Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 28 мая 2015 г. N 143-Т/2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии:
Оберемок В.В. - заместитель руководителя управления,
Члены Комиссии:
Крамаренко Е.В. - начальник отдела контроля органов власти;
Еременко С.Г. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
Асанова О.Ю. - специалист 1 разряда отдела контроля органов власти,
в присутствии представителей ОАО "Автономная теплоэнергетическая компания" - А. В.П. (доверенность N 86 от 04.07.2014), Л. М.Ю. (доверенность N 17 от 09.02.2015) (далее - Заказчик), в отсутствие надлежаще уведомленного ООО "Полипром-Сервис" (далее - Заявитель), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при организации и проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по разработке инвестиционной программы ОАО "АТЭК" по развитию системы теплоснабжения в МО город Краснодар на 2016-2018 годы (извещение N 31502349616 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба ООО "Полипром-Сервис" на действия ОАО "Автономная теплоэнергетическая компания" при организации и проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по разработке инвестиционной программы ОАО "АТЭК" по развитию системы теплоснабжения в МО город Краснодар на 2016-2018 годы (извещение N 31502349616 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).
Заявитель считает, что Заказчик в нарушение требований Федерального закона N223-ФЗ от 18.07.2011 г. "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" разработал и разместил на официальном сайте www.zakupki.gov.ru документацию о закупке, содержащую критерии оценки заявок участников закупки, влекущие ограничение конкуренции, невозможность подачи заявок для участия в запросе предложений, дискриминацию участников закупки, создание преимуществ одних участников перед другими. Также считает, что Заказчик вводит в заблуждение участников закупки в части не соответствия сведений, содержащихся в извещении о закупке, сведениям, содержащимся в техническом задании, в связи с чем, просит признать жалобу обоснованной, обязать Заказчика привести документацию о закупке в соответствие с требованиями законодательства и приостановить процедуру определения поставщика.
Заказчик возражает на жалобу, считает доводы, изложенные в ней, несостоятельными и просит признать жалобу необоснованной.
Рассмотрение жалобы назначено на 28.05.2015 в 10-00.
От Заявителя поступило ходатайство с просьбой рассмотреть жалобу в отсутствие представителя ООО "Полипром-Сервис", ходатайство рассмотрено Комиссией Краснодарского УФАС России и удовлетворено. В ходатайстве Заявитель просит обратить внимание на то, что Заказчик не приостановил процедуру закупки в соответствии с полученным уведомлением Краснодарского УФАС России, и разместил протокол о признании победителя на официальном сайте.
Комиссия Краснодарского УФАС России, выслушав представителей стороны, изучив представленные материалы, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила следующее.
14.04.2015 года на официальном сайте zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведение открытого запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по разработке инвестиционной программы ОАО "АТЭК" по развитию системы теплоснабжения в МО город Краснодар на 2016-2018 годы.
Дата и время окончания подачи заявок 20.05.2015 г. в 17:00 (время московское).
Дата и время подведения итогов 22.05.2015 в 15:00 (время московское).
Начальная (максимальная) цена договора 2 350 000.00 рублей.
Цена договора, предложенная участниками размещения заказа, остается фиксированной на протяжении всего срока выполнения договора и не должна превышать начальную (максимальную) цену.
В п.8.1 технического задания указано, что планируемые затраты составляют 2 500 000 рублей, НДС не предусмотрен.
Извещением о проведение открытого запроса предложений предусмотрены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в открытом запросе предложений, такие как наличие в штате сотрудников, имеющих диплом МВА, общий стаж работы участника на рынке оказания консалтинговых услуг и другие.
Согласно протоколу N 389 от 21.05.2015 г. на участие в запросе предложений поступила 1 заявка.
В соответствии с протоколом N 389 от 22.05.2015 запрос предложений признан несостоявшимся, так как подана одна заявка, и принято решение заключить договор с единственным участником, заявка которого полностью соответствует требованиям заказчика.
Касаемо существа жалобы ООО "Полипром-Сервис", представители Заказчика поясняют следующее.
Требования к образовательному уровню сотрудников участников закупки обусловлено тем, что оказываемая ОАО "АТЭК" услуга сопряжена с особой сложностью производимых расчетов и для правильного и основанного на законе, расчета размера тарифа на технологическое присоединение необходимы знания и профессиональная подготовка. Диплом MBA свидетельствует о том, что его обладатель прошел дополнительную профессиональную подготовку, подразумевающею возможность анализировать происходящие процессы и расчеты на более высоком уровне, нежели работники, не обладающие данным дипломом. Кроме того, диплом MBA это не диплом конкретного учебного заведения, MBA - это определенная международная образовательная программа, которая может быть получена в большом количестве ВУЗов на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Поэтому данное требование конкурсной документации не ограничивает права участников закупки, а гарантирует качество исполнения договора, заключаемого по результатам конкурса.
Кроме того, считают, что в соответствии с п. 2.6.2.3. Положения о закупках товаров, работ, услуг ОАО "АТЭК" от 22.04.2015 компания имеет право устанавливать требования к квалификации участников закупки, в том числе к трудовым показателям участника.
