Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 8 мая 2015 г. N 92-ВП/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: -- начальника отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России;
Членов Комиссии: - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
-- ведущего специалиста - эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России,
руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании обращения ООО "СтройСервисГрупп" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции благоустройства - установка малых архитектурных форм в мкр. 6,9,12,17,18,21 (изв. N 0369300001515000016), в присутствии:
- представителей Муниципального казенного учреждения "Служба заказчика по инфраструктуре и городскому хозяйству города Снежинска", действующих на основании доверенностей NN01-14/33,32, а также Распоряжения администрации Снежинского городского округа от 10.11.2010 N341/лс;
- представителя ООО "СтройСервисГрупп", действующего на основании Приказа N1 от 01.04.2013 года, установила:
В адрес Челябинского УФАС России поступила жалоба ООО "СтройСервисГрупп" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции благоустройства - установка малых архитектурных форм в мкр. 6,9,12,17,18,21 (изв. N 0369300001515000016) (далее - закупка).
Руководствуясь частью 15 статьи 105 Закона о контрактной системе, представитель ООО "СтройСервисГрупп" на заседании Комиссии представил заявление об отзыве жалобы ООО "СтройСервисГрупп" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции благоустройства - установка малых архитектурных форм в мкр. 6,9,12,17,18,21 (изв. N 0369300001515000016).
В связи с чем, Комиссия приняла решение о прекращении рассмотрения доводов, изложенных в жалобе по существу и о проведении внеплановой проверки определения поставщика.
Согласно представленным документам Муниципальное казенное учреждение "Служба заказчика по инфраструктуре и городскому хозяйству города Снежинска" (далее - заказчик) 02.03.2015 объявили о проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции благоустройства - установка малых архитектурных форм в мкр. 6,9,12,17,18,21 путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения N 0369300001515000016 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 6 557 531 рублей 00 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 29.03.2015 в 13 часов 00 минут.
В соответствии с протоколом N0369300001515000016-1 рассмотрения заявок от 30.03.2015 года на участие в закупке подано 19 заявок. Все заявки признаны соответствующими требованиям документации о закупке, а участники допущены до участия в аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 02.04.2015 года 11 участников сделали ценовое предложение на аукционе. Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило более 27 %.
Исходя из протокола N0369300001515000016-3 рассмотрения вторых частей заявок от 06.04.2015 года вторая часть заявки ООО "Арекс" (участник, сделавший наилучшее предложение о цене контракта) признана несоответствующей требованиям документации о закупке, в связи с чем участник не допущен до дальнейшего участия в закупке.
Победителем признано ООО "СтройСервисГрупп" с предложением о цене контракта 2 131 197 рублей 50 копеек.
На дату проведения внеплановой проверки определения поставщика контракт по итогам проведения закупки не заключен.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с требованиями части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
При этом обязанность заказчика по установлению данных требований продиктована возложенными обязанностями на аукционную комиссию проверять соответствие участника указанным требованиям.
Вместе с тем, извещение об осуществлении закупки исчерпывающий перечень требований к участникам закупки не содержит. При этом указывает на формулировку: единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ), предусмотренную функционалом официального сайте. Вместе с тем, данная формулировка не конкретизирует, установленные заказчиком, требования к участникам закупки, следовательно, не является надлежащим исполнением части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
2. В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
2.1. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В соответствии с пунктом 5.1 проекта контракта работы по настоящему контракту считаются выполненными окончательно и в полном объеме после проведения экспертизы на соответствие выполненных работ, предусмотренных контрактом, его условиям.
Пункт 5.2 проекта контракта устанавливает, что срок проведения экспертизы составляет не более 14 календарных дней, с даты сдачи подрядчиком, выполненных работ. Иных сроков приемки выполненных работ проект контракта не содержит.
При этом пункт 1 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе указывает, что экспертиза является отдельным этапом приемки результатов выполненной работы, оказанной услуги, поставленного товара.
Вместе с тем заказчик в нарушение указанных положений не предусмотрел в проекте контракта весь необходимый комплекс мер по приемки выполненных работ, а также сроки проведения данной приемки.
2.2. В соответствии с частями 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта должен быть предусмотрен размер штрафа, как для заказчика, так и для поставщика (подрядчика, исполнителя), который начисляется за ненадлежащее исполнение заказчиком (поставщиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее - Постановление Правительства РФ N1063).
Данные правила устанавливают порядок расчета штрафа в зависимости от суммы контракта.
Так, за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта рассматриваемой закупки равна 6557531 рублей 00 копеек. Следовательно, цена контракта, сформированная на аукционе, может как превысить 3 млн. рублей, так и не превысить указанной суммы.
Вместе с тем, заказчик в нарушение данных положений законодательства о контрактной системе предусмотрел ответственность в виде уплаты штрафа на заказчика и подрядчика 2,5% и 10 % от цены контракта, что соответствует цене контракта менее 3 млн. рублей.
