Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
N К05-104/13 (опубликовано 14 апреля 2014 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 31 марта 2014 года
Полный текст решения изготовлен 14 апреля 2014 года
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела N К05-104/13 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии
Соколова И.П. - заместитель руководителя Управления.
Члены Комиссии:
Никитина М.Ф. - начальник отдела пресечения
монополистической деятельности и
недобросовестной конкуренции,
Клименко И.В. - заместитель начальника юридического
отдела,
рассмотрев дело N К05-104/13, возбужденное по признакам нарушения ООО "Экотен" (197110, Санкт-Петербург, Константиновский пр. д. 18, лит. А.) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившимся в распространении неточных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации, установила:
1. В Санкт-Петербургское УФАС России поступило заявление Компании Гест Комфорт Лтд, в лице представителя ООО "ПасТер" (далее Заявитель) на действия ООО "Экотен", выразившиеся во введении в заблуждение относительно характера, потребительских свойств, качества товара, а именно:
Заявитель, Компания Гест Комфорт Лтд, зарегистрированная по законодательству Финляндии с единоличным правом дистрибьюторства товаров медицинского значения бренда "Сиссел", реализует в Российской Федерации ортопедические подушки SISSEL производителя Foam Handels (Швеция), реализуя их через торгового представителя --- ООО "ПасТер".
Согласно проверке, проведенной Компанией Гест Комфорт (Финляндия), сведения о регистрации компании Тtoman в базе данных отсутствует, в связи с чем, ортопедические подушки "Экотен", технические условия и регистрационные документы на которые были получены в 2010 г., не могут являться "ортопедическими подушками", изготовленными по заказу и под контролем шведской компании Тtoman. Компания Luomma зарегистрирована в Финляндии в 2011 г., в связи с чем, ортопедические подушки "Экотен", технические условия и регистрационные документы, на которые были получены в 2010 г., не могут являться "ортопедическими подушками Luommа", не существующий на момент разработки и регистрации подушек. Подушки под торговыми знаками Ttomman (Швеция) и Luomma (Финляндия) не имеют собственных регистрационных документов и продаются по регистрационным документам на подушку "Экотен", произведенную ООО "Экотен" (Россия), не смотря на то, что сотрудники данной компании утверждают, что регистрационные удостоверения на импортные изделия у них имеются. Рекламируемый ООО "Экотен" торговый знак Ttomman (Швеция) в действительности принадлежит ООО "Экотен" по Свидетельству N 438458. Электронный адрес официального сайта "Шведской компании МТ "ttoman.ru", в действительности никому не принадлежит. Так же ООО "Экотен" в своей рекламной информации (в аннотации и на официальном сайте) пишет, что продукция рекомендована к применению Росздравнадзором, и материалы прошли строжайший контроль качества в соответствии с требованиями Всемирной Организацией Здравоохранения.
При таких обстоятельствах, Заявитель полагает, что ООО "Экотен" продает подушки неизвестного производителя, не зарегистрированного в установленном законом порядке на территории Российской Федерации, рекламируя их как высококачественную продукцию известных торговых марок Ttomman (Швеция) и Luomma (Финляндия).
Кроме того, письмами от 23.07.2013 и 21.08.13 г.г. ООО "ПасТер" представлены дополнительные документы в отношении действий ООО "Экотен", в которых, по мнению Заявителя, также содержится неточная информация, в т.ч. информация о сайте www.ttoman.ru, письмо об отсутствии регистрации на территории Российской Федерации ортопедических подушек торговых марок Ttoman (Швеция) и Luomma Финляндия), распечатки официальных сайтов торговых компаний, предлагающих изделия Luomma и Ttoman потребителям.
2. Позиция ООО "Экотен", изложенная письмами N16474 от 23.08.2013 г., N 22489 от 11.11.2013 г. в заседаниях Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России, заключается в следующем.
