Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 16 мая 2012 г. N 47
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Тихенький О.Л. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
Никитина И.О. - член Комиссии, начальник отдела контроля за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции;
Жуков И.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело N47 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения КПК "Кредит доверия" рекламы услуг кооператива с признаками нарушения рекламного законодательства РФ,
в присутствии председателя КПК "Кредит доверия" <***>
доверенного представителя КПК "Кредит доверия" <***> (доверенность N10/12 от 29.02.2012),
директора Филиала КПК "Кредит доверия" в г. Ставрополе <***> (доверенность 26АА0616279 от 24.10.2011 г.),
заявителя - <***> установила:
В адрес Ставропольского УФАС России поступили заявление гражданина <***> (вх. N3523 от 29.03.2012) и дополнение к данному заявлению (вх. N3821 от 03.04.2012) о нарушении прав заявителя на получение достоверной рекламы об услугах потребительского кооператива.
В ходе изучения материалов, представленных заявителем, было выявлено нарушение рекламного законодательства Российской Федерации.
В апреле 2012 года в г. Ставрополе по ул. Доваторцев (напротив ТДЦ "Европарк", ул. Доваторцев 30, б) на щите наружной рекламы был зафиксирован факт распространения рекламы следующего содержания: "Кредитный потребительский кооператив "Кредит доверия" Свидетельство ОГРН N1062645016972 от 20.11.2006 МИ ФНС N5 по СК Выдаем займы членам кооператива Принимаем личные сбережения (8652)947-747 г. Ставрополь, ул. Мира, 355 напротив медакадемии".
В данной рекламе отсутствует часть существенной информации о том, что КПК "Кредит доверия" принимает личные сбережения непосредственно членов данного кооператива.
В соответствии с п. 6 ч.1 ст. 6 Федерального закона N190-ФЗ "О кредитной кооперации" кредитный кооператив не вправе привлекать денежные средства лиц, не являющихся членами кредитного кооператива.
В соответствии с п.п. 3.3.2. ч 3.3. Устава КПК "Кредит доверия" кооператив не вправе привлекать средства в форме займов от граждан, не являющихся членами Кооператива.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 4 Устава КПК "Кредит доверия" членами Кооператива (пайщиками) могут быть физические лица, достигшие 16 лет, и (или) юридические лица, признающие Устав КПК "Кредит доверия".
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.06 "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.06 "О рекламе" несет рекламодатель.
Рекламодателем вышеуказанной рекламы является КПК "Кредит доверия" на основании договора N36 от 27.09.2011 года.
Позиция заявителя по делу - <***> сводится к тому, что должностными лицами КПК "Кредит доверия" осознанно скрывается тот факт, что для получения займа, граждане обязаны единовременно уплатить кооперативу определенную сумму, так называемый обязательный паевой взнос и членские взносы, которые составляют значительную часть от размера займа (до 52%), потому что если бы должностные лица кооператива озвучили гражданину сумму, которую он должен уплатить кооперативу прежде, чем получить займ в КПК, то любой разумный гражданин отказался бы от такого "дешевого" займа.
В свою очередь председатель КПК "Кредит доверия" <***> заявил, что УФАС по СК, рассматривая жалобу <***> вышел за рамки своих полномочий по рассмотрению дел по признакам нарушения рекламного законодательства РФ, "исказил" текст рекламы и возбудил в отношении КПК "Кредит доверия" дело. С вменяемыми признаками нарушения ФЗ "О рекламе" <***> не согласен.
15.05.2012 года в рамках рассмотрения дела по признакам нарушения рекламного законодательства Российской Федерации в заседании был объявлен перерыв до 16.05.2012 года в связи с необходимостью представителей КПК "Кредит доверия" ознакомиться с материалами дела N47. В продолжении рассмотрения дела заявитель по делу - <***> участия не принимал.
Рассмотрев и проанализировав представленные материалы дела, заслушав доводы, разъяснения и возражения сторон, Комиссия Ставропольского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении рекламного законодательства отмечает следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 4.6 ч. 4 Устава КПК "Кредит доверия" после принятия решения Правления Кооператива о приеме нового члена, в течение 5 (пяти) рабочих дней от даты принятия решения Правлением, заявитель вносит в Кооператив:
- Вступительный взнос в размере 500 (Пятьсот) рублей. Вступительный взнос не возвращается члену кооператива при его выходе.
- Обязательный паевой взнос в размере 500 (Пятьсот) рублей для физических лиц и 5000 (Пять тысяч) рублей для юридических лиц (единовременно). Обязательный паевой взнос в размере 100 (Сто) рублей для физических лиц и 1000 (Одна тысяча) рублей для юридических лиц вносится ежегодно в течение трех месяцев после Общего собрания членов кооператива (пайщиков). Обязательный паевой взнос возвращается члену Кооператива (пайщику) при его выходе из Кооператива.
На рассмотрении дела Председатель КПК "Кредит доверия" <***> пояснил, что процент за пользование займа для заемщика составляет в среднем 1,3% в месяц. С учетом всех затрат: вступительного, паевого, целевого, членского взносов, процентами за пользование займом, процентная ставка по займам фактически составляет 3,3 % в месяц или не более 40 % годовых.
Данная информация является существенной, поскольку уплата всех необходимых взносов влияет на сумму доходов, которую получат лица, воспользовавшиеся услугами кооператива по приему личных сбережений и сумму расходов, которую понесут лица, воспользовавшиеся услугами кооператива по предоставлению займов. Отсутствие такой информации искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы относительно лиц, имеющих возможность воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами кооператива.
Следовательно, именно отсутствие информации о том, что став членом КПК "Кредит доверия", потенциальный потребитель финансовых услуг будет вынужден оплачивать дополнительные проценты за пользование рекламируемыми финансовыми услугами, вводит в заблуждение потребителей рекламы.
Таким образом, в рекламе КПК "Кредит доверия" допущено нарушение части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе" выразившееся в распространении рекламы услуг кооператива, в которой отсутствует часть существенной информации о том, что кооператив оказывает финансовые услуги только своим членам, вследствие чего потребители рекламы вводятся в заблуждение.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона N38-ФЗ от 13.03.06 "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: "Кредитный потребительский кооператив "Кредит доверия" Свидетельство ОГРН N1062645016972 от 20.11.2006 МИ ФНС N5 по СК Выдаем займы членам кооператива Принимаем личные сбережения (8652)947-747 г. Ставрополь, ул. Мира, 355 напротив медакадемии", размещенную КПК "Кредит доверия" в апреле 2012 года в г. Ставрополе по ул. Доваторцев (напротив ТДЦ "Европарк", ул. Доваторцев 30, б) на щите наружной рекламы, поскольку в ней нарушена часть 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.06 N38-ФЗ "О рекламе"
2. Выдать КПК "Кредит доверия" предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ставропольского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 21.05.2012. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 16 мая 2012 г. N 47
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016