Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия
N 04-34/8-2014 (опубликовано 9 апреля 2014 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 02.04.2014
Решение в полном объеме изготовлено 09.04.2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <_>
рассмотрев дело N 04-34/8-2014 по признакам нарушения Федеральным казенным учреждением "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агентства (далее - ФКУ Упрдор "Южный Байкал", Управление) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
при участии представителя ФКУ Упрдор "Южный Байкал" <_> доверенность от 13.01.2014 N3,
в отсутствие ООО "Сибстроймеханизация" Механизированная колонна N 184" (далее - ООО "ССМ" МК N184"), извещенного надлежащим образом, почтовое отправление N67000103361577 вручено 25.03.2014, установила:
Следственным отделом по Советскому району г. Улан-Удэ СУ СК России по Республике Бурятия в адрес Бурятского УФАС России направлены копии материалов уголовного дела, указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ФКУ Упрдор "Южный Байкал".
14.03.2014 Бурятским УФАС России возбуждено дело N 04-34/8-2014 по признакам нарушения ФКУ Упрдор "Южный Байкал" части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в предоставлении преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту - ООО "ССМ" МК N184" путем предоставления возможности выполнить работы для государственных нужд в период с сентября 2011 года по октябрь 2011 года по замене рабочего слоя земляного полотна (ПК 34+70 - ПК 53+00) на автомобильной дороге М-55 "Байкал" от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы, км 269+000 - км 275+000 (2 пусковой комплекс км 271+000 - км 275+000) и по фрезерованию существующего асфальтобетонного покрытия на автомобильной дороге М-55 "Байкал" от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы, км 269+000 - км 275+000 (2 пусковой комплекс км 271+000 - км 275+000) до размещения заказов на выполнение работ для государственных нужд, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.
ФКУ Упрдор "Южный Байкал" представило письменные пояснения от 27.03.2014 N14/905, согласно которым в ходе исполнения обязательств по государственному контракту от 22.03.2011 N 28-11-ф была выявлена необходимость в производстве дополнительных работ, требующих дополнительных затрат. Субподрядчиком - ООО "ССМ" МК N184" дополнительные виды работ были выполнены за свой счет.
Вместе с тем, 11.11.2011 ФКУ Упрдор "Южный Байкал" разместило извещения о проведении запросов котировок на фактически выполненные работы в отсутствие государственной нужды. Победителем запросов котировок признано ООО "ССМ" МК N184". 05.12.2011 с ним заключены государственные контракты N 157-11-ф, N 161-11-ф. 07.12.2011 выполненные работы приняты и произведены выплаты по государственным контрактам.
ФКУ Упрдор "Южный Байкал" признает, что при размещении заказа в виде запроса котировок, при заключении государственных контрактов были нарушены нормы законодательства о размещении заказов и Закона о защите конкуренции.
При рассмотрении дела представитель ответчика по делу поддержал ранее заявленные доводы.
Комиссия, выслушав доводы ответчика, исследовав имеющиеся в деле материалы, пришла к следующему выводу:
В соответствии с Уставом ФКУ Упрдор "Южный Байкал", утвержденным приказом Федерального дорожного агентства от 01.06.2011 N 94, Управление является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по федеральным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Целями деятельности Учреждения являются: реализация на территории Российской Федерации государственной дорожной политики; удовлетворение потребностей населения, экономики, государства в автомобильных перевозках и создание необходимых условий для реализации конституционных прав граждан на свободу передвижения; обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, сохранение, а также улучшение их транспортно-эксплуатационного состояния, повышение пропускной способности; обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в сфере дорожного хозяйства.
Предметом деятельности Управления является организация выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за Управлением на праве оперативного управления.
22.03.2011 между ФКУ Упрдор "Южный Байкал" и ООО "Ока" заключен государственный контракт N 28-11-ф на выполнение работ по капитальному ремонту действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения автомобильная дорога М-55 "Байкал" от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы, км 269+000 - км 275+000 (2 пусковой комплекс км 271+000 - км 275+000) Республика Бурятия.
02.08.2011 между ООО "Ока" и ООО "ССМ" МК N184" заключен договор субподряда N002-к на выполнение работ по капитальному ремонту действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения автомобильная дорога М-55 "Байкал" от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы, км 269+000 - км 275+000 (2 пусковой комплекс км 271+000 - км 275+000). Согласно договору субподряда N002-к окончание выполнения работ: 30.10.2011.
