Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай
от 28 мая 2012 г. N 8
Резолютивная часть решения оглашена 15.05.2012 г.
В полном объеме решение изготовлено 28.05.2012 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту - Комиссия УФАС по РА),
рассмотрев 15.05.2012 г. дело N 8 от 05.04.2012 г., возбужденное по признакам нарушения Бюджетным учреждением Республики Алтай "Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования "Горно-Алтайавтодор" (Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 182), ООО "Элитстрой-Кош-Агач" (Республика Алтай, Кош-Агачский район, с. Кош-Агач, ул. Новочуйская, 19) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в присутствии представителя БУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор" (доверенность от 22.11.2011 N 01-01-31/1514), представителя ООО "Элитстрой-Кош-Агач" (доверенность от 14.05.2012 г.), установила:
В УФАС по РА 21.09.2011 г. вх. N 2506 от МВД по РА поступило поручение о проверке заключенных БУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор" договоров по ликвидации последствий обстоятельств непреодолимой силы на предмет их соответствия требованиям статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Приказом о проведении внеплановой выездной проверки УФАС по РА от 23.09.2011 N 164 от БУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор" были запрошены контракты, заключенные в проверяемый период (с 01.01.2011 г. по 27.09.2011 г.) без проведения процедуры торгов и запросов котировок, в целях устранения последствий ЧС, с приложением документов, подтверждающих возникновение чрезвычайной ситуации.
Согласно представленному БУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор" Реестру N 2 Контрактов (договоров), заключенных в целях устранения ЧС в 2011 году, заключено 23 государственных контракта на ликвидацию последствий обстоятельств непреодолимой силы.
В том числе, БУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор" в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций заключены государственные контракты NЧС-16/11 от 19.07.2011 г., N ЧС-17/11 от 19.07.2011 г., N ЧС-18/11 от 19.07.2011 г., N ЧС-19/11 от 19.07.2011 г., N ЧС-20/11 от 19.07.2011 г. с ООО "Элитстрой-Кош-Агач" в целях ликвидации последствий обстоятельств непреодолимой силы на мостовых переходах через р. Ручей на км 123+675 автомобильной дороги "Кош-Агач-Беляши", через р. Теректыбулак на км 124+055 автомобильной дороги "Кош-Агач-Беляши", через р. Чокотай на км 134+ 189 автомобильной дороги "Кош-Агач-Беляши", через р. Ручей на км 130+604 автомобильной дороги "Кош-Агач-Беляши", через р. Ыскак на км 123+845 автомобильной дороги "Кош-Агач-Беляши".
К данным государственным контрактам БУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор" были приложены:
- протокол N 1 заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям МО "Кош-Агачский район" от 24.06.2011 г.;
- акты на стихийное бедствие мостовых переходов на автомобильной дороге "Кош-Агач-Беляши" от 24.06.2011 г.;
- акты осмотров мостовых переходов на автомобильной дороге "Кош-Агач-Беляши" от 24.06.2011 г.;
- платежные поручения.
Иных документов (сведений об ущербе, фотоматериалы, справки Гидро-метео службы о погодных условиях на территории МО "Кош-Агачский район" (за июнь - июль 2011 г.)), подтверждающих возникновение обстоятельств непреодолимой силы, БУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор" представлено не было. В связи с чем, Управление пришло к выводу об отсутствии в учреждении указанных документов на момент проведения внеплановой выездной проверки.
УФАС по РА провело анализ вышеуказанных государственных контрактов на предмет их соответствия требованиям антимонопольного законодательства и 05.04.2012 г. возбудило дело N 8 по признакам нарушения БУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор", ООО "Элитстрой-Кош-Агач" статьи 16 Закона о защите конкуренции.
На определение о назначении дела N 8 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 05.04.2012 г. БУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор" представило письменные пояснения от 26.04.2012 N 01-01-23/553 в которых указало, что заключение государственных контрактов на ликвидацию последствий ЧС БУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор" в 2011 г. по истечению 2-4 недель с момента фиксации ЧС, объясняется тем, что после поступления Акта обследования из муниципального образования в РУАД "Горно-Алтайавтодор" готовится пакет документов, необходимых для заключения контракта, а именно: сведения об ущербе, смета-заявка, дефектная ведомость, сметная документация и осуществляется подбор подрядной организации для устранения ЧС.
