Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 4 июня 2012 г. N 06-14/12-163
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - Комиссия Мурманского УФАС) в составе:
Председателя комиссии - Чечениной Светланы Адольфовны, заместителя руководителя Мурманского УФАС России;
Членов комиссии:
Ермаковой Маргариты Евгеньевны - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа;
Савенок Кристины Анатольевны - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа,
при участии представителя Администрации города Мурманска - <Б_> (по доверенности N 05-42/631 от 24.02.2012 года),
представителя Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Поликлиника N 5" г Мурманска - <М_> (по доверенности б/н от 01.06.2012 года),
генерального директора ООО "Медтехника-ТО" - <В_>
рассмотрев жалобу ООО "Медтехника-ТО" на действия уполномоченного органа - Отдел по формированию и размещению муниципального заказа администрации города Мурманска и муниципального заказчика - МБУЗ "Поликлиника N 5" г. Мурманска, при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме "на право заключения гражданско-правового договора бюджетного учреждения на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования МБУЗ "Поликлиника N 5" г. Мурманска, реестровый номер заказа 0349300033712000494 (далее - Открытый аукцион в электронной форме), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 28 мая 2012 года обратился участник размещения заказа ООО "Медтехника-ТО" (далее - Заявитель) с жалобой (входящий номер 3691) на действия Отдела по формированию и размещению муниципального заказа администрации города Мурманска (далее - Уполномоченный орган) и МБУЗ "Поликлиника N 5" г. Мурманска (далее - Заказчик), при проведении открытого аукциона в электронной форме "на право заключения гражданско-правового договора бюджетного учреждения на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования МБУЗ "Поликлиника N 5" г. Мурманска".
Из существа поступившей жалобы следует, что в пункте 16 документации об открытом аукционе в электронной форме установлено требование к участникам размещения заказа о наличии у них лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинского оборудования, предусматривающей в составе деятельности обслуживание приборов, аппаратов и оборудования лазерного.
Согласно данным Уполномоченным органом разъяснениям, к оборудованию лазерному им были отнесены аппарат лазерный терапевтический "Матрикс", аппарат лазерный терапевтический "Улей-2 КМ", аппарат лазерный терапевтический "Узор", аппарат физиотерапевтический лазерный АФЛ-2.
Заявитель отмечает, что согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 12 мая 2012 года N 02-8266/12, медицинская техника распределяется по видам согласно общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93.
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 перечисленное Уполномоченным органом оборудование относится к виду 94 4420 "аппараты для электролечения высокочастотные и квантовые", следовательно, относится к физиотерапевтическому оборудованию, а не к лазерному оборудованию.
ООО "Медтехника-ТО" полагает, что установление в документации об Открытом аукционе в электронной форме требования о наличии у участника размещения заказа лицензии на обслуживание приборов, аппаратов и оборудования лазерного является неправомерным и ограничивает круг участников торгов.
Уполномоченный орган и Заказчик с доводами жалобы не согласны, полагают, что включение оспариваемого требования законно и обоснованно, поскольку подлежащее техническому обслуживанию оборудование относится к лазерному оборудованию, а его осуществление предполагает наличие у исполнителя соответствующей лицензии.
Комиссия Мурманского УФАС, проанализировав доводы Заявителя, возражения Уполномоченного органа, Заказчика, исследовав представленные документы, приходит к следующим выводам.
Из существа дела следует, что Уполномоченным органом 18 мая 2012 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме "на право заключения гражданско-правового договора бюджетного учреждения на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования МБУЗ "Поликлиника N 5" г. Мурманска". Реестровый номер заказа 0349300033712000494.
Заказчик: Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Поликлиника N 5" г. Мурманска.
Уполномоченный орган: Отдел по формированию и размещению муниципального заказа администрации города Мурманска.
Предмет гражданско-правового договора бюджетного учреждения: оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования МБУЗ "Поликлиника N 5" г. Мурманска.
Объем оказываемых услуг: в соответствии с разделом 4 "Техническое задание".
Начальная (максимальная) цена гражданско-правового договора бюджетного учреждения: 87 218,57 (восемьдесят семь тысяч двести восемнадцать руб. 57 коп.) рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме (по местному времени): 10 час. 00 мин. 29.05.2012 года.
Дата окончания срока рассмотрения заявок: 01.06.2012 года.
Дата проведения открытого аукциона: 04.06.2012 года.
Требования к содержанию аукционной документации установлены в статье 41.6 Закона о размещении заказов.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, аукционная документация должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В силу пункта 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению.
