Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
от 5 июня 2015 г. N 15-01-15-03/213
Резолютивная часть решения оглашена 22 мая 2015 г. г. Волгоград
В полном объеме решение изготовлено 05 июня 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: Бурба В.В. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля органов власти;
Члены Комиссии: Савинкова О.Л. - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти;
Тибилова Э.А. - государственный инспектор отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N15-01-15-03/213 по признакам нарушения Администрацией Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области (адрес: 403016, Волгоградская область, Городищенский район, п. Самофаловка, ул. Советская, 22) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон о защите конкуренции),
при участии в заседании:
- старшего помощника Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Коваленко О.С. (удостоверение N178566 от 27.02.2015),
- представителя Администрации Самофаловского сельского поселения Чиненовой И.Ю. (доверенность от 12.01.2015), установила:
В Волгоградское УФАС России поступили материалы Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры (вх.N364 от 23.01.2015) по вопросу проверки действий Администрации Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района на наличие признаков нарушения ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при вынесении Постановления N72 от 13.11.2014 "О размещении отходов ТБО и мусора на площадке для временного размещения твердых отходов, числящейся в региональном реестре объектов размещения отходов".
Из материалов, представленных Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой, установлено следующее.
Администрацией Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области вынесено Постановление N72 от 13.11.2014 "О размещении отходов ТБО и мусора на площадке для временного размещения твердых отходов, числящейся в региональном реестре объектов размещения отходов" (далее - Постановление N72), пункт 2 которого устанавливает, что местом размещения отходов является полигон п.Гумрак ООО "ЭкоМастер".
Постановлением Администрации Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области от 24.12.2014 N82 Постановление N72 от 13.11.2014 "О размещении отходов ТБО и мусора на площадке для временного размещения твердых отходов, числящейся в региональном реестре объектов размещения отходов", отменено.
Рассмотрев указанные обстоятельства, Приказом УФАС по Волгоградской области от 30.03.2015 N145 возбуждено дело N15-01-15-03/213 в отношении Администрации Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области.
Определением о назначении дела N15-01-15-03/213 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 30.03.2015 в качестве заявителя привлечена Волгоградская межрайонная природоохранная прокуратура, в качестве ответчика привлечена Администрация Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области.
Представитель Администрации Самофаловского сельского поселения пояснила, что 13 ноября 2014 года в адрес администрации Самофаловского сельского поселения поступило письмо из Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области с требованием по принятию нормативно-правового акта о запрете размещения ТБО на свалках с ссылкой на письмо Министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области (от 11 ноября 2014 г.). Администрацией Самофаловского сельского поселения данное указание Администрации Городищенского муниципального района исполнено путем принятия 13.11.2014 Постановление N72 о запрете размещения ТБО на свалках.
11.12.2014 г. Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой на Постановление N 72 от 13.11.2014 года вынесен протест.
С целью устранения допущенного нарушения законодательства, Администрацией Самофаловского сельского поселения Постановлением N82 от 24.12.2014 отменено Постановление от 13.11.2014 N 72 "О запрете размещения ТБО на свалках".
Представитель Администрации Самофаловского сельского поселения полагает, что принятию Постановления N72 предшествовали действия Министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области и Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области, в связи с чем его принятие не являлось инициативой Администрации Самофаловского сельского поселения.
Представитель Администрации Самофаловского сельского поселения считает, что Постановление N 72 от 13.11.2014 г. не вступило в законную силу и не нарушило права третьих лиц в рамках Закона о защите конкуренции, так как правоотношения по данному Постановлению возникали только с 1 января 2015 г, само же указанное выше постановление отменено ранее срока вступления в действие - 24 декабря 2014 года.
Исследовав имеющиеся в деле материалы, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Пунктом 18 части 1 статьи 6 Устава Самофаловского сельского поселения, принятого решением Совета депутатов Самофаловского сельского поселения N1 от 02.04.2006, установлено, что к вопросам местного значения Самофаловского сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Таким образом, полномочия органов местного самоуправления сельских поселений по изданию нормативных правовых актов в сфере отходов производства и потребления ограничиваются вопросами организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Полномочиями по правовому регулированию вопросов размещения отходов органы местного самоуправления сельского поселения не наделены.
