Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
от 19 марта 2014 г. N 3-1/274
Резолютивная часть решения оглашена 04 марта 2014 года.
Решение изготовлено в полном объёме 19 марта 2014 года.
Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело N3-1/274 по признакам нарушения ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (местонахождения: 125993, г. Москва, Ленинградский проспект, 37, корп. 7; место осуществления деятельности филиала "Аэронавигация Дальнего Востока" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД": 680031, г. Хабаровск, Матвеевское шоссе, 28 А) части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении и применении монопольно высокой цены услуги пользования авиационной наземной федеральной сетью передачи данных и телеграфных сообщений в IV квартале 2012 года, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю 14 октября 2013 года поступило заявление ОАО "Международный аэропорт Владивосток" на действия ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (далее - ФГУП "Госкорпорация по ОрВД") в лице филиала "Аэронавигация Дальнего Востока" по установлению и применению монопольно высокой цены услуги пользования авиационной наземной федеральной сетью передачи данных и телеграфных сообщений в IV квартале 2012 года.
Приказом Хабаровского УФАС России от 14.01.2014 N5 возбуждено дело N3-1/274 по признакам нарушения ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В процессе рассмотрения дела N3-1/274 о нарушении антимонопольного законодательства приняли участие представители сторон, участвующих в деле:
1. От заявителя - ОАО "Международный аэропорт Владивосток":
- _ юрисконсульт ОАО "Международный аэропорт Владивосток", доверенность от 26.02.2014 N12/Д.
2. От ответчика - ФГУП "Госкорпорация по ОрВД":
- _ заместитель директора по ОрВД филиала "Аэронавигация Дальнего Востока" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", доверенность от 27.12.2013 N17;
- _ начальник юридического отдела филиала "Аэронавигация Дальнего Востока" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", доверенность от 28.02.2014 NД-071;
- _ начальник отдела сборов филиала "Аэронавигация Дальнего Востока" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", доверенность от 28.02.2014 NД-072;
- _ заместитель начальника договорного отдела филиала "Аэронавигация Дальнего Востока" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", доверенность от 28.02.2014 NД-074;
- _ ведущий юрисконсульт юридического отдела филиала "Аэронавигация Дальнего Востока" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", доверенность от 28.02.2014 NД-073;
- _ представитель ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", доверенность от 23.10.2013 NД-527.
Комиссия рассмотрела материалы дела N3-1/274 о нарушении антимонопольного законодательства.
В соответствии с заключённым договором, ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" оказывает ОАО "Международный аэропорт Владивосток" телекоммуникационные услуги (АФТН) на пользование авиационной сетью передачи данных и телеграфных сообщений (АНС ПД и ТС). Центр коммутации сообщений (ЦКС) Владивостокского центра ОВД филиала "Аэронавигация Дальнего Востока" ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" производит обработку телеграфных сообщений, поступающих по каналам связи, в соответствии с требованиями Федеральных Авиационных правил (ФАП) 2007 г. "Радиотехническое обеспечение полётов воздушных судов и авиационная электросвязь" и обеспечивает их передачу по АНС ПД и ТС Российской Федерации и международной сети АФТН.
Хабаровское УФАС России запросило у ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", в том числе у филиала "Аэронавигация Дальнего Востока", документы и информацию по вопросам формирования цены на услуги авиационной наземной федеральной сети передачи данных и телеграфной связи, в том числе о причинах повышения цены.
Кроме того, Хабаровское УФАС России запросило у ОАО "Хабаровский аэропорт", ООО "Аэропорт Емельяново", ОАО "Аэропорт Толмачево", ОАО "Международный аэропорт Иркутск", ОАО "Аэропорт Кольцово" документы и информацию о необходимости и обязательности получения услуги пользования авиационной наземной федеральной сетью передачи данных и телеграфной связи для осуществления деятельности в аэропортах соответствующих городов Российской Федерации, а также об иных хозяйствующих субъектах, оказывающих данные услуги.
Как следует из ответа ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", предприятие не рассчитывает тарифы, а применяет тарифы на услуги авиационной наземной федеральной сети передачи данных и телеграфной связи в соответствии со "Сборником тарифов на услуги телеграфной связи центров авиационной наземной федеральной сети передачи данных и телеграфной связи (АНФС ПД и ТС)", разработанным ООО "Е-ТАСК".
Согласно "Сборника тарифов на услуги телеграфной связи центров авиационной наземной федеральной сети передачи данных и телеграфной связи (АНФС ПД и ТС)" тариф за одно сообщение центром АНФС ПД и ТС Хабаровск для абонентов на III квартал 2012 года составляет 27,85 рублей, на IV квартал 2012 года - 38,94 рублей.
