Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 1 апреля 2014 г. N 10-18.1-2014
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" в составе:
Председатель Комиссии - Сапунов Д. Н. - заместитель руководителя Ставропольского УФАС России;
Члены Комиссии:
Лазебный А. Ю. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;
Томиленко С. Ю. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.
Рассмотрев жалобы индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозку пассажиров на территории г. Ессентуки (ИП <__> ИП <__> и других перевозчиков обратившихся в прокуратуру города Ессентуки) на действия Отдела энергетики и транспорта Администрации г. Ессентуки при проведении конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок на территории г. Ессентуки, объявленного на основании Постановления Администрации города Ессентуки от 11.02.2014 года N271 "О проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по городским автобусным маршрутам города Ессентуки", руководствуясь пунктами 16, 20, 23 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия Ставропольского УФАС России, установила:
В Ставропольское УФАС России поступили жалобы индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозку пассажиров на территории г. Ессентуки. Из содержания жалоб следует, что на основании Постановления Администрации города Ессентуки от 11.02.2014 года N271 "О проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по городским автобусным маршрутам города Ессентуки", опубликованном в газете "Ессентукская панорама" N6 от 13.02.2014 года на 21.03.2014 года - 11.04.2014 года назначено проведение открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по городским автобусным маршрутам города Ессентуки. Указанное постановление принято и проведение конкурса осуществляется на основании "Положения о проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по городским автобусным маршрутам города Ессентуки" утвержденного Постановлением Администрации города Ессентуки от 06.05.2013 года N823 (далее Положение). Правила транспортного обслуживания населения утверждены решением Совета города Ессентуки от 19.12.2012 года N124 "Об утверждении "Правил организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в городе Ессентуки" (далее Правила).
По мнению заявителей, проведение конкурса осуществляется в противоречии с действующими нормативными правовыми актами местного самоуправления указанными выше, а именно:
1) На открытый конкурс выставлено право на осуществление пассажирских перевозок по маршрутам N3,6,7 объединенным в 3 лота. Ранее, в 2012 году, графики маршрутов выставленных на конкурс в настоящее время, были предметом открытого конкурса 26.01.2012- 20.03.2012 года. В соответствии с пунктом 3.1. Правил срок договора по результатам открытого конкурса должен заключаться на 3 года. Указанный срок после проведения предыдущего конкурса не истек. Вместе с тем в договоры, заключенные по итогам открытого конкурса 2012 года, включен пункт о сроках с указанием "на период до проведения очередного конкурса", что указывает на создание условий, способствующих произвольному толкованию договора чиновниками по своему усмотрению, что и происходит с учетом проведения нового конкурса до истечения трехлетнего срока с момента предыдущего. В соответствии с пунктом 7.2. Правил определены условия при которых может быть проведен конкурс, сроки не истекли с момента проведения предыдущего конкурса. Речь не идет о новых маршрутах. В Постановлении от 11.02.2014 года N271 не содержится ссылок на это, как не содержится ссылок в самом постановлении и приложении N1 на возникшую необходимость дополнительных перевозок. На основании вышеуказанного назначение открытого конкурса 21.03.-11.04. 2014 года противоречит нормам Правил и Положения, утвержденных Советом города Ессентуки и Администрацией города Ессентуки.
2) По маршрутам N3, 6, 7 лоты N1, 2 установлено необходимое для обслуживания маршрутов количество автобусов - 7. По маршрутам N4, 10 лот N3 необходимое количество автобусов - 3. Большинство перевозчиков имеют 1-2 автобуса. Все это ведет к созданию необоснованных льготных и преимущественных условий для крупных владельцев автобусов, к потере рабочих мест. Проведение конкурса по новым условиям оставляет без работы более 30 перевозчиков. При применении таких подходов и далее при проведении конкурсов, оставит без работы большинство перевозчиков" длительное время работающих на маршрутах и имеющих преимущественное право. В результате право на оказание услуг сосредоточат в своих руках 3-4 крупных перевозчика. Нарушается принцип равенства прав, и антимонопольные требования. Созданы преимущественные условия противоречащие пункту 7.6 Правил. Условия объявленного открытого конкурса содержат требования заведомо невыполнимые для большинства перевозчиков, в результате заложенных в Положение норм.
На основании вышеизложенного, заявители просят приостановить торги и проверить законность действий организатора торгов
Данные жалобы в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" приняты к рассмотрению, Ставропольским УФАС России вынесено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов (исх. N03/2799 от 27.03.2014 года), которое также было размещено на официальном сайте (www.stavropol.fas.gov.ru) и направлено сторонам. Рассмотрение жалобы было назначено на 01.04.2014 года на 15 часов 00 минут.