ООО "Экотен" предоставило документы, подтверждающие совместную деятельность со шведскими специалистами по вопросу изготовления и реализации ортопедических изделий, а именно:
-- контракт о совместной деятельности N 1-02 от 13.10.2010 г.,
- контракт о совместной деятельности N 1-03-от 22.03.2011 г.,
Согласно приказу N 3/10 от 09.07.2010 г., для улучшения качества продукции расширения модельного ряда и привлечения потребителей ООО "Экотен" приняло решения (в рамках Технических условий N 936-002-63055870-2010 от 9.03.2010 г.) разработать технологические условия для двух линеек товаров. Первая линейка Ttoman был разработана со специалистами Швеции. Вторая линейка товаров Luomma разрабатывалась под руководством финских специалистов. Данная информация не означала, что данные товары производятся на территории Швеции и Финляндии. Впоследствии, когда на некоторых сайтах в сети интернет появились ошибочные указания на производство товаров Ответчика шведским и финскими производителями, руководством компании было принято решение удалить скобки с указанием Финляндии и Швеции.
ООО "Экотен" предоставляло в Росздравнадзор образец подушки, разработанный по Техническим условиям от N 936-00263055870-2010 от 09.03.2010 г., в рамках характеристик данных ТУ. Согласно техническим условиям ООО "Экотен" имеет право в рамках согласованных с Росздравнадзором параметров изготавливать подушки разных видов.
09.12.2013 года руководством ООО "Экотен" был издан Приказ N 6П/2013 об изъятии из печати и со страниц официального сайта ООО "Экотен" фразы "Рекомендовано Росздравнадзором" и замене ее фразой "Разрешено Росздравнадзором"
Изделия маркируются согласно требованию законодательства Российской Федерации и Техническим условиям. В приложенных документах, представляемых продавцам, указан полный перечень подушек, приложена маркировка по каждой подушке. На вшивных этикетках указан торговый знак Ttoman или логотип Luomma соответствующей линейки товаров, что не запрещено законодательством РФ.
3. Материалами дела N К05-104/13 установлено следующее.
3.1. Заявитель осуществляет деятельность по производству и реализации ортопедических приспособлений, изделий медицинского назначения, розничной и оптовой торговлей медицинскими товарами, в т.ч. ортопедических подушек SISSEL, с момента создания компании с 1997 г. Так же присутствует регистрационное удостоверение N ФСЗ 2011/09702 на изделия медицинского назначения: подушки ортопедические SISSEL производства Германия. В т.ч. предоставлена декларация о соответствии ортопедических подушек SISSEL. С 28.03.2001 г. производитель ортопедических подушек SISSEL ФОАМ Хандельс АБ (Швеция) предоставил ООО "ПасТер" эксклюзивные права на продажу и предоставление продуктов на всей территории России.
Ответчик осуществляет деятельность по изготовлению и реализации ортопедических изделий. Началом реализации ортопедических подушек Ttoman является июнь 2011 г. Началом реализации ортопедических подушек, произведенных в рамках контрактов с компанией Luomma, является июль 2011 г.
Таким образом, Заявители и Ответчик являются конкурентами на рынке ортопедической продукции.
3.2 Заявителем были представлены письма N 16-14115/13 от 10.09.2013 г., N02.12197/13 от 14.08.2013 г. от Росздравнадзора (Россия), в которых сообщается следующее.
Письмом от 10.09.2013 г. N 16-14115/13 Росздравнадзор сообщает, что рекомендация конкретных медицинских изделий Росздравнадзором не осуществляется. Знак "рекомендовано Росздравнадзором", размещенный на печатном материале ООО "Экотен", знаком Росздравнадзора не является. Таким образом, размещение знака допущено производителем (продавцом) по собственной инициативе, без участия Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения. Ортопедические подушки торговой марки Luomma, страна производства Финляндия, в качестве медицинских изделий на территории Российской Федерации не зарегистрированы и к медицинскому применению не допущены.
Письмом от 14.08.2013 г. N02.12197/13, Росздравнадзор сообщает, что производитель ООО "Экотен", Россия, зарегистрирован на территории Российской Федерации в установленном порядке, регистрационное удостоверение NФСР 2010/07596 от 05.05.2010. В указанном регистрационном удостоверении иные производители, кроме "Экотен", Россия не упомянуты. Таким образом, указанное регистрационное удостоверение не распространяется на ортопедические подушки производства Швеции (торговая марка "Ttoman") и производства Финляндии (торговая марка "Luomma"). Ортопедические подушки торговых марок Ttomman (Швеция), Luomma (Финляндия) в качестве медицинских изделий на территории Российской Федерации не зарегистрированы.
