Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 4 апреля 2014 г. N 04/13-14
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
(К_) - заместителя руководителя управления, председателя комиссии;
(С_) - начальника отдела защиты конкуренции, члена комиссии;
(А_) - ведущего специалиста- эксперта отдела защиты конкуренции, члена комиссии;
(М_) - эксперта отдела защиты конкуренции, члена комиссии,
при участии:
от ОАО "Омскэлектро" -(Н_) (доверенность);
гр.(П_) (паспорт),
рассмотрев в заседании 27 марта, 3 апреля 2014 г. дело, возбужденное приказом Омского УФАС России от 28 февраля 2014 года N 36 по признакам нарушения сетевой организацией ОАО "Омскэлектро" (644027, г.Омск, ул. Л.Чайкиной) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о конкуренции), выразившегося в ущемлении интересов гр.(П.) при осуществлении ОАО "Омскэлектро" (далее - Омскэлектро) технологического присоединения энергопринимающего устройства гаражного бокса, путем нарушения требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила 861) установила:
Дело N 04/13-14 возбуждено на основании материалов заявления гр.(П.) о злоупотреблении доминирующим положением сетевой организацией Омскэлектро при осуществлении процедуры технологического присоединения энергопринимающего устройства гаражного бокса (ул.20 лет РККА - ул.8-я Линия) к электрическим сетям Омскэлектро по договору о технологическом присоединении от 24.05.2013 N 10804/13.
Материалы заявления свидетельствуют о том, что между Омскэлектро и гр.(П.) был заключен договор на технологическое присоединение энергопринимающего устройства гаражного бокса со сроком исполнения 6 месяцев со дня заключения договора (п.5 договора). Датой заключения договора N 10804/13 является 14.06.2013 г. - дата поступления подписанного гр.(П.) экземпляра договора N 10804/13 в Омскэлектро. К договору прилагались технические условия от 24.05.2013 г. N ТУ 10804/13, пунктом 11 которых определены мероприятия, подлежащие выполнению гр.(П.), в том числе ряд мероприятий, по мнению гр.(П.) не предусмотренных Правилами 861:
п.11.1. строительство ЛЭП-0,4 кВ от опоры N 11 ВЛ-0,4 кВ ТП-4398 до ВРУ гаража;
п 11.4 рабочий проект электроснабжения до начала производства электромонтажных работ направить на согласование в Омскэлектро;
п.11.5 проектные, строительные, монтажные и пусконаладочные работы по выданным техническим условиям, выполняет за свой счет, из своих материалов и оборудования специализированными организациями, имеющими действующие лицензии.
Уведомления о несоответствии договора N 10804/13 и прилагаемых к договору технических условий N ТУ 10804/13 (далее - ТУ) требованиям Правил 861 и требовании об их приведении в соответствие гр.(П.) неоднократно направлялись в Омскэлектро (вх. от 17.06.2013 г. N 8220, вх. от 09.08.2013г.N 11681, вх. от 12.09.2013 г. N 13843).
Требование гр.(П.) об исключении из круга его обязанностей мероприятий по строительству электросетевых объектов за границами его участка - строительство ЛЭП-0,4 кВ от опоры N 11 ВЛ-0,4 кВ ТП-4398 до ВРУ гаража было удовлетворено Омскэлектро путем внесения 23.07.2013 г. изменений в ТУ и возложении обязанности по строительству данного электросетевого объекта на Омскэлектро, остальные требования ТУ оставлены Омскэлектро в прежней редакции.
На основании изменений ТУ в части перераспределения обязанностей, внесенных 23.07.2013 г., дополнительным соглашением от 23.07.2013 г. к договору N 10804/13 был установлен новый срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающего устройства гаражного бокса гр.(П.) - 23.01.2014 г.
Правилами 861 установлен следующий порядок осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно.
Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя (п.8 Правил 861)
В заявке, направляемой заявителем должны быть указаны сведения по п.14, п.9 Правил 861:
а) фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) место жительства заявителя;
в) сведения, предусмотренные подпунктами "б", "и", "л" пункта 9 Правил 861:
"б" наименование и место нахождения энергопринимающих устройств, которые не обходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации;
"и" сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям);
"л" наименование организации - субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке;
г) запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.
