Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области
от 26 мая 2015 г. N РНП-48-17С/15
На основании Приказа Липецкого УФАС России от 16.04.2015 N121, ст.99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссией Липецкого УФАС России в составе:
Председатель: Л.А. Черкашина - заместитель руководителя управления,
Члены Комиссии: А.В. Хохольских - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Т.С. Рябкова - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
проведено контрольное мероприятие по факту уклонения автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Институт государственного и корпоративного управления" (далее - АНОДПО "Институт государственного и корпоративного управления") от заключения контракта по итогам проведения запроса котировок на оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию (реестровый номер 0346300093415000029) (далее- запрос котировок).
Проверка проведена в присутствии представителей:
- заказчика ГУЗ "Липецкая городская поликлиника N2" <_>
в отсутствие представителя АНОДПО "Институт государственного и корпоративного управления".
Данный участник закупки был уведомлен надлежащим образом о месте и времени проведения контрольного мероприятия, но не явился. Ходатайств от него не поступало.
Проверка начата 13.05.2015, окончена 26.05.2015.
Место проведения проверки: г.Липецк, пл.Плеханова, д.1.
Контрольным мероприятием установлено:
В Липецкое УФАС России, в порядке, установленном статьёй 104 Закона о контактной системе от заказчика - ГУЗ "Липецкая городская поликлиника N2" (далее по тексту- заказчик) 12.05.2015 поступила информация, согласно которой, единственный участник запроса котировок - АНОДПО "Институт государственного и корпоративного управления", в установленный Законом о контрактной системе срок, не представил заказчику подписанный контракт.
Данный факт полностью подтвердил представитель заказчика, присутствующий при проведении внеплановой проверки.
Комиссия Липецкого УФАС России, в результате осуществления проверки факта уклонения от заключения контракта, на основании части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, установила:
Приказом главного врача ГУЗ "Липецкая городская поликлиника N2" от 15.04.2015 N272 принято решение об осуществлении закупки путем проведения запроса котировок и о создании комиссии.
Извещение о проведении запроса котировок на оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию (реестровый номер 0346300093415000029) размещено на официальном сайте госзакупок РФ http://zakupki.gov.ru.
Согласно п.4 ч.1 ст.73 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация: о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель запроса котировок или иной участник запроса котировок, с которым заключается контракт при уклонении победителя запроса котировок от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя запроса котировок или иного участника запроса котировок уклонившимися от заключения контракта.
Проанализировав извещение о проведении запроса котировок от 21.04.2015 Комиссией Липецкого УФАС России выявлено, что заказчиком в п.15 установлено следующее требование: "Победитель запроса котировок должен подписать проект контракта (приложение N 4) и предоставить его заказчику в течение 7 дней со дня размещения на Официальном сайте протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок. Участник запроса котировок, с которым заключается контракт, при уклонении победителя запроса котировок от заключения контракта должен подписать проект контракта и предоставить его заказчику в течение 7 дней с даты получения проекта контракта от заказчика. Контракт может быть заключен не ранее чем через 7 дней с даты размещения на Официальном сайте протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок и не позднее чем через 20 дней с даты подписания указанного протокола".
Таким образом, исходя из установленных заказчиком в извещении о проведении запроса котировок требований к сроку заключения контракта победителем запроса котировок следует, что регламентированный срок для заключения контракта, определен как - до 05.05.2015.
Согласно протокола вскрытия конвертов с заявками, открытия доступа к заявкам, поданным в электронном виде и рассмотрения и оценки котировочных заявок N0346300093415000029 от 28.04.2015, котировочной комиссией заказчика рассматривалась 1 котировочная заявка, поданная на участие в запросе котировок участником закупки - АНОДПО "Институт государственного и корпоративного управления". В результате рассмотрения заявки, комиссией принято решение: признать заявку данного участника соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок, а процедуру запроса котировок - несостоявшейся.
Данный протокол был размещен на официальном сайте госзакупок РФ http://zakupki.gov.ru - 28.04.2015.
В силу ч.8 ст.78 Закона о контрактной системе, протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок подписывается всеми присутствующими на заседании членами котировочной комиссии и в день его подписания размещается в единой информационной системе. Указанный протокол составляется в двух экземплярах, один из которых остается у заказчика, другой в течение двух рабочих дней с даты подписания указанного протокола передается победителю запроса котировок с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в него условий исполнения контракта, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и цены, предложенной победителем запроса котировок в заявке на участие в запросе котировок.
Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, заказчиком, во исполнении вышеуказанной нормы закона, 28.04.2015 по электронной почте в адрес единственного участника запроса котировок- АНОДПО "Институт государственного и корпоративного управления" был направлен проект контракта и протокол вскрытия конвертов с заявками, открытия доступа к заявкам, поданным в электронном виде и рассмотрения и оценки котировочных заявок 0346300093415000029 от 28.04.2015. Кроме того, согласно пояснений представителя заказчика, данные документы были направлены заказчиком в адрес данного участника заказным письмом с уведомлением о вручении.