В соответствии с письмом Росздравнадзора, на изделия совместного производства регистрационные удостоверения, выданные ООО "Экотен", не распространяются.
Заявитель направлял запрос в Государственную службу по надзору в области здравоохранения VALVIRA (Финляндия) с вопросом: Являются ли Luomma и Ttoman зарегистрированными торговыми марками медицинских изделий индивидуального пользования в Финляндии В ответ от Государственной службы по надзору в области здравоохранения ВАЛВИРА была получена информация, что Luomma Oy не зарегистрирована в качестве производителя медицинских изделий и принадлежностей. Предприятие не зарегистрировано в поддерживаемом Государственной службой по надзору в области здравоохранения ВАЛВИРой в Финляндии реестре медицинских изделий www.valvira.fi/luvat/terveydenhuollon_laitteet_ja_tarvikkeet/ilmoitus_lai terekisteriin. У Государственной службы по надзору в области здравоохранения ВАЛВИРы (Финляндия) нет сведений о коммерческой деятельности данного предприятия.
Ответчик предоставлял в Розcдравнадзор образец подушки, разработанный по Техническим условиям от N 936-00263055870-2010 от 09.03.2010 г., в рамках характеристик данных ТУ. Согласно техническим условиям и регистрационному удостоверению N ФСР 2010/07596, выданному Росздравнадзором от 05 мая 2010 г. разрешено к производству, продаже и применению на территории Российской Федерации ортопедические подушки нескольких типов, указанных в приложении к регистрационному удостоверению N ФСР 2010/07596. Следовательно, ООО "Экотен" имеет право в рамках согласованных с Росздравнадзором параметров изготавливать подушки разных видов.
Подушки линейки Ttoman и Luomma разрабатываются согласно:
- Техническим условиям от N 936-00263055870-2010;
- -- Регистрационное удостоверение N ФСР 2010/07596 от 05.05.2010 г.;
- Сертификат соответствия от 11.05.2013 г.;
- Декларация соответствия от 01.11.2011 г.
На каждом изделии (в том числе, изготовленных под товарным знаком Экотен, Luomma, Ttoman) указан номер регистрационного удостоверения, а так же вся необходимая информация, представление которой обязательно согласно законодательству РФ.
Письмом N4935 от 17.03.2014 г. Ответчик поясняет, что с момента создания Технических условий N 936-00263055870-2010 от 09.03.2010 г. не вносил в них изменений и не регистрировал в Росздравнадзоре никаких иных технических условий. Разработка технологических условий в рамках параметров, разрешенных Техническими условиями, разрешена законом и не подлежит регистрации в Росздравнадзоре. Росздравнадзор внес ООО "Экотен" в график проверок.
09.12.2013 года руководством ООО "Экотен" был издан Приказ N 6П/2013 об изъятии из печати и со страниц официального сайта ООО "Экотен" фразы "Рекомендовано Росздравнадзором" и замена ее фразой "Разрешено Росздравнадзором". В соответствии с приказом внесены изменения на официальном сайте ООО "Экотен".
Материалы дела N К05-104/13 свидетельствуют, что рекомендация конкретных медицинских изделий Росздравнадзором не осуществляется. Знак "Рекомендовано Росздравнадзором", размещенный на печатных материалах ООО "Экотен", знаком Росздравнадзора не является. Таким образом, размещение знака допущено Ответчиком по собственной инициативе, без участия Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения. Действия ООО "Экотен" в части указания неточных сведений в рекламной продукции, противоречат обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности и могли причинить убытки хозяйствующим субъектам - конкурентам, что запрещено частью 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
3.3. Материалы дела подтверждают, что ООО "Экотен" в своей рекламной информации указывает на то, что поставляемые Обществом ортопедические изделия прошли контроль качества в соответствии с требованиями Всемирной Организацией Здравоохранения и использует логотип данной организации.