При этом сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами 861, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные Правилами 861 (п.11 Правил 861).
Согласно пункту 25(1) Правил 861 в технических условиях для заявителей - физических лиц максимальная присоединяемая мощность которых составляет до 15 кВт включительно должны быть указаны:
а) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя;
а(1)) максимальная мощность в соответствии с заявкой и ее распределение по каждой точке присоединения к объектам электросетевого хозяйства;
б) обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств;
в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности;
г) распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).
Правилами 861 установлен порядок действий заявителя и сетевой организации при несогласии заявителя с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его Правилам 861.
В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его Правилам 861 заявитель вправе в течение 30 дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с Правилами 861, а сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с Правилами 861 в течение 5 рабочих дней с даты получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия как неотъемлемое приложение к договору (п.15 Правил 861).
При этом Правилами 861 не предусмотрена возможность продления срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению, поскольку абзац 2 подпункта б) пункта 16 Правил 861 носит императивный характер и не может быть изменен по соглашению сторон.
По вопросу разработки заявителем проектной документации в границах его земельного участка п.18(5) Правил 861 установлено, что заявитель, максимальная мощность энергопринимающих устройств которого составляет менее 150 кВт, вправе в инициативном порядке представить в сетевую организацию разработанную им в соответствии с подпунктом "в" пункта 18 Правил 861 проектную документацию на подтверждение ее соответствия техническим условиям, при этом п.19 Правил 861 запрещено навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные Правилами. 861.
В нарушение названных требований Правил 861 Омскэлектро:
- дополнительным соглашением от 23.07.2013 г. к договору N 10804/13 установлен новый срок исполнения обязательств, тем самым Омскэлектро самовольно увеличен императивно установленный абзацем 2 подпункта "б" пункта 16 Правил 861 6-и месячный срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающего устройства гаражного бокса гр.(П.);
- требование гр.(П.) от 17.06.2013 г. (вх. N 8220) о приведении требований ТУ в соответствие с п.16.3 Правил 861 выполнено Омскэлектро 23.07.2013 г. - в течение 38 дней, при установленном 5-и дневном сроке изменения требований;
- в ТУ включены требования по пункту 11.4, обязывающее гр.(П.) разработать рабочий проект электроснабжения гаражного бокса и до начала производства электромонтажных работ направить его на согласование в Омскэлектро, в то время как пунктом 18(5) Правил 861 определен инициативный порядок представления его в сетевую организацию, а пунктом 25(1) Правил 861 данное требование не подлежит включению в технические условия технологического присоединения для заявителей присоединяемой мощностью до 15 кВт;
- в ТУ N ТУ 10804/13 включены также требования по пункту 11.5, содержащие указания по проведению проектных, строительных, монтажных, пусконаладочных работ специализированными организациями, имеющими лицензии, включение которых в технические условии не допускается.
Одним из завершающих этапов технологического присоединения является осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя, включая вводные распределительные устройства, который должен осуществляться сетевой организацией с участием заявителя), с выдачей акта осмотра (обследования) энергопринимающих устройств заявителя (подпункт "е" пункта 18 Правил 861).
Срок проведения осмотра (обследования) Омскэлектро установлен пунктом 6 договора от 24.05.2013 г. N 10804/13 - в течение 10 рабочих дней со дня уведомления заявителем сетевой организации.
По окончанию выполнения мероприятий технологического присоединения, определенных ТУ N ТУ 10804/13 от 24.05.2013 г. (в редакции изменений от 23.07.2013 г.), гр.(П.) трижды направлял уведомления в Омскэлектро о выполнении им технических условий и необходимости осуществления осмотра в порядке подпункта "е" пункта 18 Правил 861 (вх. от 07.11.2013 г. N 4862, вх. от 18.12.2013 г. N 6469, вх. от 27.12.2013 г. N 6775).