После указанной даты участником запроса котировок - АНОДПО "Институт государственного и корпоративного управления" никаких действий по заключению контракта предпринято не было.
В соответствии с ч.11 ст.78 Закона о контрактной системе, в случае, если победитель запроса котировок не представил заказчику подписанный контракт в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.
05.05.2015 приказом главного врача ГУЗ "Липецкая городская поликлиника N2" N301 было принято решение о признании участника запроса котировок- АНОДПО "Институт государственного и корпоративного управления" уклонившимся от заключения контракта и направить информацию о данном участнике в Липецкое УФАС России для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия Липецкого УФАС России, рассмотрев представленные заказчиком документы, не находит оснований для признания участника запроса котировок- АНОДПО "Институт государственного и корпоративного управления" уклонившимся от заключения контракта, ввиду следующего.
Как было выше изложено, заказчиком, во исполнение п. 4 ч. 1 ст. 73 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении запроса котировок указан следующий срок, в течение которого победитель запроса котировок или иной участник запроса котировок, с которым заключается контракт при уклонении победителя запроса котировок от заключения контракта, должен подписать контракт: "Победитель запроса котировок должен подписать проект контракта (приложение N 4) и предоставить его заказчику в течение 7 дней со дня размещения на Официальном сайте протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок".
Как установлено, участником запроса котировок- АНОДПО "Институт государственного и корпоративного управления", данный срок не был соблюден, в результате чего, он был признан заказчиком уклонившимся от заключения контракта.
Однако, в соответствии с ч.13 ст.78 Закона о контрактной системе, контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания протокола.
Указанное в ч.13 ст.78 Закона о контрактной системе правило является общим и не делает различий между сроком, в который контракт должен быть заключен с победителем запроса котировок, и сроком, в который контракт должен быть заключен с иным участником запроса котировок, в случае признания победителя уклонившимся от заключения контракта.
Из этого можно сделать вывод, что искомый срок должен содержаться в извещении о проведении запроса котировок в указанных рамках: начинаться через семь дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок и заканчиваться ранее наступления двадцати дней с даты подписания указанного протокола (поскольку в случае уклонения победителя от заключения контракта контракт нужно успеть заключить с иным участником запроса котировок до истечения двадцатидневного срока).
На основании вышеизложенного, заказчик, установив в извещении о проведении запроса котировок срок, в течение которого победитель запроса котировок или иной участник запроса котировок, с которым заключается контракт при уклонении победителя запроса котировок от заключения контракта, должен подписать контракт, а именно: "Победитель запроса котировок должен подписать проект контракта (приложение N 4) и предоставить его заказчику в течение 7 дней со дня размещения на Официальном сайте протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок", допустил нарушение п. 4 ч. 1 ст. 73 Закона о контрактной системе. Данное нарушение закона привело к тому, что заказчиком не была предоставлена возможность участнику запроса котировок- АНОДПО "Институт государственного и корпоративного управления" в сроки, предусмотренные ч.13 ст.78 Закона о контрактной системе, подписать контракт.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение (уклонение от заключения контракта), влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в осуществлении закупок), то есть является мерой юридической ответственности.
Применительно к рассматриваемым правоотношениям, тот факт, что заказчиком не была предоставлена возможность участнику запроса котировок- АНОДПО "Институт государственного и корпоративного управления" в сроки, предусмотренные ч.13 ст.78 Закона о контрактной системе, подписать контракт, свидетельствует об отсутствии неправомерного поведения со стороны данного участника.
Таким образом, оснований для признания АНОДПО "Институт государственного и корпоративного управления" уклонившимся от заключения контракта, с учетом имеющихся в материалах дела документов, у Комиссии Липецкого УФАС России не имеется.
В ходе проведения внеплановой проверки, в действиях заказчика было установлено нарушение ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе, которое заключается в следующем.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В нарушение указанной выше нормы закона, заказчиком в техническом задании (приложение N1 к извещению о проведении запроса котировок) установлено следующее требование к качеству оказания услуг: "1.1. Для оказания образовательных услуг Исполнитель должен привлекать квалифицированных преподавателей".
Установленные нарушения Закона о контрактной системе содержат признаки административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.104 Закона о контрактной системе, Комиссия Липецкого УФАС России решила:
1. По информации, поступившей от Государственного учреждения здравоохранения "Липецкая городская поликлиника N2" об уклонении автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Институт государственного и корпоративного управления" от заключения контракта по итогам проведения запроса котировок на оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию (реестровый номер 0346300093415000029), сведения об автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования "Институт государственного и корпоративного управления" <_> в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Признать в действиях заказчика - Государственного учреждения здравоохранения "Липецкая городская поликлиника N2" нарушение требований п.4 ч.1 ст.73, ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 26 мая 2015 г. N РНП-48-17С/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016