Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 4 апреля 2014 г. N 38-Т/2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Дегтярева Р.В. - руководитель управления,
Члены Комиссии:
Крамаренко Е.В. -начальник отдела контроля органов власти;
Левит Н.В. - заместитель начальника отдела контроля органов власти;
Зайцева А.А. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
в присутствии представителя Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов - еренность материалах дела) (далее - Организатор торгов), в отсутствие надлежащим образом уведомленного Заявителя - _(далее - Заявитель), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов - Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, выразившиеся в нарушениях при проведении открытых аукционов N 17-21 на право заключения договора водопользования участком акватории Черного моря, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя (вх. N 3698 от 25.03.2014 г.) на действия Организатора торгов - Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, выразившиеся в нарушениях при проведении открытых аукционов N 17-21 на право заключения договора водопользования участком акватории Черного моря.
Заявитель указывает на то, что не был допущен к участию в аукционах по причине того, что поданные им документы не соответствуют требованиям, установленным документацией об аукционе: отсутствует копия паспорта, прошитая и заверенная нотариально. Просит рассмотреть дело о нарушении антимонопольного законодательства Кубанским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов и выдать предписание.
Представитель Организатора торгов представил запрашиваемые документы, а также возражения на жалобу и считает доводы, изложенные в ней, необоснованными.
Рассмотрение жалобы назначено на 02.04.2014.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1. Федерального закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Организатор торгов на заседании Комиссии пояснил, что в соответствии с п. 4 Правил, утвержденных Постановлением N 230, Организатором аукциона является Федеральное агентство водных ресурсов или его территориальные органы - в отношении находящихся в федеральной собственности водоемов, перечень которых утверждается Правительством РФ, а также морей или их отдельных частей.
Порядок подготовки и заключения договора водопользования, если право на заключение договора водопользования приобретается на аукционе, порядок проведения этого аукциона утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 16 Водного кодекса Российской Федерации). Правила подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе утверждены Постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2008 г. N 230.
Заявителем были поданы заявки на участие в открытых аукционах на право заключения договора водопользования NN 17-21.
Основанием для отказа в допуске к участию в аукционах _ явилось несоответствие поданных документов требованиям, предусмотренным Правилами подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе (подпункт "а" пункта 33), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2007 г. N 230 (далее Правила), а именно: несоответствие заявок требованиям, предусмотренным документацией об аукционах: представлена выписка из паспорта, вместо требуемой копии паспорта, прошитой и заверенной нотариально (Приложение 13 документации об аукционе).
В соответствии с п. 7 Правил, организатор аукциона принимает решение о проведении аукциона, в котором указываются предмет аукциона, дата, время и место проведения аукциона, информация о том, что аукцион является открытым, требования к участнику аукциона, начальная цена предмета аукциона, размер задатка и размер "шага аукциона".
В соответствии с п. 8 Правил организатор аукциона:
а) определяет порядок, место, дату и время начала и окончания приема заявок на участие в аукционе;
б) организует подготовку и публикацию извещения и документации, извещений о признании аукциона несостоявшимся, завершении аукциона или его отмене. Не позднее 60 дней до начала проведения аукциона организатор аукциона должен опубликовать извещение в официальном печатном издании, обеспечивающем публикацию информации о проведении аукциона, и разместить документацию на сайте организатора аукциона в сети Интернет. Информация о проведении аукциона, размещенная на официальных сайтах, должна быть доступна для ознакомления без взимания дополнительной платы;
в) дает разъяснения по подлежащим представлению документам до окончания установленного срока приема заявок.
Все требования пунктов 7 и 8 Правил Кубанским БВУ выполнены в полном объеме.
Кубанское БВУ в документации о проведении открытых аукционов NN 17-21 установило требования к форме заявки на участие в аукционе и прилагаемых к ней документов.
Так, в приложении N 13 документации об аукционе указано: документом, удостоверяющим личность заявителя, является копия паспорта. Копия паспорта должна быть прошита и заверена нотариально.
Данные требования не противоречат Правилам, так как согласно п. 17 Правил документация разрабатывается и утверждается организатором аукциона и, кроме сведений, указанных в извещении, должна содержать требования к содержанию и форме заявки (подп. "а" пункта 17 Правил).
