Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
N 02-21/2015-08 (опубликовано 29 мая 2015 г.)
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(Ивановское УФАС России)
153000, г. Иваново, ул. Жарова, д.10; тел:(4932) 328-573; факс: 326-360; e-mail: to37@fas.gov.ru, 010@adminet.ivanovo.ru
Решение
28 мая 2015 г. город Иваново
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия Ивановского УФАС России, Комиссия) в составе: председатель Комиссии - Михеева Т.А. - заместитель руководителя Ивановского УФАС России; члены Комиссии: Строганова О.П. - заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти, Гусева Т.С. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти,
в присутствии:
представителя ООО "ЮБС Недвижимость" - <_> по доверенности от 22.05.2015,
конкурсный управляющий ОАО "Яковлевский льнокомбинат", уведомленный надлежащим образом о дате и времени рассмотрения жалобы ООО "ЮБС Недвижимость", на заседание Комиссии не явился, представителя не направил, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "ЮБС Недвижимость (Вх.N1991 от 20543"ТЕРРА-ТРАНС".05.2015) на действия организатора торгов - конкурсного управляющего ОАО "Яковлевский льнокомбинат" при проведении торгов NSBR013-1503250003 по продаже имущества ОАО "Яковлевский льнокомбинат".
В жалобе указано, что организатор торгов в нарушение действующего законодательства указал недостоверную начальную цену продажи имущества.
Как следует из сообщения о проведении торгов по продаже имущества ОАО "Яковлевский льнокомбинат", начальная цена продажи предмета торгов составляет 5 389 200 рублей, в том числе НДС за исключением земельных участков.
Вместе с тем, в соответствии с пп. 15 ч. 2 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не признаются объектом налогообложения операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами).
На основании указанной нормы продажа имущества ОАО "Яковлевский льнокомбинат" на торгах не подлежит налогообложению (НДС), а сумма данного налога не подлежит предъявлению потенциальным покупателям.
Также организатором торгов существенно нарушен срок опубликования извещения о проведении торгов.
В связи с изложенным заявитель обратился в Ивановское УФАС России с жалобой на действия организатора торгов - конкурсного управляющего ОАО "Яковлевский льнокомбинат" при проведении торгов NSBR013-1503250003 по продаже имущества ОАО "Яковлевский льнокомбинат"
Конкурсный управляющий ОАО "Яковлевский льнокомбинат" представил возражения на жалобу (письмо от 25.05.2015), в которых указал, что цена продажи лота N1 в оспариваемых торгах была установлена судом в определении от 17.06.2014 и залоговым кредитором ОАО "Россельхозбанк" в Положении от 20.05.2014 (утверждено 20.06.2014) в размере 5 988 000 рублей, в том числе НДС 18%.
Первые торги не состоялись - не было заявок. На повторных торгах цена составила на 10% меньше в соответствии с Законом о банкротстве - 5 389 200 рублей (в том числе НДС 18%). Повторные торги также не состоялись.
Публичное предложение началось с 06.04.2015 с начальной цены 5 389 200 рублей, в том числе НДС. Цена должна снижаться до 25.07.2015 на 5% каждые 10 календарных дней вплоть до цены отсечения - 50% от начальной - 2 694 600 рублей, в том числе НДС.
Таким образом, конкурсный управляющий начальную цену продажи имущества не устанавливал. На всех проведенных торгах цена устанавливалась либо залоговым кредитором, либо судом.
В сообщении N77031440990 в газете "Коммерсантъ" указан срок на подачу заявок: с 00.00 06.04.2015 до принятия первой заявки, либо до 00.00 25.07.2015, таким образом, срок на проведение торгов не нарушен конкурсным управляющим.
Кроме того, 19.05.2015 ООО "ЮБС Недвижимость" подало заявку на участие в торгах NSBR013-1503250003 по лоту N1. Полагаем, что подача заявки ООО "ЮБС Недвижимость" на оспариваемые торги свидетельствует об ознакомлении Общества с условиями торгов, о согласии с условиями торгов, с ценой, включающей НДС, а также свидетельствует об отсутствии нарушений прав ООО "ЮБС Недвижимость".
