Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
N 26.05.2015 Р/05/505 (опубликовано 27 мая 2015 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Комиссия) по рассмотрению жалобы о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
|
- заместителя руководителя, председателя Комиссии; |
|
- начальника отдела антимонопольного контроля, члена Комиссии; - старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля, члена Комиссии; - главного специалиста-эксперта отдела естественных монополий, члена Комиссии, |
в присутствии представителей:
заказчика - (по доверенности), (по доверенности), Зельцова А.Л. (по доверенности);
заявителя - (по доверенности), (по доверенности),
рассмотрев в соответствии с ч. 17 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" жалобу ООО "Север-Авто Нева" (вх. N 3636 от 19.05.2015), переданной из Санкт-Петербургского УФАС России, на действия СПб ГУП "Завод по механизированной обработке бытовых отходов" (далее - СПб ГУП "Завод МПБО-2") при проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку автошин для нужд СПб ГУП "Завод МПБО-2" (извещение N 31502321421), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Ленинградское УФАС России) поступила жалоба ООО "Север-Авто Нева" (вх. N 3636 от 19.05.2015), переданная из Санкт-Петербургского УФАС России, на действия СПб ГУП "Завод по механизированной обработке бытовых отходов" (далее - СПб ГУП "Завод МПБО-2") при проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку автошин для нужд СПб ГУП "Завод МПБО-2" (извещение N 31502321421).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушение положений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
ООО "Север-Авто Нева" указывает следующее.
Согласно п. 11.2.2 Тома 2 документации о проведении открытого конкурса (стр. 1), установлены следующие квалификационные требования к участнику:
а) участник подтверждает опыт поставок автомобильных шин в 2013-2014 годах;
б) участник подтверждает свое местонахождение на территории г. Санкт-Петербург и Ленинградской области;
в) участник подтверждает опыт поставок автомобильных шин в 2014 году для нужд Заказчика;
г) наличие собственных или арендованных складских помещений на территории г. Санкт- Петербург и (или) Ленинградской области.
Исходя из буквального толкования требования пункта в), следует, что в качестве критерия "квалификационные требования к участнику" учитывается наличие опыта сотрудничества с самим Заказчиком - СПб ГУП "Завод МПБО-2". Данное требование влечет за собой сужение количества участников, которые сводится лишь к контрагентам Заказчика, что нарушает принцип равноправия и создает ограничение конкуренции по отношению к другим участникам закупки.
Установление такого критерия объективно лишает участников закупки, не имевших опыта сотрудничества с заказчиком, возможности победить в торгах. Как следствие, обстоятельство влечет за собой отсутствие у таких участников намерения принимать участие в торгах по причине бессмысленности такого участия.
Условия пункта б) о наличии у участника местонахождения исключительно в г. Санкт- Петербург и Ленинградской области также нарушает требования Закона о контрактной системе и ведет к ограничению конкуренции. Согласно положениям проекта договора, обязанность по доставке товара лежит на поставщике, таким образом, участник конкурса сам в состоянии оценить экономическую эффективность доставки товара из другого субъекта РФ и соответственно принять решение о возможности участия в конкурсе.
Установление столь узких ограничивающих критериев не позволяет выявить участника закупки, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотреблений в указанной сфере, а также, не способно обеспечить равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в конкурсе, что противоречит действующему законодательству.
На уведомление Ленинградского УФАС России СПб ГУП "Завод МПБО-2" сообщило следующее.
В пунктах 4 и 5 статьи 4 Положения о закупке установлено следующее.
Пункт 4: При проведении конкурса, электронного аукциона, запроса котировок заказчик в зависимости от предмета закупки обязан установить следующие требования к участникам:
- о соответствии участника закупки требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки;
- о наличии у участника закупки исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на объекты интеллектуальной собственности.
Пункт 5: При проведении конкурса, электронного аукциона, запроса котировок вне зависимости от предмета закупки заказчик устанавливает следующие обязательные требования к участникам торгов:
об отсутствии в отношении участника торгов процедур ликвидации или банкротства; об отсутствии у участника торгов задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей;
об отсутствии приостановления деятельности участника торгов в качестве санкции за административное правонарушение;
об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 Федерального закона N 223-ФЗ, и (или) реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ;
об отсутствии у участника негативного опыта сотрудничества с Заказчиком или аффилированными с ним юридическими и физическими лицами.
Однако в пункте 7 вышеуказанного Положения установлено, что кроме указанных в пунктах 4 - 6, 9 Статьи 4 настоящего Положения о закупке Заказчик вправе устанавливать дополнительные требования к участникам закупок.