В Приложении 13 к документации об аукционах (Прочие сведения и разъяснения по документации) указано: пункт 1: заявки представляются на бумажном носителе в 1 экземпляре.
Заявки заполняются в соответствии с установленной формой заявки. Представление заявки подтверждает согласие заявителя выполнять обязательства в соответствии с договором водопользования, извещением, документацией.
Аукционная комиссия приняла решение отказать гражданке _ в допуске к участию в аукционах NN 17-21 на основании несоответствия поданных документов требованиям, предусмотренным документацией (подпункт "а" пункта 33 Правил), о чем гражданка _ извещена письмом Кубанского БВУ.
Организатор аукциона, также как и аукционная комиссия, обязан исполнять требования в отношении заявителей, подавших заявки на участие в открытых аукционах, определенные Водным законодательством, в том числе и Постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2007 года N 230 и Документацией об аукционе.
Все заявители, подавшие документы на участие в открытых аукционах в соответствии с установленными документацией требованиями, допущены к аукционам.
В соответствии со ст.77 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 нотариус свидетельствует верность копий документов и выписок из документов, выданных органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами.
Верность выписки может быть засвидетельствована только тогда, когда в документе, из которого делается выписка, содержатся решения нескольких отдельных, не связанных между собой вопросов. Выписка должна воспроизводить полный текст части документа по определенному вопросу.
Методическими рекомендациями по свидетельствованию верности копий документов и выписок из них (утв. Правлением Федеральной нотариальной палаты. Протокол 03/03 заседания Правления ФНП от 26-27 марта 2003 г.) изложены требования к копиям документов, существенно отличающиеся от требований по удостоверению выписки из документа.
Копия оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми действующим законодательством к нотариальному документу. Копия должна строго соответствовать оригиналу - содержать весь текст и реквизиты документа без сокращений и искажений. Удостоверительная надпись на копии должна соответствовать установленным формам, утвержденным Министерством юстиции Российской Федерации. Текст удостоверительной надписи должен быть изложен непосредственно на копии и не может быть подшит либо подклеен к тексту копии.
На подготовленной копии документа совершается удостоверительная надпись нотариуса о свидетельствовании верности копии, в которой отмечается отсутствие или наличие оговоренных исправлений в подлиннике документа и других особенностей, фиксируется регистрация в реестре, сумма взысканной государственной пошлины (нотариального тарифа), производится подпись нотариуса с приложением оттиска его печати.
Копия документа, состоящая из нескольких листов, прошнуровывается, пронумеровывается, количество листов заверяется подписью нотариуса с приложением печати.
Выписка из документа представляет собой текст какой-либо части документа. Верность выписки из документа может быть засвидетельствована нотариусом только в том случае, когда сам документ содержит решение нескольких отдельных, не связанных между собой вопросов, и выписка содержит полный текст части документа по отдельному вопросу.
В ст.77 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 определены условия, при наличии совокупности которых может быть засвидетельствована верность выписки из документа: в документе, из которого делается выписка, содержатся решения нескольких отдельных, не связанных между собой вопросов; выписка должна воспроизводить полный текст части документа по определенному вопросу.
Таким образом, удостоверенная нотариально копия паспорта и выписка из паспорта являются принципиально разными документами.
Указ Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации", "Положение о паспорте гражданина Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828)" определяют паспорт гражданина Российской Федерации, как основной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации и содержащий ограниченный перечень сведений и отметок о личности гражданина.
Аукционной документацией не определены вопросы, по которым возможно представление выписки из паспорта, при этом установлены четкие требования о представлении в составе подаваемой документации копии паспорта прошитой и заверенной нотариально (Приложение N 13.Прочие сведения и разъяснения по документации об аукционе).
Организатор торгов считает, что документы, поданные Заявителем, не соответствуют требованиям, установленным документацией о проведении аукциона (вместо требуемой копии паспорта прошитой и заверенной нотариально представлена выписка из паспорта). Данное обстоятельство является достаточным и правомерным основанием для отказа в допуске к участию в аукционе.
Организатор торгов так же пояснил, что письмо УФАС по Краснодарскому краю получено 31.03.2014 (вход. N 3461) по аукциону N18 торги проведены 28.03.2014, в связи с чем их приостановка невозможна.