По информации, предоставленной в Хабаровское УФАС России ООО "Е-ТАСК", расчёт тарифов, включаемых в "Сборник тарифов на услуги телеграфной связи центров авиационной наземной федеральной сети передачи данных и телеграфной связи (АНФС ПД и ТС)" выполняется исходя из расходов и объёмов выполняемых работ на каждый квартал с учётом структуры федеральной сети. Объёмы расходов и выполняемых работ предоставляются центрами АНФС ПД и ТС. Перечень расходов, учитываемых при расчёте тарифов, определён приказом Федеральной авиационной службы России от 25.11.1996 N108 "О взаиморасчётах предприятий авиационной наземной федеральной сети передачи данных и телеграфной связи (АНФС ПД и ТС).
Увеличение размера тарифа на IV квартал 2012 года произошло из-за увеличения расходов на оплату труда персонала в связи с повышением размера тарифной ставки и включения расходов на обработку сообщений по Владивостокскому центру ОВД филиала "Аэронавигация Дальнего Востока" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД".
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.
Таким образом, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Статьёй 6 Закона о защите конкуренции установлено, что монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.
Из материалов дела N3-1/274 о нарушении антимонопольного законодательства следует, что установление и применение цены на услуги авиационной наземной федеральной сети передачи данных и телеграфной связи не влияют на конкуренцию на соответствующем товарном рынке, следовательно, Комиссия рассматривает основным квалифицирующим признаком в данном правонарушении ущемление интересов ОАО "Международный аэропорт Владивосток".
Комиссия рассмотрела и изучила предоставленные ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" документы и информацию по расходам, являющимися основой для расчёта тарифов, включаемых в "Сборник тарифов на услуги телеграфной связи центров авиационной наземной федеральной сети передачи данных и телеграфной связи (АНФС ПД и ТС)".
Как следует из предоставленных документов и сведений, ООО "Е-ТАСК" при расчёте тарифов на услуги авиационной наземной федеральной сети передачи данных и телеграфной связи учитывались расходы ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", являющиеся необходимыми для оказания данных услуг (производства и реализации товара).
Предоставленные ОАО "Хабаровский аэропорт", ООО "Аэропорт Емельяново", ОАО "Аэропорт Толмачево", ОАО "Международный аэропорт Иркутск", ОАО "Аэропорт Кольцово" документы и информация свидетельствуют о необходимости получения услуги пользования авиационной наземной федеральной сетью передачи данных и телеграфной связи для осуществления деятельности в аэропортах Российской Федерации.
Авиационная наземная федеральная сеть передачи данных и телеграфной связи, эксплуатируемая ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", является единым комплексом объектов, обеспечивающим деятельность хозяйствующих субъектов в сфере воздушного транспорта.
ОАО "Международный аэропорт Владивосток" заявило письменное ходатайство от 28.02.2014 N175 о прекращении рассмотрения дела N3-1/274 о нарушении антимонопольного законодательства по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, в связи с тем, что в ходе рассмотрения дела N3-1/274 о нарушении антимонопольного законодательства ОАО "Международный аэропорт Владивосток" убедилось в правомерности позиции ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" по рассматриваемым вопросам, а также в связи с тем, что действия ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" по установлению и применению цены услуги пользования авиационной наземной федеральной сетью передачи данных и телеграфных сообщений никоим образом не отразились на финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Международный аэропорт Владивосток", не создали каких-либо дискриминационных условий для ОАО "Международный аэропорт Владивосток", не поставили ОАО "Международный аэропорт Владивосток" в неравное положение как субъекта рынка услуг пользования авиационной наземной федеральной сетью передачи данных и телеграфных сообщений по сравнению с другими хозяйствующими субъектами и не ущемили каких-либо интересов ОАО "Международный аэропорт Владивосток".
Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей сторон, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам:
Комиссия по рассмотрению дела N3-1/274 о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев ходатайство ОАО "Международный аэропорт Владивосток" установила, что действия ФГУП "Госкорпорация по ОрВДВ" по установлению и применению цены услуги пользования авиационной наземной федеральной сетью передачи данных и телеграфных сообщений не привели к ущемлению интересов ОАО "Международный аэропорт Владивосток", что свидетельствует об отсутствии состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
По вышеизложенным обстоятельствам Комиссия, всесторонне и полностью исследовав и оценив материалы дела, доказательства и доводы, представленные ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", ОАО "Международный аэропорт Владивосток", ООО "Е-ТАСК", ОАО "Хабаровский аэропорт", ООО "Аэропорт Емельяново", ОАО "Аэропорт Толмачево", ОАО "Международный аэропорт Иркутск", ОАО "Аэропорт Кольцово", с учётом всех обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения дела, считает, что в действиях ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" по установлению и применению цены услуги пользования авиационной наземной федеральной сетью передачи данных и телеграфных сообщений, отсутствует нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части установления, поддержания монопольно высокой цены товара.
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, статьёй 48, статьёй 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила
1. Удовлетворить ходатайство ОАО "Международный аэропорт Владивосток" от 28.02.2014 N175.
2. Прекратить рассмотрение дела N3-1/274 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 19 марта 2014 г. N 3-1/274
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016