Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
от 8 апреля 2014 г. N 03-21/14А
Резолютивная часть оглашена "28" марта 2014 г.
Изготовлено в полном объеме "8" апреля 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Кузьмин А.Д. - Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;
Борисова Т.П. - главный специалист - эксперт отдела естественных монополий и рекламы УФАС по РС (Я), член Комиссии;
Платонова Э.Ю. - ведущий специалист - эксперт отдела естественных монополий и рекламы УФАС по РС (Я), член Комиссии;
При участии:
- заявителя главы п. Солнечный А.С. Пахомова, по служебному удостоверению N18 от 12.09.2009 г. и Евсеенко Н.В, по доверенности от 26.03.2014 г.
- ответчика Усть-Майский филиал Открытого акционерного общества "Теплоэнергосервис" (далее - Общество) представителя по доверенности N201 от 26.02.2014 Златиной Е.Л.
Рассмотрев дело N03-21/14А возбужденное в отношении Усть-Майского филиала ОАО "Теплоэнергосервис" адрес местонахождения: п. Усть-Мая, ул. Пирогова, 34 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
26.02.2014 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило обращение главы п. Солнечный А. С. Пахомова содержащее признаки нарушения ч.1 ст. 10 Усть-Майским филиалом ОАО "Теплоэнергосервис". По мнению заявителя Усть-Майский филиал ОАО "Теплоэнергосервис" злоупотребляет доминирующим положением путем неправомерного отказа в коммерческом учете индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения и холодного водоснабжения (далее - ХВС и ГВС).
В ходе проверки поступившего заявления УФАС по РС(Я) установлено, что 15 января 2014 года Усть-Майским участком "Энергосбыта" ОАО АК "Якутскэнерго" направлено письмо N9 о дальнейшем решении по приемке данных приборов учета ХВС, ГВС на коммерческий учет. В ответ на поступившее письмо Усть-Майский филиал ОАО "Теплоэнергосервис" направило разъяснения от 12.02.2014 исх. N 162.
24.02.2014 г. в Усть-Майский филиал ОАО "Теплоэнергосервис" обратилась директор Управляющей компании Е.В. Шипова с уведомлением о необходимости присутствия представителя энергоснабжающей компании для подписания актов приемки в коммерческий учет приборов ХВС и ГВС. На что ОАО "Теплоэнергосервис" направили перечень мероприятий для исполнения требований по устранению замечаний:
Устранить открытый разбор воды на внутренней отопительной системы отопления (заменить на отопительных приборах краны водоразборные на краны Маевского (для спуска воздуха);
установить на границе разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности централизованных инженерных сетей общедомовой узел учета ХВС, ГВС.
Исполнение требования по монтажу индивидуального прибора учета ХВС и ГВС, согласно "Правил и технических требований завода-изготовителя прибора учета", с обязательной установкой перед приборами учета фильтров грубой очистки воды (грязевика).
Приказом руководителя УФАС по РС (Я) от 18.03.2014 г. N26 в отношении ОАО "Водоканал" возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
По ходатайству главы п. Солнечный, А.С. Пахомова, рассмотрение дела отложено до 28.03.2014 г. в 15:00.
На рассмотрении дела по существу, представитель заявителя полностью поддержал заявленные требования и приобщил к материалам дела акт рабочей группы по проверке коммунального комплекса МО "Поселок Солнечный" от 27.03.2014 г.
Также представитель заявителя отметил, что краны Маевского от уже установленных, водоразборных кранов, отличаются только производителем и что установка требуемых кранов Маевского технически опасна. Отметил, что все приборы учета установлены в соответствии с требованиями завода изготовителя, и то что нигде не прописано, что должны быть установлены краны Маевского и фильтры для того, чтобы приняли приборы учета. Заявитель считает требования завышенными и незаконными. Просит привлечь Общество к ответственности.
Представитель Общества не согласен с заявлением и отметила следующее, что в присутствии самих жителей подготовлены акты допуска в эксплуатацию узла учета воды (ХВС, ГВС) у потребителя, однако всем было отказано в допуске к эксплуатации. Отметила, что приборы учета установлены только в ванных комнатах и кухнях. Имеются срывы пломб. Также добавила, что в случае принятия приборов учета граждане будут платить и по приборам учета и по нормативам, так как приборы учета установлены не во всех комнатах. Ссылаясь на Приказ N627 от 29.12.2011 г. Министерства регионального развития Российской Федерации "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения" (далее - Приказ Минрегионразвития N627) отметила, что в отсутствие капитального ремонта внутридомовых сетей невозможна приемка прибора учета, кроме того нет возможности единого измерения, что является основанием для отказа в коммерческом учете. Но вместе с тем, представитель Общества согласилась, что по установке приборов учета вопросов нет, и что ранее выдвинутые основания отказа в приеме на коммерческий учет не состоятельны.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав объяснения заявителя, изучив имеющиеся в материалах дела документы, пришла к следующим выводам.