Статья 4 Закона о защите конкуренции определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 названного закона, к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары (п.5 ч.1 ст.15).
Из статьи 15 Закона о защите конкуренции следует, что нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
При этом, достаточным основанием для вывода о нарушении ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
В соответствии с частью 2 статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Как следует из Приложения к Приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.09.2014 N592 "Объекты размещения отходов, включенные в государственный реестр объектов размещения отходов", Приложению к Приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования "Объекты размещения отходов, включенные в государственный реестр объектов размещения отходов" от 01.08.2014 N 479 на территории Волгоградской области помимо ООО "ЭкоМастер" деятельность по размещению твердых бытовых отходов также осуществляет ООО "Волга-Бизнес" (адрес полигона: Волгоградская область, г.Волжский), ООО "Спецавтотранс" (адрес полигона: Волгоградская область, г. Камышин), ООО "КОМУС" (Волгоградская область, Светлоярский район, п. Кирова), ООО "Еврохим-ВолгаКалий" (Волгоградская область, Котельниковский район, Пимено-Чернянское сельское поселение), ОАО "Каустик" (адрес полигона: г. Волгоград).
В связи с чем, установление Администрацией Самофаловского сельского поселения в Постановлении N72 конкретного хозяйствующего субъекта по размещению твердых бытовых отходов ООО "ЭкоМастер", является предоставлением преимущества, обеспечивавшего конкретному лицу более выгодные условия деятельности на данном рынке по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, способными оказывать аналогичные услуги.
Действия Администрации Самофаловского сельского поселения по установлению в Постановлении N72 положения, согласно которому местом размещения отходов определен полигон ООО "ЭкоМастер", исключает возможность для физических и юридических лиц самостоятельного выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие услуги, а также создают реальную угрозу наступления негативных последствий для конкуренции на рынке оказания услуг по размещению твердых бытовых отходов.
Таким образом, в действии Администрации Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района, выразившемся в установлении для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, предоставляющих такие товары, посредством издания Постановления N72 от 13.11.2014 "О размещении отходов ТБО и мусора на площадке для временного размещения твердых отходов, числящейся в региональном реестре объектов размещения отходов", пункт 2 которого устанавливает, что местом размещения отходов является полигон ООО "ЭкоМастер", содержится нарушение п.5 ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции
2. На основании п.1 ч.1 ст.48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Администрацией Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района Постановление N72 от 13.11.2014 "О размещении отходов ТБО и мусора на площадке для временного размещения твердых отходов, числящейся в региональном реестре объектов размещения отходов" отменено на основании Постановления Администрации Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района от 24.12.2014 N82, то есть добровольно устранено нарушение антимонопольного законодательства, в связи с чем Комиссия имеет основания для прекращения рассмотрения дела N15-01-15-03/213.
3. В связи с добровольным устранением нарушения, возникшего при принятии Администрацией Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района Постановление N72 от 13.11.2014 "О размещении отходов ТБО и мусора на площадке для временного размещения твердых отходов, числящейся в региональном реестре объектов размещения отходов", Комиссия не имеет оснований для выдачи Администрации Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района обязательного для исполнения предписания.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать факт нарушения Администрацией Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области п.5 ч.1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в установлении для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, предоставляющих такие товары, путем издания Постановления N72 от 13.11.2014 "О размещении отходов ТБО и мусора на площадке для временного размещения твердых отходов, числящейся в региональном реестре объектов размещения отходов", пункт 2 которого устанавливает, что местом размещения отходов является полигон ООО "ЭкоМастер".
2. Прекратить рассмотрение дела в отношении Администрации Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
3. Предписание Администрации Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области не выдавать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 5 июня 2015 г. N 15-01-15-03/213
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016