Состав (виды) услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования, входящие в цену договора, указаны в пункте 4.3 аукционной документации. Перечень оборудования, подлежащего техническому обслуживанию, поименован в пункте 4.1 аукционной документации. Так, например, техническому обслуживанию подлежат аппарат лазерный терапевтический "Матрикс", аппарат лазерный терапевтический "Улей-2 КМ", аппарат лазерный терапевтический "Узор", аппарат физиотерапевтический лазерный АФЛ-2.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, при размещении заказа путем проведения торгов устанавливается обязательное требования к участникам размещения заказа об их соответствии требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Пунктом 16 аукционной документации предусмотрено, что к участникам размещения заказа устанавливается требование о наличии у них действующей лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинского оборудования, предусматривающей в составе данной деятельности обслуживание следующих видов медицинского оборудования:
- приборы, аппараты и оборудование для физиотерапии;
- приборы, аппараты и оборудование лазерные;
- приборы, аппараты и оборудование для функциональной диагностики;
- приборы, аппараты, оборудование и инструменты для хирургии и нейрохирургии;
- стерилизационное оборудование.
В соответствии с пунктом 3.1 Информационной карты аукционной документации, в составе второй части заявки на участие в Открытом аукционе в электронной форме участник должен представить копию лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинского оборудования, предусматривающей в составе данной деятельности обслуживание следующих видов медицинского оборудования: приборы, аппараты и оборудование для физиотерапии; приборы, аппараты и оборудование лазерные; приборы, аппараты и оборудование для функциональной диагностики; приборы, аппараты, оборудование и инструменты для хирурги и нейрохирургии; стерилизационное оборудование.
Согласно пункту 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), лицензированию подлежит производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники.
Положение о лицензировании технического обслуживания медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) утверждено Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 32 (далее - Постановление N 32).
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 32, лицензирование технического обслуживания медицинской техники осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
Техническое обслуживание медицинской техники включает в себя действия по поддержанию и восстановлению исправности и работоспособности медицинской техники при ее использовании по назначению.
В лицензиях, выдаваемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, указываются следующие виды медицинской техники, подлежащей техническому обслуживанию: аппараты и оборудования для травматологии и механотерапии; аптечное оборудование; бальнеологическое и водолечебное оборудование; дезинфекционное оборудование; клинико-диагностические приборы и аппараты; косметологическое оборудование; мебель медицинская; наркозно - дыхательные и реанимационные приборы, аппараты и оборудование; приборы, аппараты и оборудование для акушерства, гинекологии и неонатологии; приборы, аппараты и оборудование для оториноларингологии; приборы, аппараты и оборудование для офтальмологии; приборы, аппараты и оборудование для рентгенологии; приборы, аппараты и оборудование для томографии; приборы, аппараты и оборудование для урологии и очищения крови вне организма; приборы, аппараты и оборудование для физиотерапии; приборы, аппараты и оборудование для функциональной диагностики; приборы, аппараты и оборудование лазерные; приборы, аппараты и оборудование, применяемые при лабораторных, морфологических исследованиях и в учреждениях санитарно-эпидемиологического профиля; приборы, аппараты, оборудование и инструменты для стоматологии; приборы, аппараты, оборудование и инструменты для хирургии и нейрохирургии; слуховые аппараты; стерилизационное оборудование; эндоскопическое оборудование.
ООО "Медтехника-ТО" обладает лицензией N 99-08-000554 от 26 июня 2009 года Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, дающей юридическому лицу право осуществлять деятельность по техническому обслуживанию всех указанных видов медицинской техники, за исключением приборов, аппаратов и оборудования для томографии, а также приборов, аппаратов и оборудования лазерного.
Заявитель полагает, что включенные в перечень медицинского оборудования, подлежащего техническому обслуживанию, аппарат лазерный терапевтический "Матрикс", аппарат лазерный терапевтический "Улей-2 КМ", аппарат лазерный терапевтический "Узор", аппарат физиотерапевтический лазерный АФЛ-2 относятся к виду медицинской техники - приборы, аппараты и оборудование для физиотерапии, в то время как Заказчиком они ошибочно отнесены к приборам, аппаратом и оборудованию лазерному.
В обоснование своей позиции ООО "Медтехника-ТО" ссылается на письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития N 02-8266/12 от 12 мая 2012 года, в котором Росздравнадзор сообщает, что медицинская техника распределяется по видам согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 и применению в медицине. Заявитель полагает, что указанные аппараты по Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 относятся к виду "аппараты для электролечения высокочастотные и квантовые", то есть являются физиотерапевтическими.
Каких-либо документов, подтверждающих отнесение аппарата лазерного терапевтического "Матрикс", аппарата лазерного терапевтического "Улей-2 КМ", аппарата лазерного терапевтического "Узор", аппарата физиотерапевтического лазерного АФЛ-2 к приборам, аппаратам и оборудованию для физиотерапии Заявителем не представлены.
Комиссия Мурманского УФАС критично оценивает ссылку ООО "Медтехника-ТО" на письмо Росздравнадзора от 12 мая 2012 года N 02-8266/12, во-первых, поскольку данный документ не является ненормативным правовым актом, во-вторых, в нем сообщается о том, что медицинская техника распределяется по видам согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, что не свидетельствует об относимости указанных в аукционной документации аппаратов к физиотерапевтическим, равно как не опровергает их принадлежность к аппаратам лазерным.
