Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 9 апреля 2014 г.
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело N 06-10.1/19-2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения обществом с ограниченной ответственностью "Ретро Омск" (далее - ООО "Ретро Омск") в эфире радиоканала "Ретро FM Омск" рекламы, содержащей признаки нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"), в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "Ретро Омск" (ОГРН 1105543031714, ИНН 5504221424, местонахождение: улица Степная, дом 73, офис 503, город Омск, 644010) - <_> установила:
На основании приказа руководителя Омского УФАС России от 31.01.2014 N 17 была проведена плановая документарная проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Ретро Омск" (далее - ООО "Ретро Омск") ИНН 5504221424, ОГРН 1105543031714, место нахождения: улица Степная, дом 73, офис 503, город Омск, 644010 (акт проверки N 01 от 28.02.2014).
ООО "Ретро Омск" является учредителем средства массовой информации - радиоканала "Ретро FM Омск" (свидетельство о регистрации СМИ от 14.03.2012 Эл N ТУ55-00333 выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области), примерная тематика и (или) специализация: информационная; музыкальная; реклама не более 20%.
ООО "Ретро Омск" осуществляет вещание радиоканала "Ретро FM Омск" на частоте 105,7 МГц и на частоте 68,6 МГц на основании лицензий на осуществление радиовещания от 04 июня 2013 года серия РВ N 23632 и от 20 апреля 2012 года серия РВ N 20564, выданных Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Вещание радиоканала "Ретро FM" на территории г. Омска и Омской области осуществляется на основании лицензионного договора N Омск\13\01-Ф2 от 01 ноября 2012 года, заключенного между ЗАО "Радио Ретро" и ООО "Ретро Омск".
В результате проверки выявлены признаки нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона "О рекламе".
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона "О рекламе" прерывание радиопрограммы или радиопередачи рекламой должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.
В рекламе концерта Гару: "Ретро FM Омск представляет: звезда мюзикла "Нотр Дам де Пари" неподражаемый Гару. Единственный концерт в Омске. 9 февраля Концертный зал. Справки по телефону", распространенной в программе "Феличита", идущей в эфире с 17:00 до 18:00 местного времени, 04.02.2014 в 17:18, 17:53; 06.02.2014 в 17:37, отсутствовало сообщение о последующей трансляции указанной рекламы.
В отзыве на определение о возбуждении дела (вх. N 236 от 03.04.2014) ООО "Ретро Омск" указало: "В данном случае реклама, в отношении которой было выявлено нарушение, является спонсорской рекламой, направленной на поддержку исполнителя в рамках партнерского соглашения с организатором концерта и распространялась на условии обязательного упоминания в ней определенного лица (п.10 ст.3 ФЗ "О рекламе"). Информация об исполнителе и его концерте была включена в программу "Феличита" и по мнению ООО "Ретро Омск" ей не должно было предшествовать предупреждение о рекламе_ В данном случае, в рекламе концерта Гару лицом, упоминание о котором обязательно должно было быть указано в рекламе как о спонсоре, является радиоканал "Ретро FM Омск". При размещении информации о проведении концерта Гару на радиоканале "Ретро FM Омск" вместо фирменного наименования учредителя СМИ (ООО "Ретро Омск") было указано само наименование СМИ (Ретро FM Омск), которое употребляется в данном случае по аналогии с коммерческим обозначением_ Данное обозначение (Ретро FM Омск) было указано для правильного восприятия слушателями информации, указывающей на спонсора проведения концерта Гару, как на радиостанцию".
Омское УФАС России считает доводы ООО "Ретро Омск" необоснованными, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" спонсорская реклама - реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.
Данная норма Федерального закона "О рекламе" содержит четкое указание на то, что в качестве спонсора может выступать исключительно лицо (физическое или юридическое), а не товар (работа, услуга), а также на то, что данное лицо должно быть определено в рекламе именно в качестве спонсора.
Поскольку радиоканал является средством массовой информации (формой периодического распространения массовой информации), то есть относится к информационной продукции, он не может выступать в качестве лица и, следовательно, в качестве спонсора.
Гражданским законодательством Российской Федерации определены понятия физического лица (гражданина) и юридического лица.
В соответствии со статьей 19 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество.
В силу статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, должно содержать его фирменное наименование и указание на его организационно-правовую форму.
Если реклама отвечает признакам спонсорской рекламы, то к размещению такой рекламы применяется исключение из обязанности предварительно сообщать о последующей трансляции рекламы. Вместе с тем, если реклама не отвечает признакам спонсорской рекламы, установленным в пункте 10 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", то прерывание такой рекламой радиопрограммы, радиопередачи должно осуществляться в общем порядке, даже если такая реклама размещается в рамках спонсорских соглашений.
Реклама концерта Гару, распространенная в указанный период, не отвечает признакам спонсорской рекламы, поскольку в ней не определено лицо, выступающее в качестве спонсора, следовательно, прерывание такой рекламой радиопрограммы должно было предваряться сообщением о ее последующей трансляции.
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 15 настоящего Федерального закона.
ООО "Ретро Омск" является рекламораспространителем, т.е. лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе").
Таким образом, рассмотрев материалы дела, Комиссия Омского УФАС России установила факт нарушения ООО "Ретро Омск" требований части 1 статьи 15 Федерального закона "О рекламе" при распространении рекламы концерта Гару в эфире радиоканала "Ретро FM Омск" в программе "Феличита" 04.02.2014 в 17:18, 17:53; 06.02.2014 в 17:37.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу концерта Гару, распространенную ООО "Ретро Омск" в эфире радиоканала "Ретро FM Омск" в программе "Феличита" 04.02.2014 в 17:18, 17:53; 06.02.2014 в 17:37, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 15 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "Ретро Омск" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении виновного должностного лица ООО "Ретро Омск" по части 2 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 10 апреля 2014 года.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
по делу N 06-10.1/19-2014
09 апреля 2014 года
город Омск
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе на основании своего решения от 09.04.2014 по делу N 06-10.1/19-2014 о признании ненадлежащей рекламы концерта Гару, распространенной обществом с ограниченной ответственностью "Ретро Омск" (далее - ООО "Ретро Омск") в эфире радиоканала "Ретро FM Омск" в программе "Феличита" 04.02.2014 в 17:18, 17:53; 06.02.2014 в 17:37, нарушающей требования части 1 статьи 15 Федерального закона "О рекламе" Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, пунктом 3.59 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "Ретро Омск" (ОГРН 1105543031714, ИНН 5504221424, местонахождение: улица Степная, дом 73, офис 503, город Омск, 644010) в срок до 22 апреля 2014 года прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона "О рекламе", а именно: рекламу в эфире радиоканала "Ретро FM Омск" предварять сообщением о последующей трансляции рекламы; в случае распространения спонсорской рекламы обязательно упоминать в ней об определенном лице как о спонсоре.
2. ООО "Ретро Омск" представить в Омское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 23 апреля 2014 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание изготовлено в полном объеме 10 апреля 2014 года.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 9 апреля 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016