Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 3 июня 2015 г. N 45-05-18.1/15
Резолютивная часть решения оглашена 01 июня 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено 03 июня 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
- <_> - руководитель Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии |
-<_> - начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; -<_> - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; |
рассмотрев жалобу N 45-05-18.1/15 ОАО "УНИХИМ с ОЗ" от 22.05.2015 вх. N 7711 на действия ОАО "Златоустовский машиностроительный завод" (далее - ОАО "Златмаш"), выразившиеся в непроведении конкурентной процедуры, а закупке у единственного поставщика услуг по разработке проектной документации по объекту ОАО "Златмаш": техническое перевооружение насосно-фильтровальной станции ОАО "Златмаш" цех N 19; очистка и обеззараживание питьевой воды с использованием комбинированного дезинфектора "Диоксид хлора и хлор" (извещение N 31502358170 размещено на сайте www.zakupki.gov.ru), в присутствии: представителя Заявителя и представителей ОАО "Златмаш", установила:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ОАО "УНИХИМ с ОЗ" от 22.05.2015 вх. N 7711 на действия ОАО "Златмаш", выразившиеся в непроведении конкурентной процедуры, а закупке у единственного поставщика услуг по разработке проектной документации по объекту ОАО "Златмаш": техническое перевооружение насосно-фильтровальной станции ОАО "Златмаш" цех N 19; очистка и обеззараживание питьевой воды с использованием комбинированного дезинфектора "Диоксид хлора и хлор" (извещение N 31502358170 размещено на сайте www.zakupki.gov.ru) - далее - разработка проектной документации.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что 13.05.2014 решением совета директоров N 7-2014 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг ОАО "Златмаш" (далее - Положение о закупке).
03.04.2015 ОАО "Златмаш" решено заключить договор с ООО "Новые технологии" на сумму 1060000 на разработку проектной документации на основании подпунктов 20, 21 пункта 13.2 Положения о закупке.
15.05.2015 на сайте www.zakupki.gov.ru ОАО "Златмаш" разместило извещение от 14.05.2015 N 465 о проведении закупки из единственного источника на право заключения договора с ООО "Новые технологии"; протокол заседания закупочной комиссии по прямой закупке от 14.05.2015 N 465, из которого следует, что ОАО "Златмаш" решено заключить договор на разработку проектной документации с ООО "Новые технологии" согласно подпункту 20 пункта 13.2 Положения о закупке.
В жалобе от 22.05.2015 вх. N 7711 и дополнениях от 29.05.2015 к жалобе ОАО "УНИХИМ с ОЗ" считает, что ОАО "Златмаш" допущено нарушение положений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), поскольку закупка (извещение N 31502358170) проведена не в соответствии с Положением о закупке.
В подпункте 20 пункта 13.2 Положения о закупке указано, что закупка из единственного источника осуществляется в случае, если возникла потребность в закупке товара в случаях, когда право интеллектуальной собственности в отношении закупаемого товара принадлежит определенному поставщику, при условии, что требуемый товар запатентован и может быть приобретен только у данного поставщика.
ОАО "Златмаш" закупает не установку для очистки и обеззараживания питьевой воды с использованием комбинированного дезинфектора "Диоксид хлора и хлор", а услуги по разработке проектной документации по объекту АО "Златмаш": техническое перевооружение насосно-фильтровальной станции АО "Златмаш" цех N 19; очистка и обеззараживание питьевой воды с использованием комбинированного дезинфектора "Диоксид хлора и хлор" (извещение N 31502358170).
Более того, ООО "Новые технологии" не является единственным обладателем патента на установку для получения диоксида хлора и хлора, поскольку ООО "АО "УНИХИМ с ОЗ" также обладает рядом патентов: 1) аппарат для осуществления способа получения раствора диоксида хлора и хлора в воде (патент от 10.01.2014 N 253614); 2) установка для производства водного раствора диоксида хлора и хлора (патент от 10.11.2011 N 110083); 3) установка для получения водного раствора диоксида хлора и хлора (патент от 22.08.2014 N 145898); 4) способ и реактор получения раствора диоксида хлора (патент от 10.09.2002 N 2188791); 5) установка для получения диоксида хлора (патент от 10.05.2005 N 45378).
ООО "АО "УНИХИМ с ОЗ" указало, что обладает соответствующим специалистами, способными оказать ОАО "Златмаш" услуги по разработке проектной документации.
Письмом от 28.05.2015 вх. N 7986 ОАО "Златмаш" представило документацию по закупке (извещение N 31502358170), а также пояснило, что 12.09.2014 в ОАО "Златмаш" поступило коммерческое предложение от ООО "Новые технологии", из которого следовало, что ООО "Новые технологии" готово оказать комплекс работ по внедрению технологии очистки и дезинфекции питьевой воды, оборотных и сточных вод, включающих в себя разработку проектной документации, шеф-монтаж и наладку оборудования.
В плане закупок на 2015 год рассматриваемая закупка была указана.
Изучив коммерческое предложение ООО "Новые технологии", ОАО "Златмаш" было принято решение о заключении договора с ООО "Новые технологии" в соответствии с требованиями действующего законодательства и локальными нормативными актами ОАО "Златмаш".
В связи с тем, что вместе с коммерческим предложением ООО "Новые технологии" представлен патент N 148611, подтверждающий право интеллектуальной собственности в отношении товара, используемого при выполнении работ по разработке проектной документации, ОАО "Златмаш" принято решение на основании подпункта 20 пункта 13.2 Положения о закупке о заключении договора из единственного источника.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы ООО "АО "УНИХИМ с ОЗ" от 22.05.2015 вх. N 7711, представители ОАО "Златмаш" пояснили, что анализ рынка по оказанию услуг по разработке проектной документации перед проведением закупки (извещение N 31502358170) не проводился.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя ОАО "Златмаш", Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.\
В закупочной деятельности ОАО "Златмаш" руководствуется Положением о закупке.