Довод представителя Общества об отсутствии возможности единого измерения несостоятельны в силу того, что Приказ Минрегионразвития N627 применяется при установлении приборов учета. В рассматриваемом деле приборы учета установлены и оспаривается не сама установка приборов учета, а отказ Общества в принятии на коммерческий учет индивидуальных приборов учета.
Также несостоятельны основания отказа в коммерческом учета, изложенные в письме от 03.03.2014 г. исх. N204, во-первых, устранить открытый разбор воды на внутренней отопительной системе отопления, заменить на краны Маевского. На рассмотрении дела по существу, представитель заявителя пояснил, что краны Маевского отличаются от установленных кранов только производителем, и более того их установка технически опасна.
Комиссия установила, что действующее законодательство не содержит требований о том, что для приемки приборов учета на коммерческий учет должны быть установлены краны Маевского.
Во-вторых, установить на границе балансовой и эксплуатационной ответственности общедомовой узел учета ХВС и ГВС. На рассмотрении представитель заявителя указал на то, что общедомовой прибор учета установлен, но также не принят на коммерческий учет Обществом. Представитель Общества подтвердила, что имеются разногласия у сторон и по общедомовому прибору учета.
Между тем, действующее законодательство в сфере энергоснабжения, в том числе Правила N354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N354 (далее - Постановление N354 и Правила N 307"О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N307 (далее - Постановление N307) не содержат требований о том, что коммерческий прибор учета будет осуществляться только при наличии общедомового прибора учета тепловой энергии.
Пунктом 16 вышеназванного Постановления N307 определено, что при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
Пункт 42 Постановления N354 Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
Пункт 48 Постановления Правительства N354 При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии со следующей формулой:
,
где:
- объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;
- тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, предусмотрена возможность определения объемов коммунальных ресурсов исходя из показаний индивидуальных приборов учета, либо по формуле с учетом норматива потребления. Расчет на общедомовые нужды при отсутствии общедомовых приборов определяется специальной формулой.
В третьих, установка приборов учета фильтров грубой очистки воды (грязевика). На рассмотрении установлено, что все приборы учета ХВС и ГВС установлены в соответствии с требованиями завода изготовителя и правилами предоставления коммунальных услуг N307. И соответствующие фильтры грубой очистки воды установлены.
Вместе с тем, на рассмотрении дела по существу установлено, что согласно актов допуска в эксплуатацию узла учета воды (ХВС, ГВС) у потребителя, приобщенного представителем Общества, в нескольких квартирах с приборов учета сорваны пломбы. На что Заявитель согласился, что пломбы были сорваны в нескольких квартирах. Заявитель просит принять к коммерческому учету приборы учета в тех квартирах, где пломбы сохранились. Между тем, насчет отказа в квартирах с неповрежденными пломбами на приборах, представитель Общества сказала, что основаниями отказа послужило отсутствие кранов Маевского, но не смогла со ссылкой на нормативно-правовые акты пояснить по данному вопросу.
Таким образом, в квартирах, где на приборах учета целые пломбы не было оснований для отказа в коммерческом учете. Так как действующим законодательством не установлены такие основания для отказа в коммерческом учете.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке.
В соответствии с частью 5 статьи 5 вышеуказанного Федерального закона установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Статьей 3 Федерального закона "О естественных монополиях" установлено, что естественной монополией признается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Статьей 4 Федерального закона "О естественных монополиях" к сфере деятельности субъектов естественных монополий отнесены услуги по водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры энергии.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что Усть-Майский филиал ОАО "Теплоэнергосервис" осуществляет естественно - монопольный вид деятельности, а, следовательно, является субъектом естественных монополий. При таких условиях, в силу требований статей 3, 4 Федерального закона "О естественных монополиях", части 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" положение Усть-Майского филиала ОАО "Теплоэнергосервис" на товарном рынке - водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры, является доминирующим.
На основании вышеизложенного следует, что Усть-Майский филиал ОАО "Теплоэнергосервис" отказывая в приемке приборов учета ХВС и ГВС на коммерческий учет, без оснований для этого, злоупотребило доминирующим положением.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать Усть-Майский филиал ОАО "Теплоэнергосервис" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
2. Выдать Усть-Майский филиал ОАО "Теплоэнергосервис" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Материалы настоящего дела передать должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для изучения вопроса о наличии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Председатель Комиссии А.Д. Кузьмин
Члены Комиссии: Т.П. Борисова
Э.Ю. Платонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 8 апреля 2014 г. N 03-21/14А
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016