Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 9 апреля 2014 г. N 06-12/14-20
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее по тексту решения - Комиссия Мурманского УФАС)
при участии представителей Филиала "35 судоремонтный завод" открытого акционерного общества "Центр судоремонта "Звездочка" - <>(по доверенности от 08.04.2014 года N 545/272-ФД/54); Ставенской О.В. (по доверенности от 08.04.2014 года N 545/272-ФД/55),
в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "СевЗапИнжиниринг", уведомленного о времени и месте рассмотрения должным образом;
рассмотрев в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" жалобу общества с ограниченной ответственностью "СевЗапИнжиниринг" на действия Филиала "35 судоремонтный завод" открытого акционерного общества "Центр судоремонта "Звездочка" при проведении запроса предложений на Услугу по проведению ремонтных работ мягкой кровли, номер извещения: 31401005290, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 31 марта 2014 года обратилось общество с ограниченной ответственностью "СевЗапИнжиниринг" (далее по тексту решения - ООО "СевЗапИнжиниринг", Заявитель) с жалобой на действия Филиала "35 судоремонтный завод" открытого акционерного общества "Центр судоремонта "Звездочка" (далее по тексту решения - Заказчик, Филиал "35 СРЗ") при проведении запроса предложений на Услугу по проведению ремонтных работ мягкой кровли, номер извещения: 31401005290 (далее по тексту - Запрос предложений).
Из существа поданной жалобы следует, что отдельные положения документации противоречат требованиям Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее по тексту решения - Закон о закупках) и Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту решения - Закон о защите конкуренции), а именно:
1) документация о Запросе предложений не содержит проект договора;
2) в документации о Запросе предложений отсутствуют требования к характеристикам товара, используемого при выполнении работ, что не позволяет участнику сформировать свое предложение;
3) отсутствует порядок формирования цены договора;
4) в документации установлены требования к участнику закупки, которые противоречат друг другу, а именно: на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее по тексту решения - Официальный сайт) в разделе "Документы закупки" Заказчиком размещен файл "Закупочная документация - Обязательное заполнение и предоставление в формате Excel. - Полное заполнение анкетных данных (18 пунктов). - Предоставлять только требуемые в п. 9 КП документы с четким названием файла. - Рассматриваются предложения только с полным предоставлением требуемых документов. - Обязательное предоставление лицензий, разрешений, документов на качество и др.", то есть в названии файла установлено требование предоставить документы только по пункту 9 КП, однако в Извещении о проведении Запроса предложений, опубликованном на Официальном сайте в пункте "Место поставки (адрес)" указано: обязательное предоставление всех документов, указанных в КП;
5) в документации не указаны критерии и порядок оценки заявок на участие в Запросе предложений;
6) в документации установлено неправомерное требование о наличие у персонала участника закупки справок о предоставлении права доступа к секретным сведениям, что приводит к ограничению конкуренции.
Кроме того, ООО "СевЗапИнжиниринг" указывает в жалобе, что опубликованные на площадке fabricant.ru разъяснения о положениях документации вводят в заблуждение участников закупки.
Заявитель просит:
- приостановить размещение заказа до рассмотрения жалобы по существу;
- провести проверку по изложенным в жалобе обстоятельствам;
- в случае установления нарушений со стороны Заказчика выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия Мурманского УФАС, проанализировав доводы Заявителя, выслушав пояснения представителей Заказчика, изучив представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Комиссией Мурманского УФАС установлено, что согласно пункту 4.5 Устава открытого акционерного общества "Центр судоремонта "Звездочка" (далее по тексту решения - ОАО "Центр судоремонта "Звездочка"), утвержденного Общим собранием акционеров (Протокол от 30.03.2011 г.N05) ОАО "Центр судоремонта "Звездочка" имеет филиалы и представительства, в том числе Филиалом "35 СРЗ".
Запрос предложений проводится Филиалом "35 СРЗ" в соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг ОАО "Центр судоремонта "Звездочка", одобренного Решением Совета директоров ОАО "Центр судоремонта "Звездочка" (Протокол от 31.01.2014 г. N 93) (далее по тексту решения - Положение).
Заказчиком 24 марта 2014 года на Официальном сайте опубликовано извещение о закупке N 31401005290 "Услуга по проведению ремонтных работ мягкой кровли".
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В пункте 22 "Коммерческое предложение" документации о проведении Запроса предложений установлено требование: обязательное заполнение и предоставление проекта договора.
В ходе заседания Комиссия Мурманского УФАС установила, что в нарушение части 5 статьи 4 Закона о закупках Филиал "35 СРЗ" не разместил на Официальном сайте проект договора.
В данной части жалоба Заявителя обоснована.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также подпункту 1 пункта 5.4.12 части 5 Положения, в закупочной документации должны быть указаны установленные Заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Комиссией Мурманского УФАС в ходе заседания установлено, что документация о проведении Запроса предложений содержит только формы для заполнения без указания выполнения необходимых работ. Также отсутствуют требования к характеристикам товара, используемого при выполнении работ, что не позволяет участникам сформировать свое предложение и определить конкретные характеристики, наименование услуг, товаров, которые Заказчик просит указать в предложенной для заполнения форме "Спецификация".
Представители Филиала "35 СРЗ" пояснили, что раздел "Спецификация" указан в документации ошибочно.
Однако Комиссия Мурманского УФАС пришла к выводу, что Заказчик, не указав в закупочной документации требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, нарушил пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также подпункт 1 пункта 5.4.12 части 5 Положения.
В данной части жалоба Заявителя обоснована.
В соответствии с пунктом 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должен быть указан порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).
Подпунктом 6 пункта 5.4.12 части 5 Положения установлено, что в закупочной документации должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) либо сведения, что начальная (максимальная) цена не установлена.
Согласно подпункту 8 пункта 5.4.12 части 5 Положения, в закупочной документации должен быть указан порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).
Изучив материалы дела, Комиссия Мурманского УФАС установила, что в документации о проведении Запроса предложений отсутствует порядок формирования цены договора. Следовательно, Заказчик нарушил пункт 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках и подпункт 8 пункта 5.4.12 части 5 Положения.
В данной части жалоба ООО "СевЗапИнжиниринг" обоснована.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и подпунктом 11 пункта 5.4.12 части 5 Положения, в закупочной документации должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В ходе заседания установлено, что на Официальном сайте в разделе "Документы закупки" Заказчиком размещен файл "Закупочная документация - Обязательное заполнение и предоставление в формате Excel. - Полное заполнение анкетных данных (18 пунктов). - Предоставлять только требуемые в п. 9 КП документы с четким названием файла. - Рассматриваются предложения только с полным предоставлением требуемых документов. - Обязательное предоставление лицензий, разрешений, документов на качество и др.", то есть в названии файла установлено требование предоставить документы только по пункту 9 КП.
В Извещении о проведении Запроса предложений, также опубликованном на Официальном сайте, в пункте "Место поставки (адрес)" указано: обязательное предоставление всех документов, указанных в КП.
Таким образом, документация, размещенная на Официальном сайте, содержит противоречивые требования и вводит в заблуждение участников закупки. Заказчик признается нарушившим пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и подпункт 11 пункта 5.4.12 части 5 Положения.
В данной части жалоба Заявителя обоснована.
Пунктом 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также подпунктом 18 пункта 5.4.12 части 5 Положения определено, что в закупочной документации должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Изучив материалы дела, Комиссия Мурманского УФАС установила, что в документации о Запросе предложений отсутствуют критерии и порядок оценки заявок на участие в Запросе предложений.
Таким образом, Филиалом "35 СРЗ" допущено нарушение подпункта 18 пункта 5.4.12 части 5 Положения и части 6 статьи 3 Закона о закупках.
В данной части жалоба ООО "СевЗапИнжиниринг" обоснована.
Как указывалось ранее, в соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и подпунктом 11 пункта 5.4.12 части 5 Положения, в закупочной документации должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Частью 6 Положения регламентированы требования к участнику закупки.
Так пунктом 6.1 Положения установлено, что участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, либо любое физическое лицо несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным в соответствии с настоящим Положением.
В пункте 3 раздела 6 "Коммерческое предложение" документации о Запросе предложений указано требование о наличии у персонала справок о допуске по третьей форме о предоставлении права доступа к секретным сведениям.
Порядок допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется согласно Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 (далее - Инструкция).
На основании пункта 5 Инструкции оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы (службы).
Подготовка материалов для оформления допуска граждан к государственной тайне осуществляется кадровыми подразделениями (работниками, ведущими кадровую работу) организации (пункт 27 Инструкции).
Исходя из выше приведенных норм следует, что участник закупки не может представить справку о допуске по третьей форме о предоставлении права доступа к секретным сведениям на этапе предоставления документов для участия в Запросе предложений, так как данная справка выдается непосредственно при выполнении работ.
Также изучив материалы дела, Комиссия Мурманского УФАС пришла к выводу, что разъяснения Заказчика по положениям документации о проведении Запроса котировок, опубликованные на площадке fabricant.ru вводят в заблуждение участников закупки.
Так, на запрос о предоставлении справок о допуске по третьей форме о предоставлении права доступа к секретным сведениям на площадке fabricant.ru Филиалом "35 СРЗ" опубликован ответ, что участникам Запроса предложений необходимо представить лицензию ФСБ на проведение ремонтно-строительных работ на территории Филиала "35 СРЗ".
Однако в пункте 13 "Коммерческое предложение" документации о Запросе предложений указано, что не требуется копия лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Таким образом, Заказчик, установил неправомерное требование о наличие справки о допуске по третьей форме о предоставлении права доступа к секретным сведениям в качестве условия в допуске к Запросу предложений. Следовательно, Заказчиком нарушен пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и подпункт 11 пункта 5.4.12 части 5 Положения.
В данной части жалоба Заявителя обоснованна.
Поскольку неправомерное требование о наличии у персонала справок о допуске по третьей форме о предоставлении права доступа к секретным сведениям было установлено ко всем участникам закупки, Комиссия Мурманского УФАС не усматривает в действиях Заказчика признаков нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, в силу пункта 5.4.19 части 5 Положения, закупочная документация перед размещением ее на официальном сайте подлежит утверждению Закупочной комиссией.
Комиссия Мурманского УФАС, изучив материалы дела, установила, что Заказчик разместил на Официальном сайте и на площадке fabricant.ru неутвержденную документацию о проведении Запроса предложений.
Таким образом, Заказчик нарушил пункт 5.4.19 части 5 Положения.
Тем не менее, Комиссия Мурманского УФАС приняла решение не выдавать предписание об устранении допущенных нарушений, так как в ходе заседания было установлено, что на Официальном сайте 07.04.2014 года опубликовано извещение об отказе от проведения Запроса предложений.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Мурманского УФАС, решила:
Признать жалобу ООО "СевЗапИнжиниринг" на действия Филиала "35 судоремонтный завод" открытого акционерного общества "Центр судоремонта "Звездочка" при проведении запроса предложений на услугу по проведению ремонтных работ мягкой кровли обоснованной.
В полном объеме решение изготовлено 11 апреля 2014 года.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 9 апреля 2014 г. N 06-12/14-20
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016