30.10.2011 ООО "ССМ" МК N184" выполнило все работы, предусмотренные договором субподряда N002-к.
30.10.2011 ФКУ Упрдор "Южный Байкал" приняло у ООО "Ока" работы, выполненные в рамках государственного контракта N28-11-ф, о чем составлен акт приемки выполненных работ по унифицированной форме КС-2.
11.11.2011 ФКУ Упрдор "Южный Байкал" разместило на официальном сайте www://zakupki.gov.ru извещения о проведении запроса котировок:
- номер извещения: 0302100003011000149, наименование запроса котировок: Объемы работ по оказанию государственных услуг за счет средств федерального бюджета по разделу "Национальная экономика" на 2011 год. Фрезерование существующего асфальтобетонного покрытия на автомобильной дороге М-55 "Байкал" от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы, км 269+000 - км 275+000 (2 пусковой комплекс км 271+000 - км 275+000). Начальная (максимальная) цена контракта - 491 758,00 рублей.
- номер извещения: 0302100003011000153, наименование запроса котировок: Объемы работ по оказанию государственных услуг за счет средств федерального бюджета по разделу "Национальная экономика" на 2011 год. Замена рабочего слоя земляного полотна (ПК 34+70 - ПК 53+00) на автомобильной дороге М-55 "Байкал" от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы, км 269+000 - км 275+000 (2 пусковой комплекс км 271+000 - км 275+000). Начальная (максимальная) цена контракта - 492 481,00 рублей.
05.12.2011 между ФКУ Упрдор "Южный Байкал" и ООО "ССМ" МК N184" заключены государственные контракты:
- N 157-11-ф на выполнение работ по замене рабочего слоя земляного полотна (ПК 34+70 - ПК 53+00) на автомобильной дороге М-55 "Байкал" от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы, км 269+000 - км 275+000 (2 пусковой комплекс км 271+000 - км 275+000) на сумму 417 272,03 руб.;
- N 161-11-ф на выполнение работ по фрезерованию существующего асфальтобетонного покрытия на автомобильной дороге М-55 "Байкал" от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы, км 269+000 - км 275+000 (2 пусковой комплекс км 271+000 - км 275+000) на сумму 416 659,32 руб.
07.12.2011 в соответствии с актами приемки выполненных работ (унифицированная форма КС-2) по государственным контрактам N 157-11-ф, N 161-11-ф работы приняты в полном объеме и подписаны справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3.
Вместе с тем в представленных копиях материалов уголовного дела: 90-2013-201 имеются показания свидетеля <_> являющегося генеральным директором ООО "ССМ МК N 184", который показал, что в середине сентября 2011 года в ходе выполнения работ по капитальному ремонту автодороги, на некоторых участках был обнаружен выход грунтовых вод (пучины), в связи с чем, возникла необходимость выполнения дополнительных работ, не предусмотренных проектно-сметной документацией, произвести замену грунта под дорожной одеждой на скальный дренирующий грунт для выведения воды из земляного полотна автомобильной дороги. Его заместитель <_> доложил об указанных обстоятельствах заместителю генерального директора ООО "Ока", а также куратору объекта от ФКУ Упрдор "Южный Байкал". После этого работы были приостановлены до решения вопроса заказчиком и генеральным подрядчиком по выполнению дополнительных работ. Через несколько дней он встретился на месте производства работ с представителями ФКУ Упрдор "Южный Байкал" для оценки необходимости проведения непредвиденных работ и решения вопроса финансирования. По результатам осмотра представители ФКУ Упрдор "Южный Байкал" указали на необходимость производства дополнительных работ за счет собственных средств и что впоследствии денежные средства будут перечислены за счет статьи государственного контракта за непредвиденные работы. Впоследствии все работы по договору субподряда, а также непредвиденные работы были выполнены в установленные сроки к 30.10.2011.
Свидетель <_> показал, что работает в должности начальника отдела капитального строительства ФКУ Упрдор "Южный Байкал". При капитальном ремонте автодороги в рамках государственного контракта N 28-11-ф было обнаружено разрушение дорожного полотна из-за образования пучин вследствие выхода грунтовых вод. Об этом ему доложил служебной запиской куратор объекта <_> После получения служебной записки на место выезжали представители заказчика и подрядчика. На техническом совете было принято решение об устранении недостатков дорожного покрытия. В дальнейшем непредвиденные работы были выполнены.
