Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
от 3 июня 2015 г. N 10
Резолютивная часть решения оглашена 20 мая 2015 года.
Решение изготовлено в полном объёме 03 июня 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии <_> - заместителя руководителя управления - начальника отдела антимонопольного контроля, членов Комиссии, <_>- главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля, <_>- ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля, <_>- ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля, рассмотрев дело N3-1/222 по признакам нарушения ОАО "Ростелеком" (191002, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, 15) части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в увеличении в 2014 году цены (тарифа) на услугу коммутируемого доступа к сети Интернет (Dial-Up), установила:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) 22 августа 2015 года поступили материалы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (далее - Управление Росреестра по Хабаровскому краю) на действия ОАО "Ростелеком" в лице Хабаровского филиала по увеличению в 2014 году цены (тарифа) услуги коммутируемого доступа к сети Интернет (dial-up).
В результате рассмотрения вышеуказанных материалов Управления Росреестра по Хабаровскому краю Хабаровским УФАС России установлены признаки нарушения ОАО "Ростелеком" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении и применении монопольно высокой цены (тарифа) услуги коммутируемого доступа к сети Интернет (dial-up).
Приказом Хабаровского УФАС России от 24 ноября 2014 года N896 возбуждено дело N3-1/222 по признакам нарушения ОАО "Ростелеком" (191002, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, 15) части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В процессе рассмотрения дела N3-1/222 о нарушении антимонопольного законодательства принял участие представитель ответчика - ОАО "Ростелеком": <_> доверенность N0804/29/265-14 от 26.12.2014.
Заявитель, Управление Росреестра по Хабаровскому краю участия в рассмотрении дела N3-1/222 о нарушении антимонопольного законодательства не принимало, явку не обеспечило, надлежащим образом уведомлено.
В рамках рассмотрения дела N3-1/222 о нарушении антимонопольного законодательства, Хабаровским УФАС России проведён анализ состояния конкуренции на рынке услуг предоставления доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет посредством телефонной линии (dial-up) на территории города Хабаровска.
Анализ проводился в соответствии с "Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке", утверждённым Приказом ФАС России от 28.04.2010 N220, "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией", утверждённым приказом ФАС России от 25.05.2012 N345, "Методическими рекомендациями по установлению доминирующего положения на рынке услуг доступа к сети Интернет" (письмо ФАС России от 25.12.2012 NАГ/44137/12, нормативно-правовыми документами, регулирующими деятельность по исследуемому направлению.
При проведении данного анализа состояния конкуренции использовались сведения, предоставленные Дальневосточным управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, информация и документы, представленные хозяйствующими субъектами, являющимися участниками данного товарного рынка.
Целью исследования рынка услуг предоставления доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет посредством телефонной линии (dial-up) на территории города Хабаровска является оценка состояния конкурентной среды и определение положения на этом рынке ОАО "Ростелеком".
Dial-up (коммутируемый удалённый доступ) - сервис, позволяющий компьютеру, используя модем и телефонную сеть общего пользования, подключаться к другому компьютеру (серверу доступа) для доступа в сеть Интернет. Телефонная связь через модем не требует никакой дополнительной инфраструктуры, кроме телефонной сети. Скорость передачи данных составляет не более 56Кбит/с.
Отличительной особенностью данной технологии от всех остальных является то, что при подключении компьютера к сети Интернет телефонная линия не может быть использована для телефонных переговоров.
В качестве географических границ исследуемого рынка, исходя из технической возможности и целесообразности потребления данного вида услуг, а также наличия и расположения технологической инфраструктуры связи рассматривается территория города Хабаровска.
В ходе проведения данного анализа установлено, что на территории города Хабаровска деятельность на рынке услуг предоставления доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет посредством телефонной линии (dial-up) оказывают три хозяйствующих субъекта, в том числе ОАО "Ростелеком".
Как следует из показателей рыночной концентрации, наличия и преодолимости барьеров входа на товарный рынок, рынок услуг предоставления доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет посредством телефонной линии (dial-up) на территории города Хабаровска относится к рынку с высокой концентрацией.
