Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
N 03-01/4557 (опубликовано 5 июня 2015 г.)
(изготовление решения в полном объеме)
19 мая 2015 года
(оглашение резолютивной части)
N 03-01/4557
Сыктывкар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия), в составе: <_>
рассмотрев дело N Р 13-03/15, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Издательский дом "НЭП" (далее - ООО "Издательский дом "НЭП") и <_> по факту распространения в газете "Путеводитель-консультант покупателя "Ухтинская витрина" от 19.12.2014 N 47 (300) на странице 5 рекламы следующего содержания: "СПЕЦ ТРАНС СЕРВИС", "перевезем все!", "любые переезды, доставка по городу и России", "пассажирские перевозки", "услуги грузчиков", "вывоз мусора", "автоспецтехника", "изображение грузового автомобиля и людей с коробками", "775-101,740-700", "приглашаем к сотрудничеству владельцев авто и спецтехники" (далее - рассматриваемая реклама),
в отсутствие:
- Индивидуального предпринимателя <_> надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается уведомлением о вручении 05.05.2015 почтового отправления N 16799185728694;
- ООО "Издательский дом "НЭП", надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается уведомлением о вручении 05.05.2015 почтового отправления N 16799185728670;
- Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается отметкой 29.04.2015 на письме Коми УФАС России от 29.04.2015 N 03-01/3500, установила:
В Коми УФАС России поступило заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми (далее - Управление Роскомнадзора по Республике Коми) от 19.01.2015 N 116-01/11 (вход. N 315 от 20.01.2015) по факту выявления в ходе проведенной Управлением Роскомнадзора по Республике Коми проверки признаков нарушения ст. 16 Закона о рекламе со стороны газеты "Путеводитель-консультант покупателя "Ухтинская витрина" от 19.12.2014 N 47 (300) (далее - Газета).
Определением о возбуждении рекламного дела N Р 13-03/15 от 26.03.2015 N 03-01/2631 для участия в деле привлечены в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, - ООО "Издательский дом "НЭП" и <_>
Определением Коми УФАС России от 15.04.2015 N 03-01/3498 о продлении срока и отложении рассмотрения дела N Р 13-03/15, замене ненадлежащего лица надлежащим, ненадлежащее лицо - <_> заменено надлежащим - ИП <_>
Из материалов рекламного дела N Р 13-03/15 (далее - рекламное дело) усматривается нижеследующее.
В Газете на странице 5 размещена реклама без пометок "реклама" или "на правах рекламы" следующего содержания:
- "СПЕЦ ТРАНС СЕРВИС", "перевезем все!", "любые переезды, доставка по городу и России", "пассажирские перевозки", "услуги грузчиков", "вывоз мусора", "автоспецтехника", "изображение грузового автомобиля и людей с коробками", "775-101,740-700", "приглашаем к сотрудничеству владельцев авто и спецтехники".
В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Указанная информация содержит следующие признаки рекламы:
- распространена посредством размещения в Газете, на странице 5;
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: услугам по перевозке грузов, пассажирским перевозкам, услугам грузчиков, услугам по вывозу мусора, услугам автоспецтехники, формирование и поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.
Таким образом, указанная информация, распространенная посредством размещения в Газете, является рекламой.
В соответствии со ст. 16 Закона о рекламе размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы". Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.
Как следует из свидетельства о регистрации средства массовой информации серии ПИ N ФС 3-0822 от 22.05.2008, выданного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Газета зарегистрирована в качестве специализирующейся на сообщениях и материалах рекламного характера (реклама более 40%).
Однако на обложке и в выходных данных указанной Газеты отсутствует информация о специализации данного периодического печатного издания.
Согласно разъяснениям ФАС России от 27.02.2015 N АК/8901/15 при размещении рекламы в газете, специализирующейся в соответствии со свидетельством о регистрации СМИ на материалах рекламного характера (более 40%), без указания о такой специализации на обложке и в выходных данных печатного издания, требуется наличие пометки "реклама" или "на правах рекламы" в соответствии со ст. 16 Закона о рекламе.
Текст рассматриваемой рекламы не содержит ни одной из предусмотренных требованиями ст. 16 Закона о рекламе пометок.
При данных обстоятельствах рассматриваемая реклама размещена с нарушением требований ст. 16 Закона о рекламе.
В соответствии с ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных ст. 16 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.
Согласно ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе, рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6, 7 настоящей статьи, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В силу п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
Согласно п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рассматриваемая реклама размещена в газете "Путеводитель-консультант покупателя "Ухтинская витрина" учредителем которой, согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации серии ПИ N ФС 3 - 0822 от 22.05.2008, является <_>
Согласно выходным данным Газеты издателем газеты является ООО "Издательский дом "НЭП".
Согласно письменным пояснениям ООО "Издательский дом "НЭП" и ИП <_> представленным в материалы рекламного дела, рекламопроизводителем и рекламораспространителем рекламы: "СПЕЦ ТРАНС СЕРВИС", "перевезем все!", "любые переезды, доставка по городу и России", "пассажирские перевозки", "услуги грузчиков", "вывоз мусора", "автоспецтехника", "изображение грузового автомобиля и людей с коробками", "775-101,740-700", "приглашаем к сотрудничеству владельцев авто и спецтехники", размещенной в Газете на странице 5, является ИП <_>
ООО "Издательский дом "НЭП" и ИП <_> указали, что распространение рекламы имело место 19 декабря 2014 года, на территории г. Ухта Республики Коми.