Осмотр энергопринимающего устройства гр.(П.) произведен Омскэлектро только 16.01.2014 г. По результатам осмотра составлен Акт N Ю-30 от 16.01.2014 г. осмотра электроустановки физического лица, используемого в бытовых целях (утвержден главным инженером 23.01.2014 г.), который содержит указания на выявленные нарушения со ссылкой на требования Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (утверждены Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 N 6):
- не разработан технический проект электроснабжения гаража;
- не выполнены электромонтажные работы, согласно выданных ТУ N 10804/13 от 24.05.2013 г.- не смонтирована линия от опоры N 11 ВЛИ-0,4 кВ до ВРУ гаража;
- не предъявлены протоколы проведения лабораторных испытаний электрооборудования гаража - ВРУ - 0,4 кВ, заземляющее устройство смонтировано в гараже;
- не оформлен акт разграничения по балансовой принадлежности сетей с Омскэлектро.
По результатам осмотра, на основании указанных в Акте N Ю-30 от 16.01.2014 г. нарушений Омскэлектро сделано заключение о несоответствии электроустановки гаражного бокса гр.(П.) ТУ, требованиям проектной документации, установленным требованиям безопасности и об отказе в осуществлении присоединения к электрическим сетям Омскэлектро.
Выводы Омскэлектро, содержащиеся в Акте N Ю-30 от 16.01.2014 г., не основаны на требованиях действующего законодательства.
Подпунктом "е" пункта 18 Правил 861 установлена обязанность проведения осмотра сетевой организацией с участием заявителя присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя, включая вводные распределительные устройства, обязанность заявителя предоставлять какие-либо документы, в том числе истребованные Омскэлектро при осмотре энергопринимающего устройства гаражного бокса гр.(П.), Правилами 861 не предусмотрена, более того - пунктом 19 Правил 861 запрещено навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные Правилами 861, а Акты разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, разграничения эксплуатационной ответственности сторон, об осуществлении технологического присоединения составляются по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению (п.19 Правил 861).
Кроме того, в качестве одного из оснований для отказа в присоединении к электрическим сетям указано нарушение - не смонтирована гр.(П.) линия от опоры N 11 ВЛИ-0,4 кВ до ВРУ гаража, строительство которой, согласно изменениям от 23.07.2013 г. в технические условия N ТУ 10804/13, возложено на Омскэлектро и которая оставалась не построенной Омскэлектро по состоянию на день проведения осмотра - 16.01.2014 г.
Включение в ТУ N ТУ 10804/13 спорных условий Омскэлектро обосновывает (исх. от 25.02.2014 г. N 10-01-08/1616) требованиями Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 N 6 (далее - ПТЭЭП), и Порядком организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок, утвержденным Приказом от 7 апреля 2008 г. N 212 Ростехнадзора РФ (исх. от 07.11.2013 г. N 09-12/12803).
Применение Омскэлектро требований указанных нормативных актов в отношении заявителей - физических лиц, осуществляющих технологическое присоединение к электрическим сетям напряжением 0,4 кВ энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, недопустимо, поскольку ПТЭЭП распространяются на граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В, а требования Порядка являются обязательными для должностных лиц центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов, на которых возлагаются обязанности по организации и осуществлению государственного энергетического надзора.
Таким образом, при осуществлении Омскэлектро процедуры технологического присоединения энергопринимающего устройства гаражного бокса (ул.20 лет РККА - ул.8-я Линия) к электрическим сетям Омскэлектро по договору о технологическом присоединении от 24.05.2013 N 10804/13 усматривается нарушение следующих требований Правил 861:
абзаца 2 подпункта "б" пункта 16;
пункта 16.3;
подпункта "е" пункта 18;
пункта 19;
пункта 18(5); пункта 25(1),
кроме того применяются требования ПТЭЭП не подлежащие применению к категории потребителей с мощностью потребляемого устройства до 15 кВт и напряжением 0,4 кВ.
Действиями Омскэлектро, совершенными в нарушение требований Правил 861, ПТЭЭП, ущемляются интересы гр.(П.)