На рассмотрение дела прибыли:
- Заведующий отделом энергетики и транспорта администрации города Ессентуки - <__> (полномочия подтверждены доверенностью N690 от 03.03.2014 года);
- ИП <__> ИП <__> ИП <__> (полномочия подтверждены паспортами);
- Директор ООО "АВТОЭКСПРЕСС" - <__> (полномочия подтверждены водительским удостоверением).
ИП <__> ИП <__> и ИП <__> поддержали доводы, изложенные в жалобах.
Заведующий отделом энергетики и транспорта администрации города Ессентуки возражал против доводов заявителей. Пояснил, что срок действия договоров транспортного обслуживания населения, заключенных 30.03.2012 года, не прекращается, а истекают 30.03.2015 года, как и указано в пункте 3.1. Правил организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в городе Ессентуки, утвержденных решением Совета города Ессентуки от 19.12.2012 года N124. Формирование лотов происходило исходя из соображений того, что в городе Ессентуки одним из наименее привлекательных с экономической точки зрения для перевозчиков является маршрут N7 (ст. Золотушка-Кол. Сады), так называемый дачный маршрут ввиду своей сезонной особенности и относительно малого пассажиропотока перевозчики не имеют желания его обслуживать. Однако данный маршрут имеет свою социальную значимость, поскольку преимущественно им пользуются граждане, не имеющие личного транспорта (в основном пенсионеры и люди пожилого возраста), имеющие садовые участки в ДНТ "Мичуринец" и СНТ "Солнечное", а так же пассажиры имеющие потребность поездки на городское кладбище при этом названные объекты расположены на северо-западной окраине города. Практика работы маршрута N7 показала, что перевозчики обслуживающие данный маршрут по договору, предметом которого является исключительно данный маршрут работают недобросовестно, имеют место частые случаи не выхода на линию, схода с линии в любое удобное время для перевозчика, грубое отношение к пассажирам, а так же то, что техническое состояние транспортных средств на маршруте оставляет желать лучшего, т.е. работают автобусы не прошедшие конкурс на рентабельных маршрутах. С целью стабилизации и нормализации работы маршрута N7 принято решение об объединении экономически малопривлекательного маршрута N7 с очевидно рентабельными маршрутами N3 и 6. Лоты N1 и 2, состоят из семи транспортных средств с целью того чтобы одна из машин указанных в договоре стабильно минимум 1 раз в неделю работала на маршруте N7. В таких условиях перевозчик будет иметь возможность перекрывать материальные издержки понесенные им в связи с обслуживанием нерентабельного социально-значимого маршрута, а так же будет заинтересован в его надлежащем обслуживании под угрозой потери права работы на маршруте N3и 6. Кроме того, необходимость формирования лотов из нескольких графиков и транспортных средств обусловлена тем, что перевозчики имеющие 1 или 2 автобуса в случае их технической неисправности не имеют возможности осуществить замену, а как результат зачастую срывают, рейсы что влечет недовольство пассажиров и массу нареканий с их стороны в адрес Администрации города Ессентуки как организатора перевозок. В действиях Отдела энергетики и транспорта Администрации г. Ессентуки отсутствует факт ограничения конкуренции, поскольку его организатором количество претендентов на участие в конкурсе не было ограничено, оспариваемый заявителями подход к формированию лотов обусловлен необходимостью достижения целей по организации бесперебойных перевозок пассажиров по городским маршрутам.
Директор ООО "АВТОЭКСПРЕСС" поддержал позицию Отдела энергетики и транспорта Администрации г. Ессентуки.
Комиссия Ставропольского УФАС России, изучив имеющиеся материалы дела, проведя расследование, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", установила следующее.
На основании Постановления Администрации города Ессентуки от 11.02.2014 года N271 "О проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по городским автобусным маршрутам города Ессентуки", опубликованном в газете "Ессентукская панорама" N6 от 13.02.2014 года на 21.03.2014 года - 11.04.2014 года назначено проведение открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по городским автобусным маршрутам города Ессентуки. Указанное постановление принято и проведение конкурса осуществляется на основании "Положения о проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по городским автобусным маршрутам города Ессентуки" утвержденного Постановлением Администрации города Ессентуки от 06.05.2013 года N823 (далее Положение). Правила транспортного обслуживания населения утверждены решением Совета города Ессентуки от 19.12.2012 года N124 "Об утверждении "Правил организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в городе Ессентуки" (далее Правила).
