Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 4 апреля 2014 г. N 102-2013
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии: |
Л.Н. Галичина - заместитель руководителя- начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией; |
члены Комиссии: |
Н.В. Соболь - ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, А.П. Пивоварова - главный государственный инспектор отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, |
|
|
рассмотрев дело N 102-2013, возбужденное в отношении <> по факту распространения в газете "Горняк Бакала" рекламы ритуальных услуг, с признаками нарушения пунктов 2, 4, 5 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе",
в присутствии: представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства, <> - <> по доверенности 74 АА 1819492 от 03 марта 2014 года (личность удостоверена по паспорту),
представителя заинтересованного лица, индивидуального предпринимателя <> - <> по доверенности 74 АА 1669778 от 07 августа 2013 года (личность удостоверена по паспорту),
в отсутствие: ООО "Силуэт" (далее также заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела и не заявившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя,
АНО "Редакция газеты "Горняк Бакала", надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела и не заявившей ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие, её представителя, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило заявление ООО "Силуэт" о нарушении ИП <> рекламного законодательства при размещении рекламы ритуальных услуг в газете "Горняк Бакала".
По мнению заявителя, реклама содержит несоответствующие действительности сведения об оказании специалистами ИП <> помощи в выборе места под захоронение и его регистрации, а также о предоставлении 10% скидки при оказании ритуальных услуг.
Свои доводы ООО "Силуэт" обосновывает тем, что в Администрации города Бакала ведется журнал учета захоронений на кладбищах Бакальского городского поселения, где регистрируются все захоронения. По данным из журнала, ИП <> либо его сотрудники за выделением места для погребения не обращались. Согласно Федеральному закону "О погребении и похоронном деле" выделение места под захоронение осуществляет только администрация муниципального образования. В копиях товарных чеков ИП <> от 12.10.2013 и от 24.12.2013 не указана 10 - процентная скидка.
Челябинское УФАС России возбудило дело в отношении ИП <> по признакам нарушения пунктов 2, 4, 5 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Редакция газеты "Горняк Бакала" АНО "Редакция газеты "Горняк Бакала" на запрос Челябинского УФАС России представила письменные объяснения о том, что реклама об услугах ИП <> была опубликована в газете "Горняк Бакала" N 38, N 39, N 42. Рекламу разместила девушка, которая пояснила, что дает рекламу от имени ИП <> Она не назвала своего имени, однако сотрудники редакции знают, что её зовут Наталья, она является родственницей сотрудницы ИП <> Оплата за рекламу производилась этой же девушкой наличными деньгами по товарному чеку. После публикации в редакцию обратились представители Администрации Бакальского городского поселения, по их рекомендации в газете была опубликована выдержка из Федерального закона "О погребении и похоронном деле". АНО "Редакция газеты "Горняк Бакала" представило копию данного объявления, в котором до сведения жителей города Бакала доведена информация о том, что для определения мест погребения необходимо обращаться к специалисту администрации по телефону 6-64-76, так как полномочия по выделению мест погребения умерших возложены на администрацию городского поселения.
В своих объяснениях ИП <> указал, что в 2013 году рекламу в газете "Горняк Бакала" не размещал, договор не заключал и оплату за рекламу не производил. По мнению ИП <> рекламу по собственной инициативе разместила дочь его сотрудницы <> - <> без согласования с ним.
Представитель ИП <> - <> на заседании Комиссии пояснил, что ИП <> попросил <> подготовить текст рекламы, однако каких-либо поручений ей на размещение рекламы в газете "Горняк Бакала" не давал и текст не согласовывал. О том, что реклама размещена в газете узнал в конце 2013 года. Относительно присутствующих в рекламе сведений указал, что при заказе захоронения у ИП <> памятники и оградки доставляются и устанавливаются бесплатно. В подтверждение представил приказ, прайс цен ИП <> где указано, что доставка и установка памятников и оградок осуществляется бесплатно. А также представил объяснение физического лица, клиента ИП <> из которого следует, что он заказал захоронение своей матери у ИП <> куда входит выбор гроба, креста, одеяния, предоставление зала прощания, непосредственно захоронение и получил бесплатную доставку и установку памятника своей матери. Также представитель ИП <> указал, что при заказе захоронения возвращается 10 % от суммы заказа. В подтверждение представил ксерокопии товарных чеков за декабрь 2013 года и январь 2014 года.
Определением от 28 февраля 2014 года Комиссией произведена замена ненадлежащего лица ИП <> на надлежащее - <>
Из объяснений <> следует, что она, помогая своей матери <>И., работающей у ИП <> по собственной инициативе разместила рекламу последнего без его ведома, не согласовав с ним.
Рассмотрение материалов дела и заслушивание представителя ИП <> и <> приводит к следующим выводам.
