив дома с адресом ул. Красноармейская, 93, на отдельно стоящей рекламной щитовой конструкции, а также на фасаде здания по адресу: пр. Ленина, 56 (здание Цирка) размещена реклама с текстом следующего содержания: "лучшие Джантайские МАНТЫ в городе ресторан "Дружба народов" www.дружбанародов.рф ул. Весенняя, 6", с изображением рекламируемого продукта.
Реклама размещалась на основании договора N 455/1 от 27.12.2010 г., заключенного между Обществом с ограниченной ответственностью "Рекламное агентство "Пирамида" (далее по тексту - ООО "РА "Пирамида") (Исполнитель) и ИП <_> (Заказчик). Согласно настоящему договору исполнитель принимает на себя обязательства по распространению рекламной информации заказчика в соответствии со следующим графиком: месторасположение рекламоносителя: ул. Дзержинского, 2 (призматрон), ул. Красноармейская, 93 (призматрон); срок распространения: с 01.01.2011 г. по 31.12.2011 г.
Дополнительным соглашением N 1 от 01.10.2011 г. к договору N 455/1 об оказании рекламных услуг от 27.12.2010 г. установлено, что ООО "РА "Пирамида" принимает на себя обязательства по размещению рекламы ИП<_> на рекламоносителе в соответствии со следующим графиком: месторасположение рекламоносителя: ул. Дзержинского, 2 (призматрон), ул. Красноармейская, 93 (призматрон); срок распространения: с 01.01.2012 г. по 31.03.2012 г.
В адрес Кемеровского УФАС России ООО "РА "Пирамида" были представлены платежные поручения N 491 от 30.01.2012 г., N 492 от 02.02.2012 г., N 495 от 07.02.2012 г., подтверждающие факт оплаты ИП <_>за услуги по распространению рекламы.
Согласно пояснениям ООО "РА "Пирамида" (исх. б/н от 08.02.2012 г.), следует, что изготовление макета вышеуказанной рекламы осуществлялось ИП <_>
19.03.2012 г. по признакам нарушения пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" Кемеровским УФАС России было возбуждено дело N 18/Р-2012 в отношении ИП <_> и назначено к рассмотрению на 13.04.2012 г. в 11 часов 00 минут.
19.03.2012 г. данное определение было направлено в адрес ИП <_> заказным письмом с уведомлением (уведомление о вручении почтового отправления от 28.03.2012 г. имеется в материалах дела).
Пунктом 1 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе" установлено, что недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
12.04.2012 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили пояснения ИП <_> (исх. б/н от 11.04.2012 г.), согласно которым, при размещении указанной рекламы не преследовалась цель о преимуществе рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами других продавцов, поскольку "лучшие джантайские манты", являются лучшими среди мантов, продаваемых в ресторане "Дружба народов". Кроме того, название "Джантайские" было придумано шеф-поваром ресторана при разработке рецепта указанных мантов, поэтому они не могут быть в реализации у других продавцов.
13.04.2012 г. состоялось рассмотрение дела N 18/Р-2012 в присутствии представителя ИП <_> <_> (по доверенности N 42АА 0560016 от 12.04.2012 г.), которая поддержала пояснения, ранее представленные в адрес антимонопольного органа, а также пояснила, что для привлечения большего количества посетителей каждый месяц шеф-поваром разрабатывается рецепт нового блюда. Был разработан рецепт "джантайских мант", названия которых нет в словарях. Кроме того, под указанием в тексте рекламы фразы "лучшие джантайские манты в городе" подразумевалась - "лучшие джантайские манты в ресторане".
Комиссия Кемеровского УФАС России установила:
По адресу: ул. Красноармейская, напротив дома с адресом ул. Красноармейская, 93, на отдельно стоящей рекламной щитовой конструкции, а также на фасаде здания по адресу: пр. Ленина, 56 (здание Цирка) размещена реклама с текстом следующего содержания: "лучшие Джантайские манты в городе ресторан "Дружба народов" www.дружбанародов.рф ул. Весенняя, 6", с изображением рекламируемого продукта.