Так же БУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор" пояснило, что при установлении сроков выполнения работ по контрактам всестороне изучается характер и объемы предстоящих работ, в том числе нормативная трудоемкость видов работ, финансовая и материальная обеспеченность подрядных организаций, удаленность объекта и погодные характеристики района, наличие дорожно-строительных материалов и реальные сроки их доставки на место проведения работ.
Проанализировав представленные письменные пояснения, Управление пришло к выводу, что данные пояснения не имеют отношения к существу выявленных признаков нарушения, поскольку признаки нарушения антимонопольного законодательства выразились в заключении вышеуказанных государственных контрактов без проведения процедуры торгов (отсутствие оснований для заключения данных контрактов по п. 6 ч. 2 ст. 55 Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"), что может привести к ограничению, устранению или недопущению конкуренции на рынке по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений. По существу выявленных признаков нарушения антимонопольного законодательства письменных пояснений БУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор" представлено не было.
ООО "Элитстрой-Кош-Агач" письменные пояснения по факту возбужденного дела не представило.
Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства Алтайского республиканского УФАС России, изучив материалы дела, заслушав представителей ответчиков, пришла к выводу:
ГУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор" в октябре 2011 г. реорганизовано путем преобразования в Бюджетное учреждение Республики Алтай РУАД "Горно-Алтайавтодор".
Согласно Уставу БУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор", учредителем и собственником имущества Учреждения является Республика Алтай. Функции и полномочия учредителя от имени Республики Алтай осуществляет Министерство регионального развития Республики Алтай.
Согласно подпункту 57 пункта 3.1 Положения о Министерстве регионального развития Республики Алтай, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от 18.05.2006 N 99, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Алтай. А также наделено правом заключать договоры с юридическими и физическими лицами на выполнение работ в интересах промышленности строительных материалов, строительства, архитектуры, градостроительства, сейсмобезопасности, транспорта и связи, жилищно-коммунального и газового хозяйства республики.
Как следует из Устава БУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор" предметом деятельности учреждения является обеспечение функционирования автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Алтай и искусственных сооружений на них. В связи с чем Учреждение осуществляет функции заказчика по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Алтай и искусственных сооружений на них.
Таким образом, Министерство регионального развития Республики Алтай передало БУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор" государственные полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Алтай и наделило учреждение функциями государственного заказчика. Автомобильные дороги и искусственные сооружения на них находятся в оперативном управлении у БУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор".
Государственные контракты NЧС-16/11 от 19.07.2011 г., N ЧС-17/11 от 19.07.2011 г., N ЧС-18/11 от 19.07.2011 г., N ЧС-19/11 от 19.07.2011 г., N ЧС-20/11 от 19.07.2011 г. с ООО "Элитстрой-Кош-Агач" были заключены БУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор" на основании Протокола заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям МО "Кош-Агачский район" N 1 от 24 июня 2011 г. Согласно данному протоколу представитель ООО "Элитстрой-Кош-Агач" доложил, что в результате длительной эксплуатации, в результате обильных дождей, таянием снега с горных вершин, сходом селевых потоков и выходом рек из берегов дальнейшее передвижение по мостовым переходам на автомобильной дороге "Кош-Агач-Беляши" небезопасно для жизни проезжающих.
Однако, на основании имеющихся документов (государственные контракты NЧС-16/11 от 19.07.2011 г., N ЧС-17/11 от 19.07.2011 г., N ЧС-18/11 от 19.07.2011 г., N ЧС-19/11 от 19.07.2011 г., N ЧС-20/11 от 19.07.2011 г.; протокол N 1 заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям МО "Кош-Агачский район" от 24.06.2011 г.; акты на стихийное бедствие мостовых переходов на автомобильной дороге "Кош-Агач-Беляши" от 24.06.2011 г.; акты осмотров мостовых переходов на автомобильной дороге "Кош-Агач-Беляши" от 24.06.2011 г.) Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что сложившиеся ситуации не относятся к чрезвычайным, вызванным непреодолимой силой, и заключение вышеназванных государственных контрактов должно было быть произведено с проведением торгов по следующим основаниям:
1. Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, непреодолимая сила характеризуется признаками чрезвычайности и непредотвратимости наступивших обстоятельств.