В номерах газеты "Горняк Бакала" N 38 от 21 сентября 2013 года на странице 11, N 39 от 28 сентября 2013 года на странице 12 размещена реклама, в которой присутствуют сведения: "ИП <> предлагает.памятники, ограды (установка и доставка БЕСПЛАТНО).".
При этом также в газете "Горняк Бакала" N 39 от 28 сентября 2013 года на странице 10 размещена реклама со сведениями: ".наш специалист поможет в выборе мест захоронения, его регистрации.Петр <>".
В газете "Горняк Бакала" N 42 от 19 октября 2013 года размещена реклама, в которой присутствуют сведения: "ИП <> оказывает 100% помощь при захоронении умерших. В выборе места захоронения и его законодательной регистрации. Бесплатное выделение мест под захоронение и выделение одного места под резерв.при заказе захоронения у нас заявителям будет возвращено 10 % от суммы заказа. Доставка и установка памятников и оградок бесплатно."
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
На основании части 3 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" положения данного Федерального закона, относящиеся к изготовителю товара, распространяются также на лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги.
Сведения: ".наш специалист поможет в выборе мест захоронения, его регистрации.ИП <>бесплатное выделение мест под захоронение и выделение одного места под резерв.", создают впечатление о том, что ИП <> оказывает соответствующие услуги наряду с другими рекламируемыми услугами.
Однако указанные в рекламе полномочия, а именно регистрация умерших и предоставление мест захоронений, исходя из норм действующего законодательства, в том числе, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" отнесены к вопросам местного значения муниципальных образований и не могут осуществляться хозяйствующими субъектами.
Несоответствующие действительности сведения о предоставлении услуг по выделению земельных участков под захоронение и регистрации захоронений умерших, нарушают пункт 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Присутствующие в рекламе сведения о бесплатной доставке и установке памятников, а также оградок создают впечатление, что бесплатно данные услуги предоставляются при покупке памятников и оградок.
В действительности, как следует из объяснений представителя ИП <> и представленных им материалов, бесплатно данные услуги можно получить только при заказе захоронения у ИП <>
Таким образом, информация о том, что услуги по доставке и установке памятников и оградок оказываются бесплатно только при заказе захоронения у ИП <> является существенной, и её отсутствие в рекламе приводит к искажению смысла информации, поскольку формируется впечатление, что установка и доставка памятников и оградок осуществляется бесплатно при покупке их у ИП <> тем самым вводятся в заблуждение потребители и нарушается часть 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В связи с тем, что ИП <> представил материалы о бесплатной доставке и бесплатной установке памятников и оградок, Комиссия приходит к выводу о переквалификации нарушения с пункта 5 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" на часть 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Без документального подтверждения присутствующие в рекламе сведения: ".при заказе захоронения у нас заявителям будет возвращено 10 % от суммы заказа_" не соответствуют действительности и нарушают пункт 4 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Комиссия не принимает доводы ИП <> о соответствии действительности сведений возврата 10 % от суммы заказа, поскольку данные сведения не подтверждены надлежащими доказательствами.
Так, реклама размещалась в газете в октябре 2013 года, а в материалы дела ИП <> представлены ксерокопии товарных чеков за декабрь 2013 года и январь 2014 года, то есть оформленные не в период размещения рекламы, а гораздо позднее. Кроме того, заявитель также представил ксерокопии товарных чеков ИП <> за 12.10.2013 и 24.12.2013, в которых отсутствуют сведения о возврате 10 % от суммы заказа.
В силу части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктами 2, 4 части 3 статьи 5, частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем рекламы является <> как лицо, определившее её содержание.
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей:
размещенную в газете "Горняк Бакала" N 38 от 21 сентября 2013 года и N 39 от 28 сентября 2013 года рекламу, содержащую сведения: ".памятники, ограды (установка и доставка бесплатно).", в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре и условиях его приобретения, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе",
размещенную в газете "Горняк Бакала" N 39 от 28 сентября 2013 года рекламу, в которой присутствуют несоответствующие действительности сведения: "_наш специалист поможет в выборе места захоронения, его регистрации.", с нарушением требования пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
размещенную в газете "Горняк Бакала" N 42 от 19 октября 2013 года рекламу, в которой присутствуют несоответствующие действительности сведения: "ИП <>бесплатное выделение мест под захоронение и выделение одного места под резерв.", поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
размещенную в газете "Горняк Бакала" N 42 от 19 октября 2013 года рекламу, в которой присутствуют несоответствующие действительности сведения: ".заявителям будет возвращено 10 % от суммы заказа.", с нарушением пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать <> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <>
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение изготовлено в полном объеме 11 апреля 2014 года.
Председатель Комиссии
Л.Н. Галичина
Члены Комиссии
Н.В. Соболь
А.П. Пивоваров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 4 апреля 2014 г. N 102-2013
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016