Реклама размещалась на основании договора N 455/1 от 27.12.2010 г., заключенного между Обществом с ограниченной ответственностью "Рекламное агентство "Пирамида" (далее по тексту - ООО "РА "Пирамида") (Исполнитель) и ИП <> (Заказчик). Согласно настоящему договору исполнитель принимает на себя обязательства по распространению рекламной информации заказчика в соответствии со следующим графиком: месторасположение рекламоносителя: ул. Дзержинского, 2 (призматрон), ул. Красноармейская, 93 (призматрон); срок распространения: с 01.01.2011 г. по 31.12.2011 г.
Дополнительным соглашением N 1 от 01.10.2011 г. к договору N 455/1 об оказании рекламных услуг от 27.12.2010 г. установлено, что ООО "РА "Пирамида" принимает на себя обязательства по размещению рекламы ИП <_> на рекламоносителе в соответствии со следующим графиком: месторасположение рекламоносителя: ул. Дзержинского, 2 (призматрон), ул. Красноармейская, 93 (призматрон); срок распространения: с 01.01.2012 г. по 31.03.2012 г.
В адрес Кемеровского УФАС России были представлены платежные поручения N 491 от 30.01.2012 г., N 492 от 02.02.2012 г., N 495 от 07.02.2012 г., подтверждающие факт оплаты ИП <_> за услуги по распространению рекламы.
Согласно пояснениям ООО "РА "Пирамида" (исх. б/н от 08.02.2012 г.), следует, что изготовление макета вышеуказанной рекламы осуществлялось ИП <_>
Пунктом 1 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе" установлено, что недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В нарушение данной правовой нормы в вышеуказанной рекламе содержится некорректное сравнение мантов ("лучшие Джантайские манты в городе"), что подразумевает наличие мантов в других ресторанах более низкого качества.
Ссылка ИП <_> о том, что указание фразы в тексте рекламы "лучшие джантайские манты в городе" подразумевает под собой, что данные манты лучшие только в ресторане "Дружба народов" является не состоятельной по причине указания непосредственно в тексте рекламы фразы "лучшие джантайские манты в городе".
Использование сравнительной характеристики "лучшие Джантайские манты в городе" в рекламе без указания конкретного критерия в её тексте, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию. Таким образом, формулировка "лучшие Джантайские манты в городе" требует фактического и документального обоснования.
Пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В тексте вышеуказанной рекламы содержатся не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами других продавцов - "лучшие Джантайские манты в городе".
Поскольку пункт 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не указывает на то, что сравнение, показывающее преимущество объекта рекламирования, должно быть выражено в отношении другого определенного товара, то ее положения применяются к случаям, когда в рекламе используется сравнение со всеми иными аналоговыми товарами без упоминания конкретного наименования производителя или продавца.
Под преимуществом следует понимать превосходство качества рекламируемого товара или оказываемой услуги по каким-либо характеристикам над качеством аналогичного товара или услуги иного/иных производителей. Наличие таких качеств, как правило, обеспечивает предпочтение к товару/услуге потребителей.
Фраза, указанная в тексте рекламы, "лучшие джантайские манты в городе" не соответствует действительности, так как "джантайские манты", как следует из материалов дела, производятся и реализуются только в ресторане "Дружба народов".
Пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" установлено, что рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2 статьи 5, пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", несёт рекламодатель (ИП <_>).
Согласно дополнительному соглашению N 1 от 01.10.2011 г. к договору N 455/1 об оказании рекламных услуг от 27.12.2010 г. срок распространения рекламного материала ИП <_> истек 31.03.2012 г.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Кемеровского УФАС России решила:
1. Признать рекламу ИП <_> (ИНН 420533990740, почтовый адрес: 650036, г. Кемерово, ул. Тухачевского, 22а, юридический адрес: 650060, г. Кемерово, б-р Строителей, 24-50) ("лучшие Джантайские МАНТЫ в городе ресторан "Дружба народов" www.дружбанародов.рф ул. Весенняя, 6"), размещенную в январе - марте 2012 г. в г. Кемерово, на рекламно щитовых конструкциях с местом расположения: ул. Дзержинского, 2, ул. Красноармейская, 93, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 5, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Предписание не выдавать в связи с истечением срока распространения рекламы.
Решение изготовлено в полном объеме __ апреля 2012 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.
Председатель Комиссии Е.А. Клостер
Члены Комиссии Е.Б. Каминская
А.А. Александрова
С.В. Громов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 13 апреля 2012 г. N 09/3635
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016