Положения Закона о закупках определяют основные способы закупок, которыми являются аукцион и конкурс. При этом часть 3 статьи 3 Закона о закупках содержит возможность заказчику определить иной способ закупки, который необходимо предусмотреть в Положении о закупке.
Порядок проведения закупки из единственного источника определен в разделе 13 Положения о закупке, утвержденного ОАО "Златмаш".
В подпункте 20 пункта 13.2 Положения о закупке указано, что закупка из единственного источника осуществляется в случае, если возникла потребность в закупке товара в случаях, когда право интеллектуальной собственности в отношении закупаемого товара принадлежит определенному поставщику, при условии, что требуемый товар запатентован и может быть приобретен только у данного поставщика.
Изучив извещение ОАО "Златмаш" от 14.05.2015 N 465 и проект договора Комиссия установила, что предметом закупки (извещение N 31502358170) является - разработка проектной документации по объекту АО "Златмаш": техническое перевооружение насосно-фильтровальной станции АО "Златмаш" цех N 19; очистка и обеззараживание питьевой воды с использованием комбинированного дезинфектора "Диоксид хлора и хлор", тогда как подпункт 20 пункта 13.2 Положения о закупке предусматривает закупку запатентованного товара, а не услуг/работ.
Кроме того, в статье 1345 ГК РФ указано, что патентными правами являются интеллектуальные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, следовательно услуги по разработке проектной документации не могут быть запатентованы каким-либо лицом.
Комиссия приходит к выводу о том, что закупка ОАО "Златмаш" услуги по разработке проектной документации не может быть расценена как закупка, предусмотренная подпунктом 20 пункта 13.2 Положения о закупке.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В статье 2 Закона о закупках указано, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Положением о закупке.
В части 1 статьи 3 Закона о закупках указаны принципы, которыми должен руководствоваться заказчик:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Таким образом, действия ОАО "Златмаш", выразившиеся в проведении закупки у единственного поставщика услуг по разработке проектной документации по объекту АО "Златмаш": техническое перевооружение насосно-фильтровальной станции АО "Златмаш" цех N 19; очистка и обеззараживание питьевой воды с использованием комбинированного дезинфектора "Диоксид хлора и хлор" (извещение N 31502358170), не в соответствии с Положением о закупке, являются нарушением части 1 статьи 2 и части 1 статьи 3 Закона о закупках.
ОАО "Златмаш" сообщило, что договор по результатам проведенной закупки (извещение N 31502358170) с ООО "Новые технологии" не заключен.
Учитывая характер допущенного нарушения, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи ОАО "Златмаш" предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения закупки, а также об аннулировании закупки (извещение N 31502358170).
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "АО "УНИХИМ с ОЗ" от 22.05.2015 вх. N 7711 на действия ОАО "Златмаш", выразившиеся в проведении закупки у единственного поставщика услуг по разработке проектной документации по объекту АО "Златмаш": техническое перевооружение насосно-фильтровальной станции АО "Златмаш" цех N 19; очистка и обеззараживание питьевой воды с использованием комбинированного дезинфектора "Диоксид хлора и хлор" (извещение N 31502358170), не в соответствии с утвержденным ОАО "Златмаш" Положением о закупке, обоснованной.
Признать в действиях ОАО "Златмаш", выразившихся в проведении закупки у единственного поставщика услуг по разработке проектной документации по объекту АО "Златмаш": техническое перевооружение насосно-фильтровальной станции АО "Златмаш" цех N 19; очистка и обеззараживание питьевой воды с использованием комбинированного дезинфектора "Диоксид хлора и хлор" (извещение N 31502358170), не в соответствии с Положением о закупке, нарушение части 1 статьи 2 и части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Выдать ОАО "Златмаш" предписание об отмене протоколов, составленных в ходе проведения закупки, а также об аннулировании закупки (извещение N 31502358170).
ПРЕДПИСАНИЕ
по жалобе N 45-04-18.1/15
01 июня 2015 года г. Челябинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
- <_> - руководитель Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии |
- <_> - начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; - <_> - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России, |
руководствуясь пунктом 3? части 1 статьей 23, частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения по жалобе N 45-04-18.1/15 по жалобе ООО "АО "УНИХИМ с ОЗ" от 22.05.2015 вх. N 7711, а также выявленных нарушений ОАО "Златоустовский машиностроительный завод" (далее - ОАО "Златмаш") части 1 статьи 2 и части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), предписывает:
1. Конкурсной комиссии ОАО "Златмаш" (извещение N 31502358170) в течение 3 рабочих дней с момента опубликования на сайте www.chel.fas.gov.ru настоящего предписания Челябинского УФАС России:
- принять решение об отмене протокола от 14.05.2015 N 465 заседания закупочной комиссии по прямой закупке (извещение N 31502358170);
- разместить решение об отмене протокола от 14.05.2015 N 465 заседания закупочной комиссии по прямой закупке (извещение N 31502358170) на сайте www.zakupki.gov.ru;
2. Принять решение об аннулировании прямой закупки (извещение N 31502358170);
- разместить решение об аннулировании прямой закупки (извещение N 31502358170) на сайте www.zakupki.gov.ru.
3. ОАО "Златмаш"" в течение трех дней с момента исполнения настоящего предписания представить документы \ информацию, подтверждающую его исполнение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 3 июня 2015 г. N 45-05-18.1/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016