В ходе рассмотрения жалобы ООО "Медтехника-ТО" Заказчиком представлены паспорт на аппарат лазерный терапевтический "Матрикс", паспорт на аппарат лазерный терапевтический "Улей-2 КМ", паспорт на аппарат лазерный терапевтический "Узор".
В паспорте на аппарат лазерный терапевтический "МАТРИКС" указано, что данный аппарат предназначен для низкоинтенсивной лазерной и магнитолазерной терапии в различных областях медицины: гинекология, дерматология, кардиология, оториноларингология, стоматология, пульмонология, урология и др. По степени опасности генерируемого излучения аппарат относится к классу 3А по гост Р 50723.
ГОСТ Р 50723 "Лазерная безопасность. Общие требования безопасности при разработке и эксплуатации лазерных изделий" (далее - ГОСТ Р 50723) устанавливает требования по безопасности к лазерным изделиям на стадии проектирования, изготовления, эксплуатации и при сертификации. Стандарт распространяется на все лазеры и изделия на основе лазеров. Лазерные изделия в зависимости от генерируемого излучения подразделяются на четыре класса опасности:
Класс 1 - лазерные изделия безопасные при предполагаемых условиях эксплуатации;
Класс 2 - лазерные изделия, генерирующие видимое излучение в диапазоне длин волн от 400 до 700нм. Защита глаз обеспечивается естественными реакциями, включая рефлекс мигания.
Класс 3А - лазерные изделия безопасные для наблюдения незащищенным глазом. Для лазерных изделий, генерирующих излучение в диапазоне длин волн от 400 до 700 нм, защита обеспечивается естественными реакциями, включая рефлекс мигания. Для других длин волн опасность для незащищенного глаза не больше, чем для класса 1.
Класс 3 В - непосредственное наблюдение таких лазерных изделий всегда опасно. Видимое рассеянное излучение обычно опасно.
Класс 4 - лазерные изделия, создающие опасное рассеянное излучение. Они могут вызывать поражения кожи, а также создавать опасность пожара. При их использовании следует соблюдать особую осторожность.
Класс опасности лазерных изделий определяется при их разработке и указывается в технических условиях на изделие, эксплуатационной, ремонтной и другой технической и рекламной документации. Каждое лазерное изделие должно иметь знак (знаки) предупреждения о лазерное опасности с указанием класса изделия.
В соответствии с пунктом 10.3 ГОСТ Р 50723, к ремонту, наладке, испытанию лазерных изделий допускаются лица, имеющие соответствующую квалификацию.
В паспорте МВРИ.941536.001 ПС на аппарат лазерный терапевтический (АЛТ) "Улей-2 КМ" отмечено, что данный аппарат относится по классификации к медицинским лазерным аппаратам и предназначен для применения в терапии, кардиологии, стоматологии, гинекологии, фтизиатрии, а также для биологических исследований влияния лазерного излучения на биологические объекты. К работе с лазерным аппаратом допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста и прошедшие курсы обучения по работе с лазерными установками. Обслуживающий персонал должен работать в защитных очках типа CЗС-22 или CЗС-23, ослабляющих соответствующее лазерное излучение.
Согласно паспорту ТВ 2.900.001 ПС на аппарат лазерный терапевтический "Узор", данный аппарат предназначен для исследования влияния низкоинтенсивного лазерного импульсного излучения ближней ИК-области спектра от полупроводниковых излучателей на биологические ткани. При работе с аппаратом недопустимо попадание прямого и отраженного излучения на органы зрения. Персонал должен работать в защитных очках. Аппарат должен эксплуатироваться при соблюдении правил безопасности согласно "Санитарных норм и правил устройства и эксплуатации лазеров" N 2392-82 для II класса лазерной безопасности.
Как следует из разъяснений Уполномоченного органа и Заказчика, аппарат физиотерапевтический лазерный АФЛ-2 относится к аппаратам лазерным, на нем имеется знак лазерной опасности по ГОСТ 12.04.026-2001 "Система стандартов безопасности труда. Цвета стальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний".
Таким образом, из представленных документов следует, что в состав медицинской техники, подлежащей техническому обслуживанию, включены аппараты лазерные (информация об этом содержится в паспортах на соответствующие аппараты, изделиям присвоены классы лазерной опасности). Поскольку пунктом 17 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании предусмотрено лицензирование деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники, Уполномоченным органом правомерно включено требование о наличии у участников размещения заказа соответствующей лицензии, дающей им право осуществлять техническое обслуживание приборов, аппаратов и оборудования лазерного.
Доказательств того, что подлежащие техническому обслуживанию аппараты лазерные являются не лазерными, а терапевтическими ООО "Медтехника-ТО" не представлено.
Руководствуясь статьями 17, 60 Закона о размещении заказов, Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, решила:
Признать жалобу ООО "Медтхника-ТО" необоснованной.
Резолютивная часть решения оглашена 04 июня 2012 года.
В полном объеме решение изготовлено 06 июня 2012 года.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 4 июня 2012 г. N 06-14/12-163
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016