В обоснование достоверности данной информации Ответчик представил приказ N 3П/2012 от 09.07.2012 г. "О необходимости соответствия товаров, производимых ООО "Экотен", рекомендациям ВОЗ", утвержденный генеральным директором ООО "Экотен". Доказательств того, что данный контроль не осуществляется и изделия, выпускаемые ООО "Экотен", не соответствуют требованиям ВОЗ, Заявителем не представлены.
В то же время, следует признать обоснованным довод Заявителя об отсутствии у ООО "Экотен" правовых оснований для использования при продвижении выпускаемых ортопедических изделий логотипа Всемирной организации здравоохранения. Однако доказательства того, что данное использование осуществлялось в целях получения преимуществ на рынке и нанесло ущерб конкурентам, в материалах дела отсутствуют.
3.4 К пояснениям Заявителя предоставлено письмо от 29.08.2013 г., в котором имеется информация, что Шведское предприятие Ttoman зарегистрировано по адресу Томтебугатан 224 Стокгольм. Проведя исследование, Заявитель выяснил, что на указанной улице Томтебугатан отсутствует дом 244. А Интернет-сайт www/ttoman.ru не имеет отношения ни к шведской компании Ttoman, ни к ООО "Экотен.
Согласно пояснениям Ответчика письмами от 21.11.2013 г. и 24.12.2013 г., производство ООО "Экотен" расположено по адресу: Колпино, Загородная ул., д.6. В подтверждение представлен договор аренды N7/13А от 01.01.2013 г.; N7/13А от 01.01.2012 г. ООО "Экотен" планировало организовать свои представительства на территории Швеции и Финляндии для сбора всей новейшей информации в области ортопедических изделий и удобного взаимодействия с профессиональными специалистами Швеции и Финляндии. Однако ввиду сложностей и высокой стоимости услуг шведских компании ООО "Экотен" было вынуждено отказаться от идеи организации представительства в Швеции. Соответственно финансирование сайта www/ttoman.ru было закрыто, а линейка продуктов, производимых под торговой маркой Ttoman, соединена с линейкой товаров Luomma.
Первоначально на товарах было напечатано: Ttoman (Швеция), Luomma (Финляндия), так же на коробках 2011 г. линейки Ttoman был указан шведский адрес: Стокгольм, ул. Томтебогатан, 224. На данный момент печать адреса не производится уже более года.
Использование логотипа разрешено финской компанией Luomma. В доказательство представлена нотариально заверенная копия письма, в котором АО "Луомма" (Финляндия) подтверждает качество продукции, которую производит ООО "Экотен", и разрешает использовать логотип (Luomma) согласно российскому и финскому законодательству.
Поскольку шведский проект оказался убыточным и ООО "Экотен" более не сотрудничает со шведскими специалистами, то с 2011 г. Шведский адрес в маркировке товаров отсутствует. На каждом изделии стоит маркировка с указанием регистрационного удостоверения, адреса производства и наименования производителя и прочие реквизиты в соответствии с Российским законодательством.
Таким образом, приведенная выше информация указывает на то, что рекламная продукция и маркировка продукции компании Экотен содержала неточную информацию относительно производства ортопедических изделий, которая могла вводить покупателей ООО "Экотен" в заблуждение относительно места производства, контроля и качества соответствующих изделий. Также материалы дела не подтверждают, что словесное обозначение Ttoman является товарным знаком шведской компании.
3.5 Санкт-Петербургским УФАС России запросило сведения о продукции торговых марок Luomma и Ttoman у партнеров ООО "Экотен", реализующих данные изделия в розницу на территории Санкт-Петербурга и указанных на официальном сайте ООО "Экотен".
ОАО "Медтехника-1" письмом N4744 от 14.03.2014 г. представило информацию, что закупает изделия торговых марок TM Ttoman, ТМ Luomma производства ООО "Экотен" (Россия, Санкт-Петербург, Константиновский проспект д.18, лит А) по договорам N ИЮ от 22.09.2011 и N ИЮ от 09.01.2013 г. Информацию о том, что данные изделия изготавливаются в Швеции, Финляндии никто не предоставлял.