В результате проведённого анализа состояния конкуренции установлены признаки доминирующего положения ОАО "Ростелеком" на рынке услуг предоставления доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет посредством телефонной линии (dial-up) на территории города Хабаровска с долей более 50%:
- по итогам 2013 года - 82,6%;
- по итогам I полугодия 2014 года - 92,2%.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара (пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).
Как установлено частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.
Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей ОАО "Ростелеком", Комиссия пришла к следующим выводам:
В соответствии со статьёй 28 Федерального закона от 07.07.2003 N126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) тарифы на услуги связи устанавливаются оператором связи самостоятельно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N637 утвержден Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам РФ. Услуги связи по передаче данных и телематические услуги связи, в том числе услуга предоставления доступа к сети Интернет, в вышеуказанном перечне отсутствуют, следовательно, тарифы на эти услуги устанавливаются оператором связи самостоятельно.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о связи на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
Как установлено частью 2 статьи 44 Закона о связи правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, порядок идентификации пользователей услугами связи по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и используемого ими оконечного оборудования, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон.
По информации Управления Росреестра по Хабаровскому краю отношения между ОАО "Ростелеком" и Управлением Росреестра по Хабаровскому краю в части оказания в 2012 - 2015 гг. услуг связи регулировались пятью государственными контрактами:
1. Государственный контракт N1921 об оказании услуг телефонной связи от 16 февраля 2012 года.
2. Государственный контракт N1921 на оказание услуг междугородной телефонной связи с предварительным выбором оператора от 22 февраля 2012 года.
3. Государственный контракт N1921 об оказании услуг связи юридическому лицу, финансируемому из соответствующего бюджета от 01 января 2013 года.
4. Государственный контракт N1921 об оказании услуг связи юридическому лицу, финансируемому из соответствующего бюджета от 01 января 2014 года.
5. Государственный контракт N1921 об оказании услуг связи юридическому лицу, финансируемому из соответствующего бюджета от 01 января 2015 года.
Комиссия рассмотрела документы и информацию, представленные ОАО "Ростелеком", по оказанию в 2013 - 2014 гг. услуги предоставления доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет посредством телефонной линии (dial-up) на территории города Хабаровска, в том числе Управлению Росреестра по Хабаровскому краю.
Как следует из поступивших в Хабаровское УФАС России документов и информации в стоимость услуги коммутируемого доступа к сети Интернет (dial-up) включены, в соответствии с "Порядком ведения операторами связи раздельного учёта доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи", утверждённым приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 02.05.2006 N54 (далее - Порядок ведения раздельного учёта), расходы на заработную плату сотрудников, амортизационные отчисления, расходы на оплату услуг присоединения, услуг по попуску трафика, материальные расходы, прочие расходы.
По информации ОАО "Ростелеком" в рассматриваемый период действовали тарифы (цены) на услугу предоставления доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет посредством телефонной линии (dial-up), устанавливленные следующими документами:
1. Приказ Макрорегионального филиала "Дальний Восток" ОАО "Ростелеком" от 17.12.2012 N08/01/152-12 "О внесении изменений и дополнений в Единый прейскурант "Тарифы на услуги электросвязи и прочие услуги, оказываемые населению и организациям ОАО "Ростелеком", находящиеся в зоне ответственности Макрорегионального филиала "Дальний Восток" (изменяет тарифы с 01.01.2013).
2. Приказ Макрорегионального филиала "Дальний Восток" ОАО "Ростелеком" от 19.11.2013 N08/01/572-13 "О внесении изменений в Единый прейскурант "Тарифы на услуги связи и прочие услуги ОАО "Ростелеком", находящиеся в зоне ответственности Макрорегионального филиала "Дальний Восток" (изменяет тарифы с 25.11.2013).
По данным раздельного учёта доходов и расходов по оказываемым услугам связи ОАО "Ростелеком", осуществляемого в соответствии с Порядком ведения операторами связи раздельного учёта, услуга коммутируемого доступа к сети Интернет (dial-up) в Хабаровском крае являлась убыточной.
По итогам 2012 года рентабельность данной услуги имела отрицательное значение и составила "- 63,43%".
