Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 24 мая 2012 г. N 06-03-12/12
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председателя комиссии - заместителя руководителя Чечениной Светланы Адольфовны;
Членов комиссии: главного специалиста-эксперта Мороз С.В., специалиста-эксперта Ковалевой Е.А.
рассмотрев материалы дела от 25.04.2012 N 06-03-12/12 по признакам нарушения Федерального Закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе) в присутствии генерального директора ООО "ДентаПрофи" <Р_> главного редактора и учредителя газеты "В каждый дом Мончегорск" <Л_> в действиях, которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе. установила:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области в результате мониторинга рекламы, распространяемой в печатных изданиях Мурманской области, был выявлен факт распространения рекламы с признаками нарушения Федерального Закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе).
В информационно-развлекательной газете "В каждый дом Мончегорск" в N1 (93) от 27.01.2012 на странице 7 размещалась реклама "Дента-Профи" стоматологическая клиника европейского уровня. Мончегорск, ул. Нюдовская, 12, т.8 (81536)7-29-81.Ло-51-01-111517 от 13.01.2011. Спасаем зубы из сложных ситуаций.- лечение и художественная реставрация, -лечение пародонтоза, -остеопластичесие операции, -имплантация, -металлокерамика, -безметалловая керамика на основе диоксида циркония, -съемные нейлоновые протезы, -съемные протезы методом литья, - условно-съемные протезы с опорой на имплантаты, -бюгельные протезы на замковых креплениях, -мини-импланты для съемного протезирования".
Реклама медицинских услуг была опубликована в газете без сопровождения предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Пунктом 10 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.1996 N 27, установлено, что медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя, в том числе, сведения об условиях предоставления и получения медицинских услуг.
Согласно части 7 статьи 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 3 Закона о рекламе:
объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Ненадлежащая реклама - это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Закона).
Реклама, размещенная в информационно-развлекательной газете "В каждый дом Мончегорск" в N1 (93) от 27.01.2012 на странице 7, содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве, предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: о стоматологической клинике "ДентаПрофи", продвижение методов и услуг, оказываемых населению по лечению и реставрации зубов, протезированию и имплантации; формирует и поддерживает интерес к клинике и её услугам, методам лечения и протезирования.
Объектами рекламирования являются:
- стоматологическая клиника "ДентаПрофи";
- медицинские услуги и методы по протезированию и лечению зубов.
Под медицинской деятельностью понимается деятельность, направленная на оказание медицинских услуг, а медицинской услугой является мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость (ОСТ 91500.01.0005-2001 "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении" утвержденный приказом Минздрава России от 22.01.2001 N 12).
Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК-002-93, утвержденному постановлением Госстандарта России от 26.06.1993 N 163, лечение зубов (код 081403), лечение болезней полости рта (код 081404), зубопротезирование (код 081405) и ортодонтия (код 081406) отнесены к медицинским услугам (код 081000).
Кроме того, приказом Минздравсоцразвития России от 12 июля 2004 года утверждена Номенклатура работ и услуг в здравоохранении.
Согласно Номенклатуре работ и услуг в здравоохранении, указанные в рекламе услуги: лечение и реставрация зубов, протезирование, относятся к сложным и комплексным медицинским услугам (коды В 01.065, В 01.66).
В ходе заседания генеральный директор стоматологической клиники ООО "ДентаПрофи" <Р_> подтвердил, что медицинские услуги, указанные в рекламе требуют консультации врача и имеют противопоказания.
Требования части 7 статьи 24 Закона о рекламе при размещении рекламы "Дента-Профи" в информационно-развлекательной газете "В каждый дом Мончегорск" в N1 (93) от 27.01.2012 на странице 7 не соблюдены, а именно реклама медицинских услуг и методов лечения, не сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и необходимости получения консультации специалистов.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Закона о рекламе (далее - Комиссия) признала, что вышеназванная реклама не соответствует требованиям части 7 статьи 24 Закона о рекламе и в соответствии со статьей 3 Закона является ненадлежащей.
В соответствии с пунктом 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 28 Закона возложена как на рекламодателя, так и на рекламораспространителя.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе под рекламораспространителем понимается лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, под рекламодателем - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Реклама распространялась в виде рекламного модуля в газете "В каждый дом Мончегорск". Газета зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Мурманской области 26.02.2010 г. ПИ N ТУ51-00077.
Рекламораспространителем является ИП Лебедева главный редактор газеты "В каждый дом Мончегорск" (ИНН 510704220002, 184511, г. Мончегорск, Мурманская обл., Комсомольская наб.,52/9).
ИП Лебедева является учредителем и редактором газеты "В каждый дом Мончегорск".
Как следует из объяснений <Л_> в круг обязанностей главного редактора, входит подписание к печати каждого номера газеты.
Согласно Уставу, главный редактор в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средств массовой информации законодательством РФ.
Главный редактор <Л_> признает, что допустила в печать рекламу без предупредительной надписи о наличии противопоказаний к применению медицинских услуг и необходимости получения консультации специалистов, что повлекло нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
Согласно условиям договора N 12 от 12.01.2012 на размещение рекламы, заключенного между ООО "ДентаПрофи" и ИП Лебедевой, заказчик предоставляет исполнителю исходные материалы для изготовления оригинал-макета, либо готовы оригинал-макет рекламы.
Рекламодателем является общество с ограниченной ответственностью "ДентаПрофи" (ИНН 5107913309, 184511, г. Мончегорск, Мурманская обл., ул. Нюдовская, д.12). определилсодержание рекламы и предоставил готовый макет рекламы в редакцию газеты "В каждый дом Мончегорск" генеральный директор ООО "Дента Профи" <Р_>
<Р_> признает, что нарушил часть 7 статьи 24 Закона о рекламе, и поясняет, что в штате организации отсутствует юрист и менеджер по рекламе, все работы связанные с организационной и медицинской деятельностью возложены на него, в силу своей занятости не проконтролировал процесс размещения модуля в газете "В каждый дом Мончегорск".
