Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю
от 28 мая 2015 г.
Резолютивная часть решения объявлена 25 мая 2015 года.
Решение изготовлено в полном объеме 28 мая 2015 года.
Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее - Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее - Управление) в составе:
Токарев В.С. - заместитель руководителя Управления, Председатель Комиссии;
Саакян А.И. - начальник отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рекламы и контроля закупок города Севастополя (далее - Отдел) Управления, член Комиссии;
Брисов С.Г. - главный специалист-эксперт Отдела Управления, член Комиссии;
Кириллов Г.В. - специалист-эксперт Отдела Управления, член Комиссии;
Красильникова Т.В. - специалист-эксперт Отдела Управления, член Комиссии;
Лагойский О.Л. - специалист-эксперт Отдела Управления, член Комиссии,
в присутствии представителей от Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Севастополь Телеком" (далее - ГУПС "Севтелеком", Заказчик): Шматка М.Г. (по доверенности от 03 апреля 2015 года N28), Кучерявых О.М. (по доверенности от 19 мая 2015 года N41) и Ланина В.В. (по доверенности от 15 мая 2015 года N39),
в присутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Возрождение" (далее - ООО "ГК "Возрождение", Заявитель): Мамаева Ю.И. (по доверенности от 25 мая 2015 года N01/15),
рассмотрев жалобу ООО "ГК "Возрождение" исх. N15-05-1 от 15 мая 2015 года (вх.N186/09 от 15 мая 2015 года) на действия ГУПС "Севтелеком" по проведению сбора коммерческих предложений в электронной форме на право заключения договора на предоставление услуг по уборке служебных и производственных помещений и прилегающих территорий на объектах ГУПС "Севтелеком" (Закупка N31502341150) (далее - Сбор предложений), заслушав пояснения представителей Заказчика и Заявителя, рассмотрев представленные материалы, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). установила:
Закупочная документация о проведении открытого сбора коммерческих предложений в электронной форме на право заключения договора на предоставление услуг по уборке служебных и производственных помещений и прилегающих территорий на объектах ГУПС "Севтелеком (далее - документация о закупке), размещены на официальном сайте http://zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" от 08 мая 2015 года.
Заявитель обжалует следующие действия Заказчика:
По мнению Заявителя, Заказчик в документации о закупке (пункт 2.2.5, Раздел 2) нарушил основные принципы и положения закупки товаров, работ, услуг, установив требование о предоставлении принятых налоговыми органами Российской Федерации официальных бухгалтерских балансов (Форма бухгалтерской отчетности N1) и отчетов о прибылях и убытках (Форма бухгалтерской отчетности N2), с отметкой налогового органа за последние 3 года.
Согласно пункта 4.8.7 документации о закупке, участник процедуры закупки не допускается к участию в сборе предложений в случае несоответствия заявки по составу, содержанию и оформлению.
В связи с тем, что предприятия города Севастополя и Республики Крым проводят свою деятельность в правовом поле Российской Федерации не более 14 месяцев, то предоставить заверенные указанным выше способом бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках за последние 3 года не имеют возможности.
Таким образом, по мнению Заявителя, предоставление документов за меньший период приведет к невыполнению пункта 2.2.5 документации о закупке и отклонению участника, согласно пункта 4.8.2 документации о закупке.
По мнению Заявителя, установление данного требования является дискриминационным и противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), который предполагает равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Кроме того, Заказчиком в пункте 24 информационной карты документации о закупке предусматриваются критерии оценки и сопоставление заявок на участие в закупке:
- Критерий N1 - цена договора - 60%, (коэффициент значимость критерия ЦБi - 0,60);
- Критерии N2 - опыт работы на рынке аналогичных услуг (количество исполненных договоров сопоставимого характера за последние 5 лет - 20% (коэффициент значимость критерия КБi - 0,20);
- Критерий N3 - общая стоимость исполненных договоров сопоставимого характера - 20% (коэффициент значимость критерия СБi - 0,20);
Совокупная значимость всех критериев равна 100%.
Максимальная оценка в баллах по критериям - 100 баллов.
По мнению Заявителя, в контексте требований по критериям N2 и N3, нет ясности значения слова "исполненных". Договора, по мнению Заказчика, могут быть, либо выполненными, либо действующими (выполняемыми).
Кроме того, фраза "сопоставимого характера" не конкретизирует сопоставляемые величины или характеристики.