Согласно информации, озвученной ООО "Элитстрой-Кош-Агач" на заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям МО "Кош-Агачский район" в результате, в том числе, длительной эксплуатации мостовых переходов, расположенных в границах МО "Кош-Агачский район", дальнейшее передвижение по ним, стало небезопасно для жизни проезжающих (протокол N 1 заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям МО "Кош-Агачский район" от 24.06.2011 г.).
Таким образом, разрушение мостовых переходов через р. Ручей на км 123+675 автомобильной дороги "Кош-Агач-Беляши", через р. Теректыбулак на км 124+055 автомобильной дороги "Кош-Агач-Беляши", через р. Чокотай на км 134+ 189 автомобильной дороги "Кош-Агач-Беляши", через р. Ручей на км 130+604 автомобильной дороги "Кош-Агач-Беляши", через р. Ыскак на км 123+845 автомобильной дороги "Кош-Агач-Беляши", в результате, в том числе, их длительной эксплуатации, не будет являться обстоятельствами непреодолимой силы, так как данные события можно прогнозировать и предотвратить.
2. При проведении УФАС по РА внеплановой выездной проверки БУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор" получено письмо от Главного Управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Алтай (МЧС по РА) вх. N 2606 от 30.09.2011 г. в котором указанно, что в ходе прохождения паводкого периода 2011 года чрезвычайных ситуаций на территории Республики Алтай зарегистрировано не было. Но было зарегистрировано ряд происшествий, связанных с нарушением транспортного сообщения, обусловленные повреждением автомобильных мостов. Данные происшествия привели к нарушению жизнедеятельности населения и затруднению прибытия в населенные пункты сил и средств служб оперативного реагирования.
Письмом Главного Управления МЧС по РА вх. N 2622 от 03.10.2011 г. представлены сведения о случаях размыва дорожного полотна на автомобильных дорогах Республики Алтай в 2011 году:
- 11.06.2011 года в результате подъема уровня на реке Курай произошел частичный размыв дамбы в районе н.п. Курай и подъездные насыпи моста.
- 22.06.2011 года в связи с недостаточной пропускной способностью водосточных труб, был подмыт подход к мосту через реку Катунь в районе н.п. Усть-Сема Чемальского района.
Как видно из данного письма, случаи разрушения в 2011 году мостовых переходов, расположенных в границах МО "Кош-Агачский район", в результате обстоятельств непреодолимой силы в Главном Управлении МЧС России по РА зарегистрированы не были.
3. В Актах на стихийное бедствие мостовых переходов от 24.06.2011 г. указанно, что движение по данным мостовым переходам небезопасно как в зимнее так и в летнее время. В связи с чем Комиссия пришла к выводу, что данные мостовые переходы находятся в негодном для эксплуатации состоянии на протяжении длительного времени, однако БУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор" не предприняло каких-либо действий (проведения конкурса на право заключения договора подряда по ремонту данных мостов) по ремонту данных сооружений.
Пунктом 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов предусмотрено, что размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в количестве, объеме, необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы или оказания срочной медицинской помощи.
В виду того, что из представленных БУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор" в адрес Управления документов невозможно определить имели ли место быть обстоятельства непреодолимой силы при разрушении мостовых сооружений Комиссия УФАС по РА пришла к выводу, что заключение БУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор" и ООО "Элитстрой-Кош-Агач" государственных контрактов NN ЧС-16/11 - ЧС-20/11 от 19.07.2011 г. на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов (без проведения процедуры торгов) является незаконным.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона о размещении заказов во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. БУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор", заключив государственные контракты NN ЧС-16/11 - ЧС-20/11 от 19.07.2011 г. с нарушением требования пункта 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, намеренно уходит от проведения процедуры торгов.
Частью 1 статьи 1 Закона о размещении заказов предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Таким образом, нарушение процедуры размещения государственного заказа, предусмотренной Законом о размещении заказов (не проведение открытых аукционов в электронной форме), может привести к ограничению конкуренции на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
Установленная законодателем норма (пункт 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов) применяется в особых случаях для выполнения работ вследствие непреодолимой силы при которых временные затраты являются нецелесообразными. Автомобильные дороги и искусственные сооружения на них находятся в оперативном управлении у БУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор". За состоянием автомобильных дорог и искусственных сооружений на них следит специалист БУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор" - куратор, который в случае возникновения непредвиденной ситуации обязан доложить о ней должностным лицам учреждения. Следовательно, если данные мостовые переходы были разрушены в результате длительной эксплуатации, то БУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор" заблаговременно знало (должно было знать) о необходимости ремонтных работ на данных сооружениях, но при этом не предприняло каких-либо действий по исправлению ситуации, в том числе не разместило государственный заказ на выполнение ремонтных работ.