Требование законодательства указывать в рекламе медицинских услуг, предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и необходимости получения консультации специалистов служат целям защиты потребителя от некачественной медицинской помощи, и направлено на охрану здоровья потребителя и соблюдения его Конституционных прав.
В преамбуле Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 отмечается основополагающая роль охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества.
При этом под охраной здоровья граждан имеется в виду совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья (статья 1 Основ законодательства об охране здоровья).
В связи с изложенным, особое значение приобретает достоверная информация об оказываемых медицинских услугах, в том числе о наличии соответствующих противопоказаний. В частности, на основании статьи 19 упомянутых Основ законодательства граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать рекламу: ""Дента-Профи" стоматологическая клиника европейского уровня. Мончегорск, ул. Нюдовская, 12, т.8 (81536)7-29-81.Ло-51-01-111517 от 13.01.2011. Спасаем зубы из сложных ситуаций.- лечение и художественная реставрация, -лечение пародонтоза, -остеопластичесие операции, -имплантация, -металлокерамика, -безметалловая керамика на основе диоксида циркония, -съемные нейлоновые протезы, -съемные протезы методом литья, - условно-съемные протезы с опорой на имплантаты, -бюгельные протезы на замковых креплениях, -мини-импланты для съемного протезирования", размещенную в информационно-развлекательном издании "В каждый дом Мончегорск" в N1 (93) от 27.01.2012 на странице 7, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
2. Выдать предписание ООО "ДентаПрофи" и ИП Лебедевой о прекращении распространения рекламы с нарушением части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП Лебедевой и должностного лица ООО "ДентаПрофи" <Р_>
Резолютивная часть решения объявлена 16 мая 2012 года.
Решение изготовлено в полном объеме 28 мая 2012 года.
В соответствии со статьей 37 Закона о рекламе, решение, антимонопольного органа могут быть оспорены в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе по делу 06-03-12/12
25.05.2012 года г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председателя комиссии - заместителя руководителя Чечениной Светланы Адольфовны;
Членов комиссии: главного специалиста-эксперта Мороз С.В., специалиста-эксперта Ковалевой Е.А.
на основании своего решения от 16.05.2012 года по делу N 06-03-12/12 о признании рекламы "Дента-Профи" стоматологическая клиника европейского уровня. Мончегорск, ул. Нюдовская, 12, т.8 (81536)7-29-81.Ло-51-01-111517 от 13.01.2011. Спасаем зубы из сложных ситуаций.- лечение и художественная реставрация, -лечение пародонтоза, -остеопластичесие операции, -имплантация, -металлокерамика, -безметалловая керамика на основе диоксида циркония, -съемные нейлоновые протезы, -съемные протезы методом литья, - условно-съемные протезы с опорой на имплантаты, -бюгельные протезы на замковых креплениях, -мини-импланты для съемного протезирования", размещенной в информационно-развлекательном издании "В каждый дом Мончегорск" в N1 (93) от 27.01.2012 на странице 7, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального Закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, предписывает:
1. Рекламораспространителю ИП Лебедевой главному редактору и учредителю газеты "В каждый дом Мончегорск" (ИНН 510704220002, 184511, г. Мончегорск, Мурманская обл., Комсомольская наб.,52/9) прекратить нарушения требований части 7 статьи 24 Федерального Закона "О рекламе" от 13.03.06 N 38-ФЗ и обеспечить распространение рекламы медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники только с предупредительной надписью о наличии противопоказаний к их применению и получения консультации специалистов. Предупреждение должно составлять не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
2. Об исполнении предписания сообщить в УФАС по Мурманской области в течение тридцати дней с момента получения предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе по делу 06-03-12/12
25.05.2012 года г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председателя комиссии - заместителя руководителя Чечениной Светланы Адольфовны;
Членов комиссии: главного специалиста-эксперта Мороз С.В., специалиста-эксперта Ковалевой Е.А.
на основании своего решения от 16.05.2012 года по делу N 06-03-12/12 о признании рекламы "Дента-Профи" стоматологическая клиника европейского уровня. Мончегорск, ул. Нюдовская, 12, т.8 (81536)7-29-81. Ло-51-01-111517 от 13.01.2011. Спасаем зубы из сложных ситуаций.- лечение и художественная реставрация, -лечение пародонтоза, -остеопластичесие операции, -имплантация, -металлокерамика, -безметалловая керамика на основе диоксида циркония, -съемные нейлоновые протезы, -съемные протезы методом литья, - условно-съемные протезы с опорой на имплантаты, -бюгельные протезы на замковых креплениях, -мини-импланты для съемного протезирования", размещенной в информационно-развлекательном издании "В каждый дом Мончегорск" в N1 (93) от 27.01.2012 на странице 7, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального Закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, предписывает:
1. Рекламодателю ООО "ДентаПрофи" (ИНН 5107913309, 184511, г. Мончегорск, Мурманская обл., ул. Нюдовская, д.12) прекратить нарушение требований части 7 статьи 24 Федерального Закона "О рекламе" от 13.03.06 N 38-ФЗ и обеспечить распространение рекламы медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники только с предупредительной надписью о наличии противопоказаний к их применению и получения консультации специалистов. Предупреждение должно составлять не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
2. Об исполнении предписания сообщить в УФАС по Мурманской области в течение тридцати дней с момента получения предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 24 мая 2012 г. N 06-03-12/12
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016