Также, Заявитель не согласен с процентным распределением значимости критериев оценки, так как, по его мнению, установленное Заказчиком процентное соотношение критериев оценки ущемляет права предприятий города Севастополя и Республики Крым, в связи с тем, что срок деятельности этих предприятий составляет всего 13-14 месяцев, что ставит их в неравные условия, по сравнению с другими предприятиями Российской Федерации, которые начали вести свою деятельность гораздо ранее и имеют возможность предоставить договора более раннего срока.
Более того, Заявитель считает, что величина процентного соотношения критериев оценки не верна. Критерий оценки цены должен быть гораздо больше по отношению к двум другим критериям, так как при установленном соотношении коэффициентов значимости критериев, крупные предприятия имеют преимущества перед небольшими участниками, а гораздо большая цена договора предприятия, с большим количеством имеющихся договоров и их суммами в этом распределении критериев приведет к его победе в закупке.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил возражения от 19 мая 2015 года N768-04-4 (входящий N391-с от 20 мая 2015 года) на жалобу Заявителя от 15 мая 2015 года N15-05-1(вх.N186/09 от 15 мая 2015 года), считает жалобу необоснованной, по следующим основаниям.
1. Требование пункта 2.2.5 Раздела 2 документации о закупке, о предоставлении принятых налоговыми органами Российской Федерации официальных бухгалтерских балансов и отчетов о прибылях и убытках с отметкой налогового органа за последние 3 года, а также заключение аудиторов за соответствующий отчетный период установлено в соответствии с требованиями Положения о закупке товаров работ и услуг ГУПС "Севтелеком" (редакция 4.0 от 05 мая 2015 года) (далее - Положение о закупке).
Целью указанного требования является защита интересов ГУПС "Севтелеком" и заключается в своевременном выявлении предприятий, учреждений, организаций, допустивших задолженность по налогам и сборам, до вступлении в договорные отношения.
При этом вышеуказанное требование, по мнению Заказчика, не является критерием для принятия решения о не допуске к участию в процедуре сбора, срок государственной регистрации которых составляет менее 3 лет.
В соответствии со статьей 10 Федерального Конституционного Закона N6-ФКЗ от 21 марта 2014 года "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", предприятия и организации, функционирующие на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, осуществляют свою деятельность с сохранением прежней организационно-правовой формы до урегулирования их правового статуса в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 05 мая 2014 года N124-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ" и статьи 1202 части 3 Гражданского Кодекса Российской Федерации" юридические лица, расположенные в городе Севастополе и Республике Крым получили возможность привести свои учредительные документы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в Единый государственный реестр юридических лиц. При этом внесение в ЕГРЮЛ сведений о юридических лицах не является их реорганизацией и не влечет их прекращение.
Таким образом, по мнению Заказчика, предприятия города Севастополя и Республики Крым находятся в равных условиях с иными претендентами-участниками, следовательно, установленное ГУПС "Севтелеком" требование, в данной части, не является дискриминационным.
2. В соответствии с документацией о закупке (Форма N4) подсчет количества исполненных договоров производится в соответствии со сведениями, указанными Заявителем в столбце N7 Формы N4. Для исполненных договоров это значение равно единице, для исполняемых - исчисляется как процент исполнения от общей стоимости договора сопоставимого характера, подтвержденный актами выполненных работ и составит показатель для расчета критерия опыта работы на рынке аналогичных услуг.
Договором сопоставимого характера согласно пункта 7 Инструкции к заполнению Формы N4 является договор, в котором предмет договора совпадает с предметом данной закупочной процедуры, а сумма договора составляет не менее 20% от начальной (максимальной) цены договора, установленной в закупочной документации.
Критерии оценки заявок составлялись согласно нормам Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года N1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и не являются дискриминационными. Размер неценовых критериев связан с желанием заключить договор с организацией, имеющей как можно больший опыт в оказании данных услуг, что положительно скажется на работе предприятия в целом.
В соответствии с пунктом 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в частности, следующим принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Требование о предоставлении бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках за последние 3 года, предусмотрено Заказчиком в подпункте 9 пункта 9.1.2 Положения о закупке.
Требование о предоставлении указанных выше документов установлено Заказчиком в пункте 2.2.5 документации о закупке, кроме того, пункт 4.4.4 документации о закупке обязывает участника разместить, в том числе, бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках за последние три года в виде графических копий оригиналов в электронном виде на сайте www. setonline.ru, не позднее даты окончания подачи заявок.
В пункте 4.8.1 документации о закупке, Заказчик установил критерии отбора участников, в том числе, критерий - соответствие заявки по своему составу и (или) оформлению требованиям документации по существу.
Пункт 4.8.7 документации о закупке, определяет основания по не допуску участника к участию в закупке, в том числе, по несоответствию заявки по составу, содержанию и оформлению.