Согласно части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Исходя из содержания жалобы, ее рассмотрение осуществлено в соответствии с требованиями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные документы, заслушав лицо, участвующее в деле, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 09.08.2013 по делу NА17-5078/2012 ОАО "Яковлевский льнокомбинат" признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим ОАО "Яковлевский льнокомбинат" назначен Пархоменко А.С.
04.04.2015 конкурсный управляющий ОАО "Яковлевский льнокомбинат" опубликовал в газете "Коммерсантъ" N59 сообщение N77031440990 о проведении торгов посредством публичного предложения по продаже имущества ОАО "Яковлевский льнокомбинат". 25.03.2015 указанное сообщение было включено в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (сообщение N550816).
Основание проведения торгов: Решение Арбитражного суда Ивановской области от 09.08.2013 по делу NА17-5078/2012.
Организатор торгов - конкурсный управляющий ОАО "Яковлевский льнокомбинат" Пархоменко А.С.
Форма торгов - открытое публичное предложение с открытой формой представления предложений о цене.
Дата и время начала подачи заявок - 06.04.2015 00:00.
Дата и время окончания подачи заявок - 25.07.2015 00:00.
Порядок и критерии определения победителей торгов - победитель - участник, первым представивший в срок соответствующую требованиям заявку.
Форма представления предложений о цене - открытая.
В соответствии с ч. 1 ст. 124 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства.
В соответствии со ст. 127 Закона о банкротстве при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном статьей 45 настоящего Федерального закона, о чем выносит определение. Указанное определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано. Конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве.
С даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом (ч. 1 ст. 129 Закона о банкротстве).
Порядок продажи предмета залога установлен ст. 138 Закона о банкротстве.
В соответствии с ч. 4 ст. 139 Закона о банкротстве в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.
Комиссией установлено, что 20.06.2015 залоговым кредитором ОАО "Россельхозбанк" утверждено Положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества ОАО "Яковлевский льнокомбинат" (далее - Положение). В соответствии с Положением начальная цена продажи имущества должника составляет 5 988 000 рублей, в том числе НДС.
Определением Арбитражного суда Ивановской области от 17.06.2014 по делу NА17-5078/2012 утверждена начальная цена продажи имущества должника, находящегося в залоге у ОАО "Россельхозбанк", в сумме 5 988 000 рублей, в том числе НДС.
В соответствии с п. 15.1 Положения в случае признания торгов несостоявшимися и незаключения договора купли-продажи с единственным участником торгов, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам торгов, конкурсный управляющий в течение двух дней после завершения срока, установленного для принятия решений о признании торгов несостоявшимися, для заключения договора купли-продажи с единственным участником торгов, для заключения договора купли-продажи по результатам торгов, принимает решение о проведении повторных торгов и об установлении начальной цены продажи.
Повторные торги проводятся в порядке, установленном для проведения первых торгов, за исключением условия о начальной цене.
Начальная цена продажи на повторных торгах устанавливается на десять (10) процентов ниже начальной цены продажи, установленной на первых торгах.
Из пояснений конкурсного управляющего Комиссией установлено, что первые торги по продаже лота N1 не состоялись по причине отсутствия заявок. На повторных торгах цена составила на 10% меньше в соответствии с Законом о банкротстве - 5 389 200 рублей (в том числе НДС 18%).
В соответствии с п. 16.1 Положения в случае признания несостоявшимися повторных торгов конкурсный управляющий по обстоятельствам, обеспеченным залогом имущества должника, вправе оставить предмет залога за собой с оценкой его в сумме на десять процентов ниже начальной продажной цены на повторных торгах.