Также ООО "Издательский дом "НЭП" и ИП <_> пояснили, что реклама была одобрена и согласована <_> - главным редактором и учредителем газеты. Взаимодействие ИП <_> и ООО "Издательский дом "НЭП" по вопросу размещения реклам не регламентируется, потому что процесс ведет ИП <_> а ООО "Издательский дом "НЭП" осуществляет только печать (по предоставленным в электронном виде готовым файлам) газеты. Вышеуказанный процесс регламентируется договором между ИП <_> и ООО "Издательский дом "НЭП" от 15.01.2014 (далее - договор от 15.01.2014) и договором между ООО "Издательский дом "НЭП" и ООО "Коми республиканская типография" (далее - договор от 01.01.2015).
В соответствии с п. 1.1. договора от 15.01.2014 ИП <_> поручает, а ООО "Издательский дом "НЭП" обязуется отпечатать полиграфическую продукцию - газету, технические характеристики которой приведены в спецификации. ИП <_> обязан: предоставить ООО "Издательский дом "НЭП" текстовые и изобразительные оригиналы документов, необходимые для печати Газеты в установленные сроки (п. 2.1.1. договора); по акту сдачи-приемки принять у ООО "Издательский дом "НЭП" отпечатанные экземпляры Газеты в течение трех дней с момента уведомления о выполнении работ по настоящему договору (п. 2.1.3. договора). ООО "Издательский дом "НЭП" обязан обеспечить печать Газеты в согласованные сроки и необходимое качество печати (п. 2.2.1. договора).
В соответствии с п. 1.1. и п. 1.2. договора от 01.01.2015 ООО "Коми республиканская типография" принимает на себя обязанность по заданию ООО "Издательский дом "НЭП" изготовить полиграфическую продукцию - газету, ООО "Издательский дом "НЭП" обязуется принять отпечатанную продукцию по накладной и оплатить выполненную работу.
Из письменных пояснений ИП <_> представленных в материалы рекламного дела следует, что рассматриваемая реклама опубликована ошибочно, без ведома заказчика, по инициативе редакции. Официальная заявка на размещение рекламы в Газете со стороны ООО "Спец Транс Сервис" не подавалась, действия, направленные на производство, размещение и распространение рассматриваемой рекламы не проводились. Содержание рекламы, ее наполнение не утверждалось и не согласовывалось по причине отсутствия заявки ее производство, размещение и распространение. В последующем никаких действий для заключения данной сделки не предпринимались. Текст и содержание определил ИП <_> без ознакомления и без согласования с ООО "Спец Транс Сервис".
Поскольку, как следует из представленных материалов, вопросы размещения реклам ведет исключительно ИП <_> то усматривается, что именно он является рекламораспространителем и рекламопроизводителем, данное также подтверждается и представленными им в материалы рекламного дела пояснениями.
Комиссией в ходе рассмотрения дела N Р 13-03/15 установлено, что реклама следующего содержания: "СПЕЦ ТРАНС СЕРВИС", "перевезем все!", "любые переезды, доставка по городу и России", "пассажирские перевозки", "услуги грузчиков", "вывоз мусора", "автоспецтехника", "изображение грузового автомобиля и людей с коробками", "775-101,740-700", "приглашаем к сотрудничеству владельцев авто и спецтехники" распространялась в Газете 19 декабря 2014 года, территория распространения - г. Ухта Республики Коми.
Согласно выписке из ЕГРИП, имеющейся в материалах рекламного дела, основным и дополнительным видом экономической деятельности ИП <_> является издание газет. Из вышеизложенного следует, что рассматриваемая реклама размещена ИП <_> с целью получения прибыли от его экономической деятельности, что отвечает целям предпринимательской деятельности.
Из материалов рекламного дела усматривается, что нарушение ст. 16 Закона о рекламе произошло по вине рекламораспространителя и рекламопроизводителя - ИП <_>
Из материалов рекламного дела усматривается, что ИП <_> не предпринято должных мер, направленных на соблюдение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, что и привело к рассматриваемому нарушению.
Таким образом, ИП <_> нарушены требования ст. 16 Закона о рекламе.
На дату принятия Комиссией решения в материалах рекламного дела отсутствуют доказательства прекращения распространения ненадлежащей рекламы.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ИП <_> предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.
Поскольку вина ООО "Издательский дом "НЭП" в нарушении требований Закона о рекламе Комиссией не установлена, производство по делу N Р 13-03/15 в отношении Общества подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, п. 3.58, 3.59 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 N 711/12, Комиссия решила:
Признать рекламу следующего содержания: "СПЕЦ ТРАНС СЕРВИС", "перевезем все!", "любые переезды, доставка по городу и России", "пассажирские перевозки", "услуги грузчиков", "вывоз мусора", "автоспецтехника", "изображение грузового автомобиля и людей с коробками", "775-101,740-700", "приглашаем к сотрудничеству владельцев авто и спецтехники", размещенную в газете "Путеводитель-консультант покупателя "Ухтинская витрина" от 19.12.2014 N 47 (300) на странице 5, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ст. 16 Закона о рекламе;
Прекратить производство по делу N Р 13-03/15 в отношении ООО "Издательский дом "НЭП".
Выдать ИП <_> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения указанной в п. 1 Решения рекламы.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ИП <_> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение в полном объеме изготовлено 02 июня 2015 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
Члены Комиссии |
|
<_> |
|
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми N 03-01/4557 (опубликовано 5 июня 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016