На конкурс были выставлены следующие лоты:
Nлота |
Nмаршрута |
Наименование маршрута |
Количество графиков |
Количество и категория автобусов, необходимых для обслуживания маршрутов |
|
М2 |
М3 |
||||
1 |
3 |
Ст. Золотушка - ул. Сенная |
5 |
7 |
- |
6 |
Ст. Золотушка - Ст. Золотушка (Кольцевой) |
1 |
|||
7 |
Ст. Золотушка - Коллективные Сады |
1 |
|||
2 |
3 |
Ст. Золотушка - ул. Сенная |
5 |
7 |
- |
6 |
Ст. Золотушка - Ст. Золотушка (Кольцевой) |
1 |
|||
7 |
Ст. Золотушка - Коллективные Сады |
1 |
|||
3 |
4 |
Автовокзал - пос. Кирпичный |
1 |
- |
3 |
10 |
пос. Кирпичный - Автовокзал |
1 |
Довод заявителей о том, подведение итогов оспариваемого ими конкурса влечет прекращение действия договоров заключенных 30.03.2012 года не Комиссией отклоняется, так как согласно пункта 3.1. Правил установлено, что договор о выполнении пассажирских перевозок заключается по результатам открытого конкурса, сроком на 3 (три) года. Таким образом, срок действия упомянутых договоров транспортного обслуживания населения заключенных 30.03.2012 года истекает 30.03.2015 года. Данному обстоятельству уже давалась правовая оценка при рассмотрении Ставропольским УФАС России дела N31 в 2013 году, ознакомиться с которым можно на официальном сайте антимонопольного органа.
Основанием для проведения оспариваемого конкурса послужил пункт 7.2.1. Правил в результате наличия и истечения срока действия ранее заключенных на основании пунктов 8.1.2., 8.1.4. Правил временных договоров транспортного обслуживания:
- N135 от 31.07.2013 года;
- N136 от 15.08.2013 года;
- N137 от 16.082013 года;
- N138 от 20.08.2013 года;
- N139 от 05.09.2013 года;
- N140 от 11.09.2013 года;
- N141 от 16.09.2013 года;
- N142 от 17.09.2013 года;
- N143 от 04.10.2013 года;
- N147 от 09.01.2014 года.
В положении о проведении открытого конкурса не содержится ссылки на необходимость указания в извещении об основаниях и причинах проведения того или иного конкурса. В данном случае не имеет места факт организации дополнительных перевозок так как, графики и количество автотранспорта выставленные на конкурс не превышают норм установленных постановлением Администрации города Ессентуки от 27.02.2013 года N263 "Об утверждении маршрутной сети и количестве графиков городских маршрутов движения пассажирского автотранспорта в городе Ессентуки". Согласно указанного правового акта на маршруте N3 действует 30 графиков, а на оспариваемый конкурс выставляется 10 графиков (5 на лот N1 и 5 на лот N2). Кроме того не ущемляются права иных перевозчиков получивших 30.03.2012 года право обслуживать городские маршруты, поскольку лимиты на количество транспорта указанные в извещении, опубликованном 26.01.2012 года также не были увеличены.
Объединение экономически малопривлекательных маршрутов с очевидно рентабельными маршрутами не противоречит требованиям антимонопольного законодательства.
Кроме того, необходимость формирования лотов из нескольких графиков и транспортных средств обусловлена тем, что перевозчики, имеющие 1 или 2 автобуса в случае их технической неисправности не имеют возможности осуществить замену, что в результате ведет к срыву рейса.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Ставропольского УФАС России приходит к выводу, что жалобы индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозку пассажиров на территории г. Ессентуки (ИП <__> ИП <__> и др.) - необоснованны.
На основании изложенного, руководствуясь частями 16, 20, 23 статьи 18.1 и статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия Ставропольского УФАС России, решила:
Признать жалобы индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозку пассажиров на территории г. Ессентуки (ИП <__> ИП <__> и других перевозчиков обратившихся в прокуратуру города Ессентуки) на действия Отдела энергетики и транспорта Администрации г. Ессентуки при проведении конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок на территории г. Ессентуки, объявленного на основании Постановления Администрации города Ессентуки от 11.02.2014 года N271 "О проведении открытого конкурса на осуществление пассажирских перевозок по городским автобусным маршрутам города Ессентуки" - необоснованными.
В соответствии с пунктом 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 1 апреля 2014 г. N 10-18.1-2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016