Во исполнение части 19 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЭ "О защите конкуренции" победитель аукциона уведомлен о приостановке процедуры заключения договора до принятия антимонопольным органом решения по жалобе (от 01.04.2014 N 04-21/2372).
Также установлено, что ранее Комиссией Краснодарского УФАС России были рассмотрены жалобы __ на действия Организатора торгов - Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, выразившиеся в нарушениях при проведении открытых аукционов N 19-20 на право заключения договора водопользования участком акватории Черного моря и принято решение:
1. Признать жалобу _ на действия Организатора торгов - Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, выразившиеся в нарушениях при проведении открытых аукционов N 19-20 на право заключения договора водопользования участком акватории Черного моря, необоснованной.
2. Признать Организатора торгов - Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов нарушившим пункт 17 Постановления Правительства РФ от 14 апреля 2008 г. N 230.
3. Выдать Кубанскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов (Организатору аукциона) предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов путем аннулирования торгов от 27.01.2014 г. извещение N 270114/2644174/03 и извещение N 270114/2644174/05.
На основании изложенного, Комиссия Краснодарского УФАС России приходит к выводу, что Организатор торгов обоснованно отказал в допуске к участию в аукционе Заявителю.
Согласно части 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Комиссией Краснодарского УФАС России по делу N 38-Т/2014 при рассмотрении материалов, представленных Организатором торгов, установлено, что в соответствии с пунктом 17 Постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2008 г. N 230 "Документация разрабатывается и утверждается организатором аукциона и кроме сведений, указанных в извещении, должна содержать следующую информацию:
а) требования к содержанию и форме заявки, инструкция по заполнению заявки;
б) порядок отзыва заявок и внесения изменений в них;
в) формы, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений, содержащихся в документации;
г) порядок проведения осмотров предоставляемого в пользование водного объекта заинтересованными лицами и заявителями (далее - заявитель);
д) место, дата и время вскрытия конвертов с заявками, а также место, дата и время рассмотрения комиссией этих заявок;
е) срок и порядок внесения задатка, банковские реквизиты счета для перечисления необходимых средств"
Однако Комиссия Краснодарского УФАС России по делу N 38-Т/2014 при изучении Документации об аукционе NN 17-21 установила, что в составе документации отсутствует инструкция по заполнению заявки, что противоречит положениям Постановления Правительства РФ от 14 апреля 2008 г. N 230.
Отсутствие инструкции по заполнению заявки влечет за собой разночтения Документации об аукционе потенциальными участниками открытого аукциона и может приводить к отклонению физических лиц, не указавших реквизиты заявки на участие в открытом аукционе NN 17-21.
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
1. Признать жалобу _ на действия Организатора торгов - Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, выразившиеся в нарушениях при проведении открытых аукционов NN 17-21 на право заключения договора водопользования участком акватории Черного моря, необоснованной.
2. Признать Организатора торгов - Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов нарушившим пункт 17 Постановления Правительства РФ от 14 апреля 2008 г. N 230.
3. Выдать Кубанскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов (Организатору аукциона) предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов путем аннулирования извещений по открытым аукционам N 17 и N 21.
Председатель Комиссии: Р.В. Дегтярева
Члены Комиссии: Е.В. Крамаренко
Н.В. Левит
А.А. Зайцева
ПРЕДПИСАНИЕ N 6-38-Т/2014
о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов
04.04.2014 г г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Дегтярева Р.В. - руководитель управления,
Члены Комиссии:
Крамаренко Е.В. -начальник отдела контроля органов власти;
Левит Н.В. - заместитель начальника отдела контроля органов власти;
Зайцева А.А. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
на основании решения от 04.04.2014 N 38-Т/2014, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы действия Организатора торгов - Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, выразившиеся в нарушениях при проведении открытых аукционов N 17-21 на право заключения договора водопользования участком акватории Черного моря, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Организатору аукциона - Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в срок до 30 апреля 2014 года совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка проведения торгов, а именно аннулировать извещения по открытым аукционам N 17 и N 21.
Организатору торгов - Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в срок до 12 мая 2014 года представить в Краснодарское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде.
Председатель Комиссии: Р.В. Дегтярева
Члены Комиссии: Е.В. Крамаренко
А.А. Зайцева
С.Г. Еременко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 4 апреля 2014 г. N 38-Т/2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016