В целях повышения эффективности данной услуги ОАО "Ростелеком" приняло решение о повышении тарифа услуги коммутируемого доступа к сети Интернет (dial-up) в Хабаровском крае. Повышение происходило в два этапа: с 01 января 2013 года и с 25 ноября 2013 года.
По итогам 2013 года рентабельность услуги коммутируемого доступа к сети Интернет (dial-up) в Хабаровском крае также имела отрицательное значение и составила "- 196,49%".
В то же время, по информации ОАО "Ростелеком" в результате ошибки, допущенной оператором связи, в АСР "Старт" не были своевременно внесены данные об изменении тарифа. По этой причине в течение всего 2013 года Управлению Росреестра по Хабаровскому краю услуга коммутируемого доступа к сети Интернет (dial-up) оказывалась по тарифам, действовавшим в 2012 году.
Предоставленные в Хабаровское УФАС России документы и сведения свидетельствуют, что ОАО "Ростелеком" не совершило действий, направленных на перерасчёт начислений в связи с оказанием в 2013 году Управлению Росреестра по Хабаровскому краю услуги коммутируемого доступа к сети Интернет (dial-up) по тарифам 2012 года, с целью возмещения неполученных доходов, возникших из-за оказания в 2013 году услуги коммутируемого доступа к сети Интернет (dial-up) по более низкому тарифу.
По информации ОАО "Ростелеком" осуществление перерасчёта начислений за оказанные в 2013 году Управлению Росреестра по Хабаровскому краю услуги коммутируемого доступа к сети Интернет (dial-up) не планируется.
Кроме того, в результате ошибочных действий ОАО "Ростелеком" при выставлении Управлению Росреестра по Хабаровскому краю документов на оплату за оказанные в январе - марте 2014 года услуги связи, в счетах не учтены объёмы услуг коммутируемого доступа к сети Интернет (dial-up).
Данную ошибку ОАО "Ростелеком" устранило при выставлении счёта за апрель 2014 года, в который кроме услуг связи, оказанных Управлению Росреестра по Хабаровскому краю в апреле 2014 года, учтены также оказанные услуги коммутируемого доступа к сети Интернет (dial-up) в январе - марте 2014 года.
Вышеуказанная информация подтверждается расшифровками услуг связи, оказанными ОАО "Ростелеком" Управлению Росреестра по Хабаровскому краю в декабре 2012 года, в 2013 году и в январе - мае 2014 года.
Как следует из предоставленной ОАО "Ростелеком" информации, в мае 2014 года в Управление Росреестра по Хабаровскому краю направлен счёт на оплату услуг связи за апрель 2014 года, в котором были учтены суммы за оказанные услуги коммутируемого доступа к сети Интернет (dial-up) в январе - марте 2014 года и суммы за услуги связи в апреле 2014 года, в результате чего общая сумма за оказанные услуги значительно превысила сумму, предъявленную к оплате за оказанные услуги связи в предыдущем месяце.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.
Анализ имеющихся в распоряжении Хабаровского УФАС России документов и информации по вопросам оказания услуги коммутируемого доступа к сети Интернет (dial-up) в 2012 - 2014 гг. свидетельствует о получении убытков от оказания данной услуги в 2012 - 2013 гг. и получении, в результате повышения тарифов, незначительной прибыли в 2014 году.
Установленные в настоящем решении обстоятельства, свидетельствуют о том, что размер тарифа услуги коммутируемого доступа к сети Интернет (dial-up) на территории города Хабаровска в 2013 - 2014 гг., не превышал сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.
По вышеизложенным обстоятельствам Комиссия, всесторонне и полностью исследовав и оценив материалы дела, доказательства и доводы, представленные ОАО "Ростелеком", с учётом всех обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения дела, считает, что в действиях ОАО "Ростелеком" по установлению и применению тарифа (цены) услуги предоставления доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет посредством телефонной линии (dial-up), отсутствует нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (установление, поддержание монопольно высокой цены товара).
В силу пункта 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, статьёй 48, статьёй 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила
1. Прекратить рассмотрение дела N3-1/222 в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 3 июня 2015 г. N 10
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016