Стаж работы участника конкурса в размере от 1 до 5 лет не является ограничивающим права участников закупки, так данный срок свидетельствует о надежности организации, а его размер взят по аналогии со сроками профессионального стажа, предъявляемого для занятия определенных государственных должностей.
Касаемо различных сумм, указанных в извещении о закупке и в проекте договора, представители Заказчика поясняют, что это является технической ошибкой, которая не нарушила и не повлияла на права участников закупки.
Также считают, что ООО "Полипром-Сервис" не воспользовалось правами, предоставленными законодательством РФ в целях получения разъяснения извещения о закупке или иными альтернативными способами.
Касаемо довода Заявителя о неприостановлении процедуры закупки в соответствие с полученным уведомлением Краснодарского УФАС России, представители Заказчика поясняют следующее.
Письмо УФАС по Краснодарскому краю от 21.05.2015 N 9284/9 поступило в ОАО "АТЭК" по факсу в 16 часов 55 минут 21.05.2015. Рабочий день в ОАО "АТЭК" установлен с 08 часов 00 минут до 17 часов 00 минут. Факс по приему корреспонденции установлен не на рабочем месте секретаря, осуществляющего регистрацию входящей корреспонденции (по адресу: г. Краснодар, ул. Селезнева, 199). В связи с чем письмо УФАС по Краснодарскому краю от 21.05.2015 N 9284/9 зарегистрировано 22.05.2015 года и передано генеральному директору ОАО "АТЭК" для дачи указаний.
Ввиду того, что единая закупочная комиссия ОАО "АТЭК" находится по адресу: г. Краснодар, ул. Длинная, 120, а по состоянию на 22.05.2015 офис генерального директора ОАО "АТЭК" располагался по адресу: г. Краснодар, ул. Селезнева, 199, то потребовалось время, чтобы письмо УФАС по Краснодарскому краю от 21.05.2015 N 9284/9 с резолюцией генерального директора ОАО "АТЭК" было доставлено в место нахождения Единой закупочной комиссии ОАО "АТЭК". При этом данное письмо УФАС по Краснодарскому краю от 21.05.2015 N 9284/9 поступило в адрес Единой закупочной комиссии ОАО "АТЭК" 22.05.2015 уже после составления протокола N 389 от 22.05.2015.
В соответствии с ч. 18 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Единая закупочная комиссия ОАО "АТЭК" прекратила все действия связанные с проведением запроса предложений и по состоянию на сегодняшний день между ОАО "АТЭК" и победителем конкурса не заключен соответствующий договор.
На заседании по делу N 143Т/2015 Комиссия Краснодарского УФАС России установила следующее.
Установлено, что заявка от Заявителя по делу ООО "Полипром-Сервис" на участие в запросе предложений не поступала.
Законом о защите конкуренции определены основания, по которым могут быть обжалованы действия заказчика при проведении закупок в антимонопольные органы, при этом основания общества данным критериям не отвечают, так как согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, возможность обращения с жалобой лица, не подавшего заявку на участие в торгах, по данному конкретному делу определяется наличием реального (а не мнимого) нарушения или действительной угрозы правам или законным интересам заинтересованного лица, которые могут быть ущемлены или нарушены в результате не соблюдения порядка организации и проведения торгов. В связи с этим жалоба такого лица должна содержать фактическое обоснование возникновение у него права обратиться в органы ФАС России с такой жалобой за защитой конкретных нарушенных прав, поскольку круг таких лиц законодателем ограничен в ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ. Такое ограничение субъектного состава предполагает также наличие у подателя жалобы действительного (а не мнимого) интереса и законных прав, подлежащих публичной (государственной) защите в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.
В жалобе представлены доводы об установлении в конкурсной документации критериев оценки заявок участников закупки, влекущих ограничение конкуренции, невозможность подачи заявок для участия в запросе предложений, дискриминацию участников закупки, создание преимуществ одних участников перед другими.
Такие нарушения не являются нарушениями установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов или порядка подачи заявок на участие в торгах, применительно к части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Следовательно, общество не обладает правом на обращение с жалобой в антимонопольный орган по указанным доводам.
Установлено, что за разъяснениями конкурсной документации Заявитель не обращался.
При проведении закупок ОАО "АТЭК" руководствуется Федеральным законом N223-ФЗ от 18.07.2011 г. "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОАО "АТЭК", утвержденным решением Совета Директоров ОАО "АТЭК", протокол от 22.04.2015 г.
Таким образом, Комиссия Краснодарского УФАС России признала доводы Заказчика обоснованными.
Кроме того, в соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона N223-ФЗ участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
- неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
- предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
- осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
- неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
При рассмотрении жалобы ООО "Полипром-Сервис" установлено, что общество не обладает правом на обращение с жалобой в антимонопольный орган, так как не являлось участником закупки.
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Полипром-Сервис" на действия ОАО "Автономная теплоэнергетическая компания" при организации и проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по разработке инвестиционной программы ОАО "АТЭК" по развитию системы теплоснабжения в МО город Краснодар на 2016-2018 годы (извещение N 31502349616 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), необоснованной.
Заместитель председателя Комиссии: В.В. Оберемок
Члены Комиссии: Е.В. Крамаренко
С.Г. Еременко
О.Ю. Асанова
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 28 мая 2015 г. N 143-Т/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016