Отсутствие в проекта контракта надлежащих размером ответственности в случае неисполнения/ненадлежащего исполнения сторонами обязательств по контракту при цене контракта более 3 млн. рублей может привести к заключению контракта, не соответствующего требованиям законодательства о контрактной системе.
Таким образом, заказчиком при утверждении документации о закупке нарушены положения частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Однако, исходя из требований заказчика к используемым материалам при выполнении работ (техническое задание), невозможно определить максимальные и (или) минимальные значения показателей товара, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Так, техническое задание содержит 38 позиций малых архитектурных форм, которые необходимо использовать при выполнении работ. Каждая позиция указывает необходимые размеры. Вместе с тем, из данных сведений невозможно сделать вывод о требуемых заказчику значениях ширины, длины требуемого товара.
Например, тип N2 качалка-балансир размеры: не менее 2100х440 мм, не более 2150Х490 мм. При этом, какой показатель относится к длине, какой к ширине установить невозможно. Такая же ситуация обстоит и с иными позициями технического задания: 3,4,5,6,7 и др.
Таким образом, описание объекта закупки не соответствует части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. В силу части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с пунктом 3.6. информационной карты, пунктом 2.7 проекта контракта заказчиком установлены сроки выполнения работ: начальный - 13.04.2015 года; конечный - 15.09.2015.
На дату проведения внеплановой проверки - 08.05.2015 года - контракт по итогам проведения закупки не заключен. Начальный срок выполнения работ уже прошел. Следовательно, заключение контракта на данных условиях не представляется возможным.
В свою очередь изменение в проекте контракта сроков выполнения работ неизбежно приведет к заключению контракта не на условиях, предусмотренных документацией о закупке, что является нарушением части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
5. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Данные условия исполнения контракта продублированы и пунктом 8.2 информационной карты.
Однако пункт 8 проекта контракта предусматривает способ обеспечения исполнения контракта в виде залога денежных средств, что не соответствует требованиям части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, а также требованиям документации о закупке.
Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной Муниципальным казенным учреждением "Служба заказчика по инфраструктуре и городскому хозяйству города Снежинска", руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, решила:
1. Признать в действиях Муниципального казенного учреждения "Служба заказчика по инфраструктуре и городскому хозяйству города Снежинска" нарушения пункта 1 части 1, части 3 статьи 94, частей 5,8,13 статьи 34, части 2 статьи 33, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
2. Выдать заказчику, оператору электронной площадке обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 92-ВП/2015
08 мая 2015 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: -- начальника отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России;
Членов Комиссии: - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
на основании решения Челябинского УФАС России от 08.05.2015 года, по итогам проведенной внеплановой проверки соблюдения требований законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции благоустройства - установка малых архитектурных форм в мкр. 6,9,12,17,18,21 (изв. N 0369300001515000016) (далее - закупка) в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе, предписывает:
1. Муниципальному казенному учреждению "Служба заказчика по инфраструктуре и городскому хозяйству города Снежинска" с момента размещения настоящего предписания на официальном сайте в сети "Интернет" не заключать контракт по итогам проведения закупки (изв. N0369300001515000016), оформленной протоколом N0369300001515000016-3 рассмотрения вторых частей заявок от 06.04.2015 года;
2. Аукционной комиссии по закупке (изв. N 0369300001515000016) в срок до 27.05.2015 года принять решение об отмене протоколов, составленных по итогам проведения закупки, а также передать указанное решение Муниципальному казенному учреждению "Служба заказчика по инфраструктуре и городскому хозяйству города Снежинска" и для дальнейшего его опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru;
3. Муниципальному казенному учреждению "Служба заказчика по инфраструктуре и городскому хозяйству города Снежинска" в срок до 27.05.2015 года принять решение об отмене закупки (изв. N0369300001515000016);
4. Муниципальному казенному учреждению "Служба заказчика по инфраструктуре и городскому хозяйству города Снежинска" в срок до 27.05.2015 года разместить указанные в пунктах 2,3 настоящего предписания решения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru;
5. ЗАО "Сбербанк-АСТ" с 14.05.2015 обеспечить Муниципальному казенному учреждению "Служба заказчика по инфраструктуре и городскому хозяйству города Снежинска" возможность исполнения пунктов 2 - 4 настоящего предписания;
6. Муниципальному казенному учреждению "Служба заказчика по инфраструктуре и городскому хозяйству города Снежинска" в подтверждение исполнения предписания в срок до 29.05.2015 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания (в письме об исполнении предписания указывать номер дела), а именно копию решения об отмене закупки, в том числе копию решения об отмене протоколов, составленных по итогам проведения закупки, а также доказательства размещения решений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего предписания на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.
За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.
Председатель Комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 8 мая 2015 г. N 92-ВП/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016