Согласно пункту 9 данного Положения закреплено, что в целях применения должной осмотрительности при проведении конкурсных процедур в конкурсной документации может быть предусмотрено предоставление дополнительной информации об участнике конкурсных процедур, позволяющей с высокой вероятностью сделать вывод о фактическом исполнении со стороны контрагента заявленного объема работ (услуг). В числе требований могут быть запрошены уставные документы организации, подтверждение численности персонала, документация о допуске к работам (при наличии такого требования в текущем законодательстве), бухгалтерская отчетность, утвержденная в налоговых органах, включая справку об отсутствии задолженности по налогам и сборам, и иные требования. В качестве меры по обеспечению должной осмотрительности может быть осуществлено посещение места выполнения работ (услуг) участника конкурсных процедур Заказчиком, а также запрошены документы, подтверждающие наличие у участника процедуры закупок необходимого количества производственных мощностей (материально- технических ресурсов)
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ установлено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закон прямо устанавливает обязанность заказчика разработать и утвердить собственные правила проведения закупок.
Согласно вышеуказанным пунктам Положения о закупке товаров, работ, услуг заказчика торгов у последнего предусмотрено право устанавливать иные квалификационные требования к участникам закупки.
Таким образом, перечень требований к участникам закупки не является исчерпывающим.
Запрета установления квалифицирующих требований к участнику, предусмотренных п.11.2.2. Тома 2 документации о проведении открытого конкурса, а именно:
а) участник подтверждает опыт поставок автомобильных шин в 2013-2014;
б) участник подтверждает свое местонахождение на территории г. Санкт-Петербург и Ленинградской области;
в) участник подтверждает опыт поставок автомобильных шин в 2014 году для нужд Заказчика;
г) наличие собственных или арендованных складских помещений на территории г. Санкт- Петербург и (или) Ленинградской области.
не имеется.
Положение о закупках не нарушает закон "О защите конкуренции", поскольку в данной ситуации применяется специальная норма закона о закупках товаров, а не общая норма закона о конкуренции.
Указанные критерии установлены в строгом соответствии с пп. в) пункта 3 статьи 11 Положения о закупках. При этом несоответствие участника установленным требованиям не является основанием для отказа в допуске к участию в закупочной процедуре. Таким образом, условия для участия участников в закупочной процедуре призваны обеспечить потребность Заказчика в качественных товарах, в строгом соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 года N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Положением о закупках.
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что критерии, указанные в пп. а, б, в, г п. 11.2.2 документации, установлены в связи с тем, что при работе с организациями из других регионов усложняется документооборот, обмен бухгалтерской документацией, а также имеется отрицательный опыт по задержкам поставок продукции из других регионов.
Согласно объяснениям представителей заказчика, критерий "опыт поставок автомобильных шин в 2014 году для нужд Заказчика" также правомерен.
В ходе изучения и анализа Комиссией материалов данного открытого одноэтапного конкурса, доводов представителя заявителя и возражений заказчика, а также норм законодательства, были установлены следующие обстоятельства.
20.01.2015 заказчиком утверждено Положение о закупке СПб ГУП "Завод МПБО-2" (далее - Положение о закупках), которое применяется в части планирования, подготовки закупки, проведения процедур закупки, порядок заключения и исполнения договора, формирования отчетности. 28.01.2015 Положение о закупках опубликовано на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru).
30.04.2015 СПб ГУП "Завод МПБО-2" на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) было опубликовано извещение о проведении закупки в форме открытого конкурса на право заключения договора на поставку автошин для нужд СПб ГУП "Завод МПБО-2" (извещение N 31502321421).
19.05.2015 в Ленинградское УФАС России поступила жалоба ООО "Север-Авто Нева" (вх. N 3636 от 19.05.2015), переданная из Санкт-Петербургского УФАС России, на действия СПб ГУП "Завод по механизированной обработке бытовых отходов".
Изучив доводы ООО "Север-Авто Нева" а также иные материалы дела, Комиссия считает жалобу заявителя обоснованной по следующим основаниям.
Включение в документацию о закупке критерия "опыт поставок автомобильных шин в 2014 году для нужд Заказчика" ограничивает круг участников, создает преимущества организациям, имеющим опыт работы с заказчиком, как следствие, ущемляет интересы других заинтересованных лиц и противоречит положениям Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках товаров, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что действия СПб ГУП "Завод МПБО-2" по установлению в документации о закупке необоснованного критерия могут привести к ограничению конкуренции и нарушают принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Комиссия Ленинградского УФАС России принимает объяснения заказчика по поводу оснований включения в документацию критериев "подтверждение местонахождения на территории г. Санкт-Петербург и Ленинградской области", а также "наличие собственных или арендованных складских помещений на территории г. Санкт- Петербург и (или) Ленинградской области" в связи с усложнением документооборота, обмена бухгалтерской документацией, а также в связи с отрицательным опытом по задержкам поставок продукции из других регионов.
Руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "Север-Авто Нева" обоснованной.
Признать в действиях СПб ГУП "Завод МПБО-2", выразившихся в установлении в документации о закупке необоснованного критерия "опыт поставок автомобильных шин в 2014 году для нужд Заказчика", что может привести к ограничению конкуренции, нарушение положений п.2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать предписание об устранении нарушения.
Передать материалы рассмотрения жалобы уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении СПб ГУП "Завод МПБО-2" дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области N 26.05.2015 Р/05/505 (опубликовано 27 мая 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016