Часть 3 документации о закупке - "Образцы форм основных документов, включаемых в заявку на участие в сборе коммерческих предложений в электронной форме", содержит, в частности, Форму 1 - "Заявка на участие в закупочной процедуре", в соответствии с которой заявка участника должна содержать копии бухгалтерских документов и отчета о прибылях и убытках за последние три года. Соответственно, не предоставление в заявке участника таких документов (в связи с тем, что срок государственной регистрации составляет менее трех лет), согласно требований Положения о закупке, документации о закупке будет являться основанием для не допуска участника к закупке.
Таким образом, Комиссия Управления пришла к выводу, что установление Заказчиком указанного выше требования в Положении о закупке, документации о закупке, имеют признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что привело к нарушению принципов равноправия, справедливости, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В пункте 8.3.4 Положения о закупке Заказчика, указано, что оценка производится на основании критериев и порядка оценки установленных в закупочной документации.
В пунктах 24 и 25 Раздела 6 "Информационная карта сбора коммерческих предложений" документации о закупке, Заказчиком установлены критерии оценки, их значимость, а также методика оценки заявок участников.
Кроме того, Заказчиком в документации о закупке разъяснено, что договором сопоставимого характера согласно пункта 7 Инструкции к заполнению Формы N4 документации о закупке, является договор, в котором предмет договора совпадает с предметом данной закупочной процедуры, а сумма договора составляет не менее 20% от начальной (максимальной) цены договора, установленной в закупочной документации.
В соответствии с документацией о закупке (Форма N4) подсчет количества исполненных договоров производится в соответствии со сведениями, указанными Заявителем в столбце N7 Формы N4.
Для исполненных договоров это значение равно единице, для исполняемых - исчисляется как процент исполнения от общей стоимости договора сопоставимого характера, подтвержденный актами выполненных работ и составит показатель для расчета критерия опыта работы на рынке аналогичных услуг.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке.
Комиссия Управления считает, что пункт 8.3.4 Положения о закупке Заказчика, согласно которому критерии и порядок оценки устанавливается в тексте запроса предложений, противоречит требованиям части 2 статьи 2 Закона о закупках, в соответствии с которыми, Положение является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
На основании изложенного, исследовав представленные материалы, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления решила:
1. Признать жалобу ООО "ГК "Возрождение" от 15 мая 2015 года N15-05-1 (вх.N 186/09 от 15 мая 2015 года) на действия ГУПС "Севтелеком" при проведении сбора предложений обоснованной (закупка N31502341150).
2. Признать в действиях ГУПС "Севтелеком" нарушение положений пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, выразившееся в нарушении Заказчиком принципов равноправия, справедливости, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
3. Признать в действиях ГУПС "Севтелеком" нарушение положений части 2 статьи 2 Закона о закупках, выразившееся в не указании в Положении о закупке необходимых сведений (требований), определенных Законом о закупках.
4. Выдать ГУПС "Севтелеком" предписание об устранении нарушений Закона о закупках.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 08/167-15
по результатам рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном
статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года
N 135 - ФЗ "О защите конкуренции"
28 мая 2015 года г. Севастополь
Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее - Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее - Управление) в составе:
Токарев В.С. - заместитель руководителя Управления, Председатель Комиссии;
Брисов С.Г. - главный специалист-эксперт Отдела Управления, член Комиссии;
Кириллов Г.В. - специалист-эксперт Отдела Управления, член Комиссии;
Лагойский О.Л. - специалист-эксперт Отдела Управления, член Комиссии;
Красильникова Т. В. - специалист-эксперт Отдела Управления, член Комиссии,
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23, частями 20, 22, 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 28 мая 2015 года по делу N08/167-15 по результатам рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Возрождение" от 15 мая 2015 года N15-05-1 (вх. N 186/09 от 15 мая 2015 года), на действия Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Севастополь Телеком", при проведении сбора коммерческих предложений в электронной форме на право заключения договора на предоставление услуг по уборке служебных и производственных помещений и прилегающих территорий на объектах ГУПС "Севтелеком" (Закупка N31502341150), предписывает:
Аннулировать закупку в виде открытого сбора коммерческих предложений на право заключения договора на предоставление услуг по уборке служебных и производственных помещений и прилегающих территорий на объектах ГУПС "Севтелеком", информация о которой размещена на сайте http://zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (закупка N31502341150).
Государственному унитарному предприятию города Севастополя "Севастополь телеком" привести Положение о закупке в соответствие с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", с учетом выявленных нарушений.
3. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Управление в течение 15 рабочих дней с момента получения настоящего предписания с приложением документов, подтверждающих его исполнение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 28 мая 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016