Свидетель <_> показал, что в период с 22 марта 2011 года по 30 октября 2011 года он являлся куратором объекта капитального ремонта автодороги М-55 "Байкал" км 271+000-км 275+000. В ходе проведения работ был выявлен выход грунтовых вод, о чем ему доложил заместитель генерального директора ООО "ССМ" МК N184" <_> После этого он выехал на объект и обнаружил, что для продолжения работ необходимо проведение дополнительных работ, не предусмотренных проектно-сметной документацией, а именно: фрезерование старого асфальтобетонного покрытия и замена грунта. Об указанном он доложил служебной запиской начальнику отдела капстроительства <_> Впоследствии на объект выезжали <_> и главный инженер <_> ООО "ССМ" МК N184" выполнило непредвиденные работы по фрезерованию существующего асфальтобетонного покрытия и произвело работы по устройству дренажной системы и замене грунта в сентябре 2011 года.
Согласно протоколу дополнительного допроса подозреваемого <_> показал, что в ходе выполнения работ по государственному контракту N 28-11-ф примерно в конце августа или начале сентября на некоторых участках автодороги были обнаружены пучинообразования. Об этом доложили начальник отдела капитального строительства Савин и куратор объекта <_> Через несколько дней он выехал на данный участок совместно с представителями подрядчика, субподрядчика, куратором <_> и <_> После осмотра участка принято решение рассмотреть на техническом совете ФКУ Упрдор "Южный Байкал", также принято решение, что субподрядчик начнет выполнять данные работы. В дальнейшем на техническом совете принято решение о выполнении непредвиденных работ и их оплате за счет непредвиденных затрат заказчика. После этого отделом капитального строительства был определен объем работ, техническим отделом была определена стоимость непредвиденных работ. После этого документация была передана в отдел размещения государственных заказов для подготовки документации и определения способа размещения заказа. Впоследствии заказы на непредвиденные работы были размещены.
Таким образом, государственная нужда в выполнении работ по замене рабочего слоя земляного полотна (ПК 34+70 - ПК 53+00) и фрезерованию существующего асфальтобетонного покрытия на автомобильной дороге М-55 "Байкал" от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы, км 269+000 - км 275+000 (2 пусковой комплекс км 271+000 - км 275+000) возникла в сентябре 2011 года.
Извещения о проведении запросов котировок размещены заказчиком на официальном сайте 11.11.2011.
Заказчик - ФКУ Упрдор "Южный Байкал" до размещения заказов на выполнение работ для государственных нужд предоставил возможность выполнения указанных работ для государственных нужд ООО "ССМ" МК N184".
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции ФКУ Упрдор "Южный Байкал" предоставил преимущество отдельному хозяйствующему субъекту - ООО "ССМ" МК N184" путем предоставления возможности выполнить работы для государственных нужд в период с сентября 2011 года по октябрь 2011 года по замене рабочего слоя земляного полотна (ПК 34+70 - ПК 53+00) на автомобильной дороге М-55 "Байкал" от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы, км 269+000 - км 275+000 (2 пусковой комплекс км 271+000 - км 275+000) и по фрезерованию существующего асфальтобетонного покрытия на автомобильной дороге М-55 "Байкал" от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы, км 269+000 - км 275+000 (2 пусковой комплекс км 271+000 - км 275+000) до размещения заказов на выполнение работ для государственных нужд, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Федерального дорожного агентства нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в предоставлении преимуществ ООО "ССМ" МК N184" путем предоставления возможности выполнить работы для государственных нужд в период с сентября 2011 года по октябрь 2011 года по замене рабочего слоя земляного полотна (ПК 34+70 - ПК 53+00) на автомобильной дороге М-55 "Байкал" от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы, км 269+000 - км 275+000 (2 пусковой комплекс км 271+000 - км 275+000) и по фрезерованию существующего асфальтобетонного покрытия на автомобильной дороге М-55 "Байкал" от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы, км 269+000 - км 275+000 (2 пусковой комплекс км 271+000 - км 275+000) до размещения заказов на выполнение работ для государственных нужд, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.
2. В связи с выполнением работ выдача предписания не целесообразна.
3. Передать материалы дела N 04-34/8-2014 для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством РФ, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия N 04-34/8-2014 (опубликовано 9 апреля 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016