Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва
N 4-756 (опубликовано 14 апреля 2014 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 01.04.2014 года
В полном объёме решение изготовлено 14.04.2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Хаджиев Ф.А. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
Санчай Л.С. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;
Кыргыс А.В. - специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;
в присутствии:
представителя ООО УК "Жилсервис" <>
генерального директора ООО УК "ЖЭУ-2" <>
представителя ООО УК "ЖЭУ-2" <>
председателя домового комитета многоквартирного дома по адресу Бухтуева, д.1 <>
рассмотрев дело N 04-06-08/04-14-14 по признакам нарушения ООО УК "Жилсервис" части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
17.01.2014 года (вх. N 196) в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) поступило заявление ООО "ЖЭУ-2" на действия ООО УК "Жилсервис" в части не предоставления по уведомлению ООО "ЖЭУ-2" технической и иной документации на многоквартирные дома, расположенные по адресу: г. Кызыл, ул. Красноармейская д. 168, д. 170, д. 174; ул. Бухтуева д. 1; Титова д. 15, и иных связанных с управлением этими домами документов.
Для рассмотрения заявления Тывинским УФАС России запрошены необходимые документы от ООО УК "Жилсервис" и ООО УК "ЖЭУ-2".
В ходе рассмотрения дела, генеральный директор ООО УК "ЖЭУ-2" пояснил, что 15.11.2013 года и 22.11.2013 года состоялись общие собрания собственников помещений многоквартирных домов по вышеуказанным адресам и путем очного и заочного голосования ООО УК "ЖЭУ-2" было выбрано управляющей компанией.
На основании пункта 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 года N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" ООО "ЖЭУ-2" направило уведомление о принятом на собрании решении Агентству по ЖКХ РТ, Департаменту городского хозяйства Мэрии г.Кызыла, ООО УК "Жилсервис".
11.12.2013 года и 13.12.2013 года ООО УК "ЖЭУ-2" направлены письма ООО УК "Жилсервис" с просьбой передать техническую и иную документацию на многоквартирные дома.
Представитель ООО УК "Жилсервис" пояснил, что многоквартирные дома по вышеуказанным адресам находятся в управлении ООО УК "Жилсервис" и представил копии договоров управления многоквартирными домами, протоколов общего собрания собственников помещений многоквартирных домов, а именно:
1. Многоквартирный дом по ул. Красноармейская, д.170:
1) кв. N <> от 20.09.2010 года;
2) кв. N <> от 15.09.2010 года;
2. Многоквартирный дом по ул. Красноармейская, д.168, кв. N <> от 04.04.2009 года;
3. Многоквартирный дом по ул. Бухтуева, д.1 кв. N <> от 28.10.2009 года;
4. Многоквартирный дом по ул. Титова, д.15:
1) кв. N <> от 17.04.2009 года;
2) кв. N <> от 17.04.2009 года.
5. Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по ул. Красноармейская, д.170 от 19.03.2008 года;
6. Протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по ул. Красноармейская, д.174 от 07.06.2011 года;
7. Бюллетени заочного голосования собственников помещений многоквартирного дома по ул. Красноармейская, д.168 за 2008 год;
8. Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по ул. Бухтуева, д.1 от 07.03.2008 года;
9. Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по ул. Титова, д.15 от 12.03.2008 года.
Представитель ООО УК "Жилсервис" пояснил, что техническая и иная документация до настоящего времени ООО УК "ЖЭУ-2" не передана, поскольку согласно заключениям Службы государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва (исх. N 48 от 21.01.2014 года, исх. N 42 от 20.01.2014 года, исх. N 44 от 20.01.2014 года, исх. N 46 от 21.01.2014 года, исх. N 45 от 20.01.2014 года), собрания собственников помещений многоквартирных домов по вышеуказанным адресам проведены с нарушением требований части 4 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в связи с чем, требуется проведение повторных собраний.
Кроме того, в адрес ООО УК "Жилсервис" поступили заявление от собственников жилых помещений в многоквартирном доме по адресу ул.Титова, д.15, <> (вх. N 192 от 11.02.2014 года) и <> (вх. N 193 от 11.02.2014 года), что на собрании собственников жилых помещений их дома они не присутствовали и протокол собрания о выборе управляющей компанией ООО "ЖЭУ-2" не подписывали.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующим выводам.
Порядок выбора способа управления, а также осуществления управления многоквартирными домами управляющей организацией закрепляется Жилищным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами.
В силу статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в частности, выбор способа управления многоквартирным домом.
Согласно частям 3 и 9 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.
Согласно протоколам, представленным ООО УК "ЖЭУ-2" в адрес Тывинского УФАС России, на общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах большинством голосов управляющей компанией было выбрано ООО УК "ЖЭУ-2", а именно:
1) ул. Красноармейская, д. 170 - 52% (протокол N 8 от 15.11.2013 года);
2) ул. Красноармейская, д.174 - 55,17% (протокол N 9 от 15.11.2013 года);
3) ул. Титова, д.15 - 65,08% (протокол N 11 от 22.11.2013 года);
4) ул. Бухтуева, д.1 - 51,82% (протокол N 10 от 22.11.2013 года);
5) ул. Красноармейская, д. 168 - 56,58% (протокол N 7 от 15.11.2013 года).