В соответствии с п. 16.2 Положения, если в течение 30 (тридцати) дней со дня признания повторных торгов несостоявшимися кредитор по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, не воспользуется правом оставить предмет залога за собой, он подлежит продаже посредством публичного предложения.
Комиссией установлено, что первоначальные и повторные торги по продаже имущества должника (ОАО "Яковлевский льнокомбинат") признаны несостоявшимися.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 138 Закона о банкротстве в случае признания несостоявшимися повторных торгов конкурсный кредитор по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, вправе оставить предмет залога за собой с оценкой его в сумме на десять процентов ниже начальной продажной цены на повторных торгах.
Если в течение тридцати дней со дня признания повторных торгов несостоявшимися кредитор по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, не воспользуется правом оставить предмет залога за собой, он подлежит продаже посредством публичного предложения в порядке, установленном пунктом 4 статьи 139 настоящего Федерального закона.
Залоговым кредитором ОАО "Россельхозбанк" 19.01.2015 утверждено Приложение N1 к Положению, в соответствии с которым продажа имущества должника будет осуществляться путем проведения торгов посредством публичного предложения.
Начальная цена продажи имущества должника установлена в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах, и составляет 5 389 200 рублей, с учетом НДС (п. 3 Приложения N1 к Положению).
Таким образом, публичное предложение началось с 06.04.2015 с начальной цены 5 389 200 рублей, в том числе НДС, при условии, что цена должна снижаться до 25.07.2015 на 5% каждые 10 календарных дней вплоть до цены отсечения - 50% от начальной - 2 694 600 рублей, в том числе НДС.
Изучив обстоятельства проведения торгов по продаже имущества ОАО "Яковлевский льнокомбинат", Комиссия Ивановского УФАС России установила, что торги были проведены в соответствии с Положением, утвержденным залоговым кредитором, и определением Арбитражного суда Ивановской области от 17.06.2014 по делу NА17-5078/2012, в связи с чем, начальная стоимость лота N1 (5 389 200 рублей) установлена с учетом НДС в размере 18%.
Вместе с тем, в соответствии с п. 2.1 Положения конкурсный управляющий выступает в качестве организатора торгов по продаже имущества ОАО "Яковлевский льнокомбинат".
Функции организатора торгов установлены ч. 8 ст. 110 Закона о банкротстве, в соответствии с которой организатор торгов:
опубликовывает и размещает сообщение о продаже предприятия и сообщение о результатах проведения торгов;
принимает заявки на участие в торгах, предложения о цене предприятия;
заключает с заявителями договоры о задатке;
определяет участников торгов;
осуществляет проведение торгов в случае использования открытой формы представления предложений о цене предприятия;
определяет победителя торгов и подписывает протокол о результатах проведения торгов;
уведомляет заявителей и участников торгов о результатах проведения торгов.
Права и обязанности организатора торгов по продаже имущества ОАО "Яковлевский льнокомбинат" установлены разделом 2 Положения.
В соответствии с п. 2.2 Положения организатор торгов:
- опубликовывает и размещает сообщение о продаже имущества и сообщение о результатах проведения торгов (сообщение о результатах первых и повторных торгов может содержаться в одной публикации);
- обеспечивает размещение информации о реализуемом имуществе на электронной площадке;
- принимает заявки на участие в торгах, предложения о цене имущества;
- заключает с заявителями договоры о задатке;
- определяет участников торгов;
- осуществляет проведение торгов;
- определяет победителя торгов и подписывает протокол о результатах проведения торгов;
- осуществляет иные функции, предусмотренные ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Из совокупности указанных норм следует, что организатор торгов осуществляет непосредственное проведение процедуры торгов. Следовательно, организатор торгов должен осуществлять действия, направленные на недопущение нарушения действующего законодательства при проведении торгов.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" пункт 2 статьи 146 дополнен подпунктом 15 следующего содержания:
"15) операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами)".
Указанная норма вступила в законную силу с 01.01.2015.