ООО "Элитстрой-Кош-Агач" является подрядной организацией, осуществляющей содержание и текущий ремонт данный автомобильной дороги и искусственных сооружений на них. Данный вывод сделан Комиссией УФАС по РА при анализе протокола N 1 заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям МО "Кош-Агачский район" от 24.06.2011 г., согласно которому генеральный директор ООО "Элитстрой-Кош-Агач" участвовал в обследовании мостовых переходов. Следовательно, данная организация заблаговременно до заседания Комиссии по чрезвычайным ситуациям МО "Кош-Агачский район" располагала сведениями о том, что мостовые сооружения на данной дороге в виду их длительной эксплуатации находятся в аварийном состоянии и могут прийти в полную негодность для эксплуатации. Однако не предприняло мер по уведомлению лица, в чем ведение находятся данные автомобильные дороги и искусственные сооружения на них (в данном случае БУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор").
Следовательно, хозяйствующий субъект знаком с процедурой размещения заказов, предусмотренной Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В связи с чем, Комиссия УФАС по РА приходит к выводу, что ООО "Элитстрой-Кош-Агач" заключая государственные контракты NN ЧС-16/11 - ЧС-20/11 от 19.07.2011 г. сознательно шло на нарушение закона.
В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно пункту 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, есть признак ограничения конкуренции.
Заключение БУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор" и ООО "Элитстрой-Кош-Агач" соглашений - 5 государственных контрактов NN ЧС-16/11 - ЧС-20/11 от 19.07.2011 г. могло привести к ограничению конкуренции на рынке по предоставлению услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, так как исключает публичные процедуры (торги), которые должны быть проведены в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, действия Бюджетного учреждения Республики Алтай "Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования Республики Алтай "Горно-Алтайавтодор" и ООО "Элитстрой-Кош-Агач" являются нарушением статьи 16 Закона о защите конкуренции в связи с заключением 5 государственных контрактов NN ЧС-16/11 - ЧС-20/11 от 19.07.2011 г., т.к. данные соглашения могут привести к ограничению конкуренции на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
Учитывая изложенные обстоятельства и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать Бюджетное учреждение Республики Алтай РУАД "Горно-Алтайавтодор" и ООО "Элитсрой-Кош-Агач" нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с заключением государственных контрактов: NЧС-16/11 от 19.07.2011 г., N ЧС-17/11 от 19.07.2011 г., N ЧС-18/11 от 19.07.2011 г., N ЧС-19/11 от 19.07.2011 г., N ЧС-20/11 от 19.07.2011 г., без проведения процедуры торгов, что может привести к ограничению конкуренции на рынке по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений,
2. Выдать Бюджетному учреждению Республики Алтай РУАД "Горно-Алтайавтодор" и ООО "Элитстрой-Кош-Агач" предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно, в последующем, при отсутствии документов, подтверждающих возникновение чрезвычайной ситуации, не заключать соглашений по пункту 6 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Передать материалы дела специалисту УФАС по РА для возбуждения административного производства в отношении лиц, виновных в нарушении антимонопольного законодательства.
ПРЕДПИСАНИЕ N8
28 мая 2012 года г. Горно-Алтайск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай (далее по тексту - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 28.05.2012 г. по делу N 8 от 05.04.2012 г. о нарушении БУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор" и ООО "Элитстрой-Кош-Агач" статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Бюджетному учреждению Республики Алтай РУАД "Горно-Алтайавтодор", ООО "Элитстрой-Кош-Агач" прекратить нарушения антимонопольного законодательства (ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"), путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно в последующем, при отсутствии документов, подтверждающих возникновение чрезвычайной ситуации, не заключать соглашений по пункту 6 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
О принятии к исполнению настоящего Предписания БУ РА РУАД "Горно-Алтайавтодор", ООО "Элитстрой-Кош-Агач" необходимо сообщить в антимонопольный орган в течении пяти дней со дня его получения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 28 мая 2012 г. N 8
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016