ЗАО "Первая Помощь" письмом N 4762 от 14.03.14г. пояснило, что поставщиком подушек СО-03-206А является ООО "Экотен" по договору поставки NПП-36037 от 24.11.2010 г. Информация о месте производстве поставляемой в рамках Договора продукции содержится в регистрационном удостоверении на медицинское изделие от 06.12.2013 г., а так же на упаковке продукции. Место производства продукции Санкт-Петербург, Константиновский проспект д.18, лит А.
ООО "Лайт степ" письмом N4786 от 14.03.2014 г. сообщило, что изделия торговых марок TM Ttoman, ТМ Luomma производства ООО "Экотен" (Россия, Санкт-Петербург, Константиновский проспект д.18, лит А) поставляются по договорам N АЮ от 10.03.2011. Информация о месте производства данных медицинских изделий предоставляется поставщиком. Производитель ООО "Экотен" расположен по адресу Россия, Санкт-Петербург, Константиновский проспект д.18, лит А.
Аналогичная информация пришла от других партнеров Ответчика (в т.ч. ИП. Остриков; Доброта.ру; Медицинский магазин).
Согласно представленной информации, в настоящее время ортопедическую продукцию торговых марок TM Ttoman, ТМ Luomma поставляет ООО "Экотен" с полным пакетом документов, в т.ч. с регистрационным удостоверением на медицинские изделия и информацией о месте производства ортопедической продукции.
Таким образом, довод Заявителя о том, что ООО "Экотен" продает подушки неизвестного производителя, не зарегистрированного в установленном законом порядке на территории Российской Федерации, рекламируя их как высококачественную продукцию производителей из Швеции и Финляндии, не подтверждается материалам дела.
В то же время используемые ранее ООО "Экотен" при реализации ортопедической продукции собственного производства обозначения Ttomman (Швеция) и Luomma (Финляндия), без уточнения степени фактического участия компаний и специалистов указанных стран в разработке, производстве и контроле качества соответствующих изделий, могут вводить покупателей в заблуждение относительно данных обстоятельств и воздействовать на принятие решений о приобретении соответствующей продукции.
3.6 В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.
Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (п.9 статья 4 Закона о защите конкуренции).
Согласно положениям статьи 10 bis Конвенция по охране промышленной собственности (Париж 20 марта 1883 года) актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету:
2) ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента;
3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.
Действия ООО "Экотен" по распространению неточных либо искаженных сведений относительно места разработки, производства, осуществления контроля качества ортопедических изделий (подушки), а также о наличие рекомендаций Росздравнадзора относительно соответствующей продукции противоречат обычаям делового оборота и могут причинить убытки хозяйствующим субъектам - конкурентам, в связи с переключением спроса на изделия, которые продвигались на рынке как продукция иностранного (европейского) производства, прошедшая контроль качества со стороны шведских специалистов (в отношении торговой марки Ttoman, которая позиционировалась как товарный знак шведской компании) и рекомендованная Росздравнадзором к использованию, что не соответствовало действительности. Такие действия запрещены частью 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
Принимая во внимание установленные обстоятельства и руководствуясь ст.10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, частью 1 статьи 14, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России, решила:
1. Признать в действиях ООО "Экотен" нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в распространении неточной, искаженной информации, сведении об ортопедических изделиях, с использованием словесных обозначений Ttoman (Швеция) и Luomma (Финляндия), что может ввести потребителей в заблуждение, относительно места разработки, производства, осуществления контроля качества соответствующих изделий, владельца товарного знака Ttoman, а так же в распространении информации, о том, что ортопедические изделия производства ООО "Экотен" рекомендованы к использованию Росздравнадзором.
2. Выдать ООО "Экотен" предписание прекращении недобросовестной конкуренции и недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии И.П.Соколова
Члены Комиссии М.Ф.Никитина
И.В.Клименко
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу N К05-104/13 (опубликовано 14 апреля 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016