Таким образом, при проведении продажи имущества должника (ОАО "Яковлевский льнокомбинат") посредством публичного предложения NSBR013-1503250003 организатору торгов следовало руководствоваться пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ, следовательно, начальная цена продажи имущества не могла включать НДС в размере 18%.
В отношении довода заявителя о том, что организатором торгов существенно нарушен срок опубликования извещения о проведении торгов, Комиссия установила следующее.
Сообщение N77031440990 о проведении торгов NSBR013-1503250003 опубликовано 04.04.2015 в газете "Коммерсантъ" N59, а 25.03.2015 указанное сообщение было включено в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (сообщение N550816).
В соответствии с извещением о проведении торгов:
Дата и время начала подачи заявок - 06.04.2015 00:00.
Дата и время окончания подачи заявок - 25.07.2015 00:00.
В соответствии со статьями 110, 138, 139 Закона о банкротстве в процедуре конкурсного производства не установлено 30-дневного срока для размещения сообщения о продаже имущества должника путем публичного предложения, поскольку такая продажа после дважды не состоявшихся торгов по постоянно снижающейся цене направлена на то, чтобы реализовать имущество, полностью или частично погасить требования кредиторов и завершить процедуру конкурсного производства. Таким образом, продажа путем публичного предложения определяется периодом времени действия предложения, а не датой проведения торгов. Указанная позиция подтверждается также судебной практикой (Определение ВАС РФ от 17.06.2014 N ВАС-7402/14 по делу N А32-12336/2013, Определение ВАС РФ от 15.01.2013 N ВАС-19102/13 по делу N А63-18162/2009).
В соответствии с ч. 8 ст. 110 Закона о банкротстве срок представления заявок на участие в торгах должен составлять не менее чем двадцать пять рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении торгов. Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что организатором торгов соблюден 25-дневный срок представления заявок на участие в торгах.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ЮБС Недвижимость" 543"ТЕРРА-ТРАНС" на действия организатора торгов - конкурсного управляющего ОАО "Яковлевский льнокомбинат" при проведении торгов NSBR013-1503250003 по продаже имущества ОАО "Яковлевский льнокомбинат" обоснованной в части доводов заявителя о нарушении организатором торгов пп. 15 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении начальной цены продажи имущества должника.
2. Выдать организатору торгов - конкурсному управляющему ОАО "Яковлевский льнокомбинат" в порядке части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов путем совершения в срок до 29.06.2015 действий, направленных на устранение нарушения п.п. 15 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: |
|
Михеева Т.А.
|
|
|
|
Члены комиссии: |
|
Строганова О.П.
|
|
|
Гусева Т.С.
|
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Ивановской области.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(Ивановское УФАС России)
153000, г. Иваново, ул. Жарова, д.10; тел:(4932) 328-573; факс: 326-360; e-mail: to37@fas.gov.ru, 010@adminet.ivanovo.ru
ПРЕДПИСАНИЕ N 02-21/2015-08
28 мая 2015 года г. Иваново
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в составе: председатель Комиссии - Михеева Т.А. - заместитель руководителя Ивановского УФАС России; члены Комиссии: Строганова О.П. - заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти, Гусева Т.С. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти,
руководствуясь статьями 18.1, 23, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 28.05.2015, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы ООО "ЮБС Недвижимость" на действия организатора торгов - конкурсного управляющего ОАО "Яковлевский льнокомбинат" при проведении торгов NSBR013-1503250003, предписывает:
1. Организатору торгов - конкурсному управляющему ОАО "Яковлевский льнокомбинат" в порядке части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" устранить нарушение порядка проведения торгов путем совершения в срок до 29.06.2015 действий, направленных на устранение нарушения п.п. 15 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Ивановское УФАС России в срок до 03.07.2015.
Председатель Комиссии: |
|
Михеева Т.А.
|
Члены Комиссии: |
|
Строганова О.П.
Гусева Т.С.
|
|
|
|
|
|
|
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области N 02-21/2015-08 (опубликовано 29 мая 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016