В процессе рассмотрения дела 27.03.2014 г., после ознакомления с материалами дела, представителем Омскэлектро было заявлено ходатайство о перерыве в рассмотрении дела для возможности добровольного устранения нарушений требований Правил 861, допущенных Омскэлектро при осуществлении процедуры технологического присоединения энергопринимающего устройства гаражного бокса гр.(П.).
В заседании 03.04.2014 г. представитель Омскэлектро уведомил Комиссию о завершении 02.04.2014 г. процедуры технологического присоединения энергопринимающего устройства гаражного бокса гр.(П.):
Омскэлектро осуществлено фактическое присоединение энергопринимающего устройства гаражного бокса гр.(П_) к электрическим сетям Омскэлектро;
осуществлена подача напряжения на энергопринимающее устройства гаражного бокса гр.(П_);
составлены Акты: Акт о выполнении технических условий, Акт N 4000018277 разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, эксплуатационной ответственности сторон, Акт технической проверки прибора учета.
Копии Актов представлены в материалы дела.
Заявитель гр.(П.) информацию о завершении 02.04.2014 г. процедуры технологического присоединения энергопринимающего устройства гаражного бокса и подачу напряжения подтвердил.
Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" деятельность на рынке услуг по передаче электрической энергии отнесена к числу сфер деятельности субъектов естественной монополии, в силу указанного Закона ОАО "Омскэлектро" является субъектом естественной монополии на рынке услуг по передаче электрической энергии, в связи с чем деятельность ОАО "Омскэлектро" подпадает также под ограничения Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", действия которого распространяются на отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности.
По основаниям части 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" ОАО "Омскэлектро" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах г.Омска, охваченной присоединенными электрическими сетями ОАО "Омскэлектро".
Таким образом, Комиссией Омского УФАС России в процессе рассмотрения дела установлено:
- нарушение сетевой организацией ОАО "Омскэлектро" требований по пунктам 16, 16,3, 18, 18(5), 19, 25(1) Правил 861;
- ущемление интересов гр.(П.) допущенными Омскэлектро нарушениями Правил 861;
- фактическое выполнение Омскэлектро работ по договору от 24.05.2013 N 10804/13 - присоединение энергопринимающего устройства гаражного бокса гр.(П_) к электрическим сетям ОАО "Омскэлектро" и подачи напряжения на его энергопринимающее устройство;
- доминирующее положение сетевой организации ОАО "Омскэлектро" на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах г.Омска, охваченной присоединенными электрическими сетями ОАО "Омскэлектро".
Частью 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Учитывая наличие допущенных занимающим доминирующее положение ОАО "Омскэлектро" нарушений Правил 861 при осуществлении процедуры технологического присоединения энергопринимающего устройства гаражного бокса гр.(П.), а также фактическое выполнение Омскэлектро работ по договору от 24.05.2013 N 10804/13 - присоединение энергопринимающего устройства гаражного бокса гр.(П.) к электрическим сетям ОАО "Омскэлектро" и подачи напряжения на энергопринимающее устройство гр.(П.), руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49, Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. На основании статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признать ОАО "Омскэлектро" занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии границах г.Омска, охваченной присоединенными электрическими сетями ОАО "Омскэлектро".
2. Признать ОАО "Омскэлектро" виновным в нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившемся в ущемлении интересов гр.(П.), заключившего договор на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям ОАО "Омскэлектро" от 24.05.2013 N 10804/13, путем неисполнения требований пунктов: 16, 16,3, 18, 18(5), 19, 25(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 N 861.
3. Предписание ОАО "Омскэлектро" не выдавать в связи с фактическим присоединением энергопринимающего устройства гаражного бокса гр.(П.) к электрическим сетям ОАО "Омскэлектро" и подачи напряжения на энергопринимающее устройство гр.(П.)
4. Материалы дела N 04/13-14 передать уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении ОАО "Омскэлектро по признакам нарушения статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии (ф.и.о., подпись)
Члены Комиссии (ф.и.о., подписи)
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 4 апреля 2014 г. N 04/13-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016