Довод представителя ответчика о том, что собрания собственников помещений многоквартирных домов по вышеназванным адресам проведены с нарушением требований жилищного законодательства, в связи с чем, принятое на них решение не законно, Комиссией Тывинского УФАС России отклоняется по следующим основаниям.
Согласно частям 5 и 6 статьи 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.
Таким образом, законность решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирных домах, может быть проверена только в судебном порядке, в связи с чем, заключения Службы государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва о проведении собраний собственников помещений многоквартирных домов по вышеуказанным адресам с нарушением требований жилищного законодательства не являются основанием для не передачи ООО УК "Жилсервис" вновь выбранной управляющей компании ООО УК "ЖЭУ-2" технической и иной документации на многоквартирные дома по вышеназванным адресам.
Как следует из материалов дела N 04-06-08/04-14-14 и пояснений лиц, участвующих в рассмотрении дела, данное решение кем-либо из собственников помещений в многоквартирных домах по вышеуказанным адресам в установленном жилищным законодательством порядке не оспорено.
Таким образом, в соответствии с частью 8.2 статьи 162 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирных домах по вышеуказанным адресам в одностороннем порядке отказались от исполнения договоров управления многоквартирными домами с ООО УК "Жилсервис", наделив всеми правами управления многоквартирными домами вновь выбранную управляющую компанию - ООО УК "ЖЭУ-2".
В соответствии с частью 10 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация за 30 дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации.
Таким образом, положениями части 10 статьи 162 ЖК РФ закреплена обязанность ООО УК "Жилсервис" передать ООО УК "ЖЭУ-2" техническую и иную документацию на многоквартирные дома по вышеуказанным адресам.
Согласно пунктам 7 и 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Статья 14 настоящего закона содержит запрет на недобросовестную конкуренцию.
В соответствии с выписками из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО УК "Жилсервис" является управление эксплуатацией жилого фонда (ОКВЭД 70.32.1) и ООО "ЖЭУ-2" - управление недвижимым имуществом (ОКВЭД 70.32).
Таким образом, как видно из видов деятельности ООО УК "Жилсервис" и ООО УК "ЖЭУ-2" являются хозяйствующими субъектами - конкурентами, поскольку осуществляют деятельность на одном товарном рынке (рынке по управлению многоквартирными домами) в пределах одних географических границ (на территории г. Кызыла).
Недобросовестная конкуренция со стороны ООО УК "Жилсервис" в отношении ООО УК "ЖЭУ-2" выразилась в уклонении от передаче по уведомлению ООО "ЖЭУ-2" технической и иной документации на многоквартирные дома, расположенные по адресам: ул. Красноармейская, д. 168, 170, 174, ул. Титова, д.15, ул. Бухтуева, д.1, в связи с чем, у ООО УК "ЖЭУ-2" возникли препятствия в осуществлении деятельности по обслуживания многоквартирных домов по вышеназванным адресам.
Таким образом, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что указанные действия ООО УК "Жилсервис" нарушают требования части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, части 1 статьи 49 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела N 04-06-08/04-14-14 о нарушении антимонопольного законодательства, решила:
1. Признать Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилсервис" нарушившим часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части уклонения от передачи технической документации на многоквартирные дома, расположенные по адресам: г. Кызыл, ул. Красноармейская, д.168, 170, 174, ул. Титова, д.15, ул. Бухтуева, д.1, и иные, связанные с управлением домами документов, вновь выбранной управляющей компании - Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖЭУ-2".
2. Выдать Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилсервис" предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела должностному лицу Тывинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по признакам нарушения статьи 14.33 КоАП РФ.
Председатель Комиссии Ф.А. Хаджиев
Члены Комиссии Л.С. Санчай
А.В. Кыргыс
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26 июля 2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республика Тыва.
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений антимонопольного законодательства
по делу N 04-06-08/04-14-14
14 апреля 2014 года г. Кызыл
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Хаджиев Ф.А. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
Санчай Л.С. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;
Кыргыс А.В. - специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьями 50 и 51 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
на основании своего решения от 14 апреля 2014 года по делу N 04-06-08/04-14-14 о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилсервис" (ОГРН 1081701000248, ИНН 1701042995, юридический адрес: 667003, Республика Тыва, г.Кызыл, ул. Лопсанчапа, д.5) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилсервис" прекратить нарушение требований части 1 статьи 14 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно в срок до 16.05.2014 года передать техническую документацию на многоквартирные дома, расположенные по адресам: г. Кызыл, ул. Красноармейская, д. 168, 170, 174, ул. Титова, д.15, ул. Бухтуева, д.1, и иные, связанные с управлением домами документы, вновь выбранной управляющей компании - Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖЭУ - 2".
2. О выполнении пункта 1 настоящего предписания ООО УК "Жилсервис" надлежит в срок до 21.05.2014 года представить в адрес Тывинского УФАС России документальные доказательства исполнения настоящего предписания.
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Тыва в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Согласно части 2.5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении недобросовестной конкуренции установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии __________Ф.А. Хаджиев
Члены Комиссии __________ Л.С. Санчай
__________ А.В. Кыргыс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва N 4-756 (опубликовано 14 апреля 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016