Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
от 4 апреля 2014 г. N 02-08/2013-06
Резолютивная часть решения оглашена 03 апреля 2014 г. город Иваново
В полном объеме решение изготовлено 04 апреля 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: <_>
в присутствии:
директора МУП "Приволжский РКЦ" - <_>
представителя администрации Приволжского муниципального района - <_> установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области 24.09.2013 поступило совместное заявление ООО "Приволжское МПО ЖКХ" и ОАО "Единый расчетный центр" (далее - ОАО "ЕРЦ").
Из указанного заявления следует, что после одностороннего отказа ООО "Приволжское МПО ЖКХ" от исполнения договора N3 на оказание услуг по приему и бухгалтерской обработке платежей за жилищно-коммунальные услуги (далее - Договор N3 от 23.05.2012) МУП "Приволжский рассчетно-кассовый центр" (далее - МУП "Приволжский РКЦ") не обоснованно отказывается возвратить ООО "Приволжское ЖКХ" базу данных жилищного фонда, вследствие чего ОАО "ЕРЦ" лишено возможности получать информацию о поступивших платежах и о задолженности. Кроме того, МУП "Приволжский РКЦ", несмотря на односторонний отказ от договора со стороны ООО "Приволжское МПО ЖКХ", продолжает получать доходы от приема платежей.
В связи с изложенным, заявители обратились в Ивановское УФАС России с заявлением, в котором содержится жалоба на действия МУП "Приволжский РКЦ", выразившиеся в сборе платежей за жилищные и коммунальные услуги после расторжения агентского договора N3 на оказание услуг по приему и бухгалтерской обработке платежей за жилищно-коммунальные услуги от 23.05.2012, в распространении ложной информации о том, что платежи за жилищные и коммунальные услуги должны вноситься в кассы МУП "Приволжский РКЦ" и в необоснованном отказе возвратить ООО "Приволжское МПО ЖКХ" базу данных жилищного фонда.
Приказом Ивановского УФАС России от 09.12.2013 N 121 возбуждено дело N 02-08/2013-006 по признакам нарушения МУП "Приволжский расчетно-кассовый центр" (юридический адрес: 155550, г. Приволжск, ул. Фурманова, д.11) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением Комиссии Ивановского УФАС России от 10.12.2013 рассмотрение дела N 02-08/2013-006 было назначено на 06.02.2014. На заседании Комиссии, состоявшемся 06.02.2014, представитель ООО "Приволжское МПО ЖКХ" поддержал позицию по доводам, изложенным в заявлении. Пояснил, что 01.01.2014 МУП "Приволжский РКЦ" базу данных жилищного фонда возвратило и прекратило печатать квитанции. По вопросу о том, в чем ОАО "ЕРЦ" усматривает признаки недобросовестной конкуренции со стороны МУП "Приволжский РКЦ" представитель заявителя пояснить затруднился.
Определением Комиссии Ивановского УФАС России от 06.02.2014 рассмотрение дела N 02-08/2013-006 было отложено до 03.04.2014. Указанным определением Комиссия обязала ОАО "ЕРЦ" представить документы и информацию, подтверждающие, что оспариваемые действия МУП "Приволжский РКЦ" являлись актом недобросовестной конкуренции. В срок, установленный определением от 06.02.2014, указанные документы и информация не представлены.
ООО "Приволжское МПО ЖКХ", ОАО "ЕРЦ", МУП "Приволжское ТЭП", уведомленные надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, представителей на заседание Комиссии не направили. МУП "Приволжское ТЭП" представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя МУП "Приволжское ТЭП".
Рассмотрев представленные документы, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
23.05.2012 между ООО "Приволжское МПО ЖКХ", которое является управляющей компанией, МУП "Приволжский расчетно-кассовый центр" и МУП "Приволжское ТЭП" был заключен агентский договор N3 на оказание услуг по приему и бухгалтерской обработке платежей за жилищно-коммунальные услуги. В соответствии с указанным договором МУП "Приволжский РКЦ" по поручению ООО "Приволжское МПО ЖКХ" обязано выполнять перечень действий, в частности, осуществлять прием текущих платежей и задолженности за предыдущие периоды в счет погашения имеющейся задолженности от потребителей, проживающих в многоквартирных жилых домах, находящихся под управлением Принципала - ООО "Приволжское МПО ЖКХ".
В соответствии с Договором N3 от 23.05.2012 МУП "Приволжский РКЦ" должно осуществлять свою деятельность с использованием базы данных жилого фонда, обслуживаемого ООО "Приволжское МПО ЖКХ" и обязано обеспечивать ООО "Приволжское МПО ЖКХ" доступ к указанной информационной базе.
Впоследствии МУП "Приволжский РКЦ" перестало предоставлять ООО "Приволжское МПО ЖКХ" онлайн доступ к базе данных жилого фонда, а также информацию о платежах конкретных плательщиков. В результате этого ООО "Приволжское МПО ЖКХ" утратило контроль за движением финансовых потоков и лишилось возможности отслеживать своевременность поступления платежей конкретных плательщиков. Кроме того, ООО "Приволжское МПО ЖКХ" утратило возможность обслуживания задолженности неплательщиков, поскольку установить размер их задолженности стало невозможно.
В связи с этим, ООО "Приволжское МПО ЖКХ" 01.07.2013 и 23.07.2013 направило в адрес МУП "Приволжский РКЦ" и МУП "Приволжское ТЭП" уведомление об одностороннем отказе от исполнения Договора N3 от 23.05.2012 в течение 30 дней с момента получения указанного уведомления. 05.08.2013 в адрес МУП "Приволжский РКЦ" направлено письмо о возврате базы данных жилого фонда.
Однако из писем, направленных МУП "Приволжский РКЦ" а адрес ООО "Приволжское МПО ЖКХ" следует, что МУП "Приволжский РКЦ" отказалось расторгнуть Договор N3 от 23.05.2012.
Из писем ОАО "ЕРЦ" от 19.08.2013,16.09.2013 следует, что МУП "Приволжский РКЦ" отказался также предоставить доступ к указанной базе ОАО "ЕРЦ".
После одностороннего отказа от исполнения Договора N3 от 23.05.2012 ООО "Приволжское МПО ЖКХ" заключило Договор от 19.08.2013 по осуществлению деятельности по приему платежей физических лиц и ведению операций по расчетам за оказанные услуги (далее - Договор от 19.08.2013) с ОАО "Единый Расчетный Центр".
Однако МУП "Приволжский РКЦ" продолжило сбор платежей за коммунальные услуги.
Как следует из заявления, в итоге действий МУП "Приволжский РКЦ" сложилась ситуация, когда плательщики получили 2 квитанции от разных операторов по приему платежей (ОАО "ЕРЦ" и МУП "Приволжский РКЦ"). Указанный факт подтверждается письменными пояснениями МУП "Приволжское ТЭП" от 16.10.2013 N261-ю. Как указано в данных пояснениях, денежные средства, поступившие от населения за теплоснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, перечисляются в МУП "Приволжское ТЭП" и от ООО "Приволжское МПО ЖКХ", и от МУП "Приволжский РКЦ". В подтверждение этого МУП "Приволжское ТЭП" представило копии справок и платежных поручений.
31.12.2013 МУП "Приволжский РКЦ" базу данных жилищного фонда возвратило и прекратило выпуск квитанций.
Комиссией было установлено, что ОАО "ЕРЦ" и МУП "Приволжский РКЦ" являются конкурентами, поскольку указанные предприятия созданы с целью извлечения прибыли и выполняют функции операторов по приему платежей за жилищно-коммунальные услуги.
В соответствии с п. 2.1 Устава ОАО "ЕРЦ" целями деятельности Общества являются удовлетворение социально-экономических потребностей населения г. Иваново в жилищно-коммунальной сфере и извлечение прибыли. К видам деятельности ОАО "РКЦ" относятся, в частности:
- предоставление юридическим и физическим лицам услуг по централизованному сбору денежных средств за предоставленные ими услуги населению в соответствии с заключенными договорами;
- организация работы по доставке платежных документов на основании заключенных договоров;
- организация работы по взысканию задолженности с граждан и юридических лиц по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании договоров на управление многоквартирными домами и др.
В соответствии с п. 3.1 Устава МУП "Приволжский РКЦ" основной целью деятельности предприятия является извлечение прибыли. В соответствии с п. 3.2 Устава предмет деятельности предприятия составляют:
- прием платежей от физических лиц за жилищно-коммунальные и иные виды услуг (работ), предусмотренные действующим законодательством, через собственные пункты приема платежей, а также через пункты приема платежей третьих лиц, заключивших с Предприятием договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
- организация начисления, сбора, бухгалтерской обработки и расщепления жилищно-коммунальных и прочих видов платежей;
- ведение операций по расчетам за оказываемые услуги;
- изготовление и печать счетов-извещений.
Часть 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции предусматривает запрет на недобросовестную конкуренцию.
В соответствии с п.9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Следовательно, действия хозяйствующего субъекта могут быть актом недобросовестной конкуренции только в случае установления антимонопольным органом наличия всех признаков недобросовестной конкуренции, определенных в п.9 статьи 4 Закона о защите конкуренции.
Определением 06.02.2014 Комиссия обязала ОАО "ЕРЦ" представить следующие документы и информацию, подтверждающие, что оспариваемые действия МУП "Приволжский РКЦ" являлись актом недобросовестной конкуренции:
1) в каких действиях МУП "Приволжский РКЦ" ОАО "ЕРЦ" усматривает признаки недобросовестной конкуренции;
2) каким нормам действующего законодательства Российской Федерации противоречат указанные действия;
3) какие преимущества МУП "Приволжский РКЦ" получило, осуществляя указанные действия;
4) в чем выразились убытки, причиненные ОАО "ЕРЦ" действиями МУП "Приволжский РКЦ" (возможность причинения убытков);
5) каков размер данных убытков.
Однако в установленный срок ОАО "ЕРЦ" не представило указанные документы и информацию.
Таким образом, Заявителем не представлены доказательства, что действия МУП "Приволжский РКЦ" противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.
Кроме того, в материалах дела отсутствует подтверждение факта причинения убытков отрытому акционерному обществу "ЕРЦ" действиями муниципального унитарного предприятия "Приволжский РКЦ". Заявителем не было представлено доказательств, свидетельствующих о наличии данных убытков, их размер также не был определен.
Каких-либо дополнительных доказательств, подтверждающих наличие в действиях МУП "Приволжский РКЦ" признаков недобросовестной конкуренции, Заявителем не представлено.
Таким образом, учитывая названные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу, что в рассматриваемых действиях МУП "Приволжский РКЦ" отсутствуют нарушения части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Прекратить рассмотрение дела N02-08/2013-006 в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях МУП "Приволжский расчетно-кассовый центр" нарушений части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. В связи с прекращением рассмотрения дела, предписание МУП "Приволжский расчетно-кассовый центр" не выдавать.
Подписи членов Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Ивановской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 4 апреля